И философия истории
Семинар № 6. Анализ современного общества
Задачи семинара:
1) осветить проблематику социальной философии, взяв за основу работу французского постмодерниста Жана Бодрийяра;
2) обсудить значение рекламы в формировании новых технологий воздействия на потребителя;
3) проанализировать роль социальных структур в жизни индивида через призму таких философских понятий, как «терроризм заботы», «социальная инквизиция», «идеология дара».
Биография Бодрийяра
Жан Бодрийяр ( 1929–2007) – француз-ский философ, теоретик культуры и социолог, оказавший своими сочинениями огромное влияние на художественную практику постмодерна. «Меланхолический Ницше», волшебник постмодернистской сцены, «Уолт Дисней современной метафизики» – такими определениями наградила современность одного из самых читаемых критиков постиндустриального общества. Однако сам Бодрийяр неоднократно заявлял о том, что не является постмодернистом и не разделяет постмодернистский принцип смешения всего со всем. Родившийся в Реймсе, в семье служащего, Бодрийяр получает профессиональное филологическое образование и посвящает свои первые научные исследования творчеству Ницше, Лютера и Гельдерлина. Талант слова, острый критический ум и философская проницательность в отношении событий обыденной жизни снискали французскому философу славу «легкого» и «модного» мыслителя. В работах «Общество потребления» (1970), «Зеркало производства» (1975), «Символический обмен и смерть» (1976) Бодрийяр дает иронический портрет современности, уставшей от видимости изобилия и пытающейся выжить среди обломков культуры.
|
|
Вопросы к фрагментам из работы Бодрийяра «Общество потребления»:
1) Какой аргумент, по мысли Бодрийяра, разоблачает миф о том, будто бы целью потребления является наслаждение?
2) Почему пуританская мораль запрещает расточительство?
3) Какая обязанность вменяется современному потребителю?
4) Что выступает аналогом принуждения к труду и производству в новой этике?
5) Приведите примеры из современной рекламы, подтверждающие следующий императив: «вы не имеете права не быть счастливым».
6) Какое поведение в обществе потребления расценивается как асоциальное?
7) Чем Бодрийяр объясняет оживление универсальной любознательности?
8) Что скрывается «под покровом безвозмездности» рекламы?
9) В чем Бодрийяр видит социальную функцию рекламы?
10) При помощи каких технологий потребителю внушается мысль о возможном чуде бесплатности?
11) Как Бодрийяр объясняет хитрость рекламы?
12) Кому выгодно поддерживать у современных граждан веру в то, что социальный организм серьезно болен?
|
|
13) Кого Бодрийяр называет жрецами двадцатого века?
14) Раскройте смысл названия «Двусмысленность и терроризм заботы». Зачем автор в заглавии использует оксюморон?
15) Как французский философ раскрывает действие социальной инквизиции?
16) Кто считает, что человек не имеет права быть в одиночестве?
17) В чем проявляется репрессивность социальных структур? Приведите примеры, когда под маской сверхзаботливости скрывалось желание осуществлять контроль над вашими мотивациями?