Семинар № 7. Концепция личной любви
Задачи семинара:
1) показать актуальность антропологической проблематики для современной философской мысли;
2) раскрыть любовь как фундаментальный способ бытия человека;
3) обсудить значение двух тезисов, ключевых для антропологии Гартмана: «Влюбленный сам выходит за свои пределы»; «Любящий заново рождает любимого».
Биография Гартмана
Николай Гартман (1882–1950) – немецкий мыслитель, считающийся автором последней в ХХ веке целостной философской системы. «Забытый философ» – так охарактеризовал Гартмана отечественный специалист по неокантианству А.Н. Малинкин, имея в виду малую известность трудов Гартмана среди русскоязычной аудитории. Николай Гартман родился в Риге в семье инженера Карла Августа и дочери пастора Хелены. Закончив филологический факультет Санкт-Петербургского университета, Гартман уехал в Марбург в 1905 г. Именно Марбург с его традициями неокантианства сформировал Гартмана как мыслителя. Под влиянием идей Канта, а во многом и в полемике со своим великим предшественником, определяется ключевая интенция гартмановского стиля: философия этических ценностей. Ориентация на «ценностную этику» доминирует в ключевых произведениях автора. К числу монументальных трудов Гартмана относится «Этика» (1925), фрагмент из которой приводится ниже.
Вопросы к фрагменту из работы Гартмана «Этика»:
1) Какие виды любви выделяет Гартман?
2) Чем отличается личная любовь от любви к ближнему и любви к дальнему?
3) Какой смысл вкладывает автор в добродетель личностности?
4) На что направлена всякая любовь?
5) Личная любовь открывает новое измерение существования любящего. В чем оно заключается?
6) Какое отношение имеет личная любовь к смыслу бытия человека?
7) Гартман обращается к метафорическому образу зеркала. Кто является зеркалом в любви и что он отражает?
8) Каким образом в любви согласуются эмпирический и идеальный уровни любящих?
9) Как проявляется отношение любящего к любимому как эмпирическому существу?
10) Во что верит любящий?
11) Какими словами автор описывает историю любви?
12) Любовь есть взаимоотношение личностей в двух мирах. Какие это два мира?
13) В чем заключается диалектика конечного и бесконечного в любви?
14) Кому яснее открывается собственная сущность человека: своему сознанию или сознанию другого?
15) Какими словами автор передает нравственный характер любви?
16) Присущ ли любви момент обладания любимым?
17) Как понимать слова: «только направляясь на личностность другого, человек творит и совершенствует себя»?
18) Как ощущает любящий свою власть над любимым?
19) Что означает фраза: «влюбленный сам выходит за свои пределы»?