Семинар № 4. Гносеологические направления в философии

 

Задачи семинара:

1) осветить основные гносеологические направления, сложившиеся в истории философии: эмпиризм, рационализм, интуитивизм;

2) обсудить, почему в западноевропейской традиции гносеология является «полицейской наукой», следящей за соблюдением границ научного познания;

3) раскрыть самобытность русской теории познания, исходя из тезиса Франка об онтологизме и антирационализме отечественного типа мышления.

Биография Франка

Семен Людвигович Франк (1877–1950) – русский философ, прошедший сложный духовный путь от «легального марксизма» к «христианскому реализму». Будущий мыслитель родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Отец Франка был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени и дворянского титула за службу во время русско-турецкой войны. Дедушка учил мальчика чтению и пониманию Библии, создав благодатную почву для дальнейшего обращения уже зрелого Франка к философскому осмыслению религии. В юном же возрасте Семен Людвигович был настолько увлечен идеями Маркса, что поступил на юридический факультет Московского университета. В 1922 году Семен Людвигович вместе с большой группой отечественных мыслителей был выслан из советской России. «Философский пароход», или «корабль дураков ХХ века», как его окрестили немцы, стал началом сложных испытаний для Семена Людвиговича, его супруги Татьяны Сергеевны Барцевой и их детей (Виктора, Натальи, Алексея и Василия). Однако, по словам сына Франка, именно на чужбине философу удалось создать свои наиболее зрелые труды. В Берлине, Париже, Лондоне Франк продолжит работу над созданием собственной философской системы и воплощением принципа всеединства, согласно которому любое частное знание есть «частичное знание целого». Именно стремление к целостности, равно как и к ясному, продуманному изложению, определит основные сочинения Франка: «Предмет знания», «Духовные основы общества», «Непостижимое».

 

Вопросы к фрагменту из работы Франка «Русское мировоззрение»:

1) Какова роль интуиции в русской философской литературе?

2) Почему для Франка подход к философии в качестве мировоззрения важнее определения научного статуса философии?

3) Найдите в тексте определение двух типов мышления: эмпиризма и рационализма.

4) Для обоснования какой мысли автор пишет о научных открытиях русских ученых?

5) Раскройте тезис Франка о том, что самобытность русской теории познания заключается в антирационализме.

6) В чем состоит различие в понимании опыта русскими мыслителями и представителями английского эмпиризма?

7) Чем отличается смысл жизненного опыта от опыта чувственных данных?

8) Что является основным предметом познания в немецкой гносеологии?

9) Объясните тезис Франка: «факт познания – есть часть бытия».

10) Кого называют русским Сократом?

11) Кто из русских мыслителей ввел понятие «живознание»?

12) Какова роль веры в русской религиозной философии?

13) Для западноевропейской философии непосредственно первичным является сознание, а не бытие человека. Найдите в тексте критику этой позиции.

14) Как понимать формулу Декарта «Мыслю, следовательно, существую»?

15) Почему Франк убежден, что в рационалистической традиции Декарта акт познания не выражает само бытие, а, напротив, ему противостоит?

16) Франк считает, что русская мысль движется от «sum» к «cogito», от существования к мышлению. А какой способ мышления характерен для Декарта?

17) В чем состоит онтологизм русского типа мышления?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: