double arrow

Тема № 2. Исторические типы философии.

Философские традиции и современные дискуссии

Семинар № 2. Психоаналитическая парадигма культуры

 

Задачи семинара:

1) выявить отличительные черты психоаналитической парадигмы культуры путем сопоставления новаторских идей Фрейда с классическими постулатами рационалистической традиции мышления;

2) обсудить со студентами особое понимание Фрейдом культуры как системы запретов и ограничений на примере «Недовольство культурой»;

3) определить роль принципа сублимации влечений в творческой деятельности.

Биография Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский ученый, прославившийся своими психоаналитическими исследованиями и нестандартными подходами к лечению неврозов. Зигмунд Фрейд родился во Фрайберге, однако уже спустя год семья была вынуждена переехать в Лейпциг, а затем и в Вену по причине серьезных финансовых трудностей. Однако ни стесненное материальное положение, ни антисемитские насмешки однокурсников не помешали юноше блестяще закончить медицинский факультет Венского университета. Опыт противостояния большинству научит Фрейда стойкости духа и независимости суждений. Когда нацисты публично сожгут книги ученого, основатель глубинного психоанализа не без иронии отметит прогресс, совершенный человечеством: «В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги». Какие же идеи Фрейда вызвали такой общественный резонанс? Разум в концепции австрийского мыслителя низводится до статуса слуги, поскольку управляет человеком не он, а скрытые бессознательные силы. Психика человека, согласно открытию Фрейда, не ограничивается только феноменом сознания, но представляет собой сложную структуру, образованную тремя уровнями: Я – Оно – СверхЯ. Разобраться в собственной психической жизни без помощи психоаналитика человек уже не может – ему требуется специалист, способный истолковать символику бессознательного. Таким образом, личность определяется не столько мышлением, сколько напряженным противостоянием двух фундаментальных инстинктов: Эроса и Танатоса (влечения к удовольствию и влечения к смерти). Ориентир античных философов – «Познай самого себя!» – сменяется психоаналитическим вектором: другой знает тебя лучше, чем ты сам. Впервые предметом научного исследования становятся табуированные ранее темы секса и агрессии. Понятия Эдипова комплекса и комплекса Электры, либидо (половой энергии) и сублимации (одухотворения низших потребностей) теперь неразрывно связаны с именем Фрейда, а работы австрийского мыслителя признаны классикой психоанализа: «Толкование сновидений» (1899), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Недовольство культурой» (1930).

 

Вопросы к фрагменту из работы Зигмунда Фрейда «Недовольство культурой»:

1) В чем заключается цель и смысл жизни человека?

2) Каким принципом Фрейд измеряет счастье людей?

3) Приведите исторические примеры враждебности одной культуры к другой.

4) Какие примеры разрушительного отношения христианской культуры в отношении к язычеству вы знаете?

5) Утверждает ли идеология христианства высшую ценность земной жизни?

6) Что ограничивает принцип удовольствия?

7) Поясните фразу З. Фрейда: «боги – культурные идеалы».

8) Как вы понимаете следующее выражение: «Человек стал, так сказать, богом на протезах»?

9) Какое слово Фрейд использует для изменения цели эротического влечения?

10) Раскройте следующее положение: «Сублимация – это судьба, навязанная влечениям».

11) Что имел в виду Фрейд, говоря, что под покровом культуры скрывается «дикий зверь»?

12) Жизнь представляет собой единство и борьбу двух влечений. Назовите их.

13) Как действует инстинкт смерти?

14) Как вы понимаете следующее высказывание Фрейда: «Для оправдания Бога потребовался дьявол»?

15) Какую роль исполняет «сверх-я»?

16) Сформулируйте роковой вопрос для рода человеческого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: