Расходы можно классифицировать и в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы - на государственные и муниципальные

Состав и направления расходования средств государством определяются характером функций, которой выполняются.

В состав государственных расходов, связанных с политическими функциями, входят: содержание армии, государственного аппарата власти и управления, посольств, консульств, уплата взносов в международные организации и др.

В состав расходов, связанных с осуществлением государством экономических функций, входят государственные инвестиции в сфере экономической инфраструктуры, поддержка государственных предприятий, расходы на внешнеэкономическую деятельность, развитие среднего и малого бизнеса и др. Необходимо особо отметить огромное значение государственных расходов на экономику для регулирования рыночных отношений. Механизм функционирования расходов способствует развитию внутреннего и расширению внешних рынков сбыта. Большая роль государства в условиях привлечения иностранного капитала. При этом нельзя недооценивать значение государственных гарантий возврата заемного капитала. Государственные расходы стали одним из главных инструментов концентрации и централизации капитала.

Особое место в системе государственных расходов занимают расходы на социальные нужды - образование, науку, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и др. На современном этапе развития общества социальные функции государства расширились, что объективно связано с требованиями научно-технического прогресса, в частности с экономическими потребностями воспроизводства и подготовки высококвалифицированной рабочей силы. При этом государство развивает старые и внедряет новые формы социального страхования, повышает общеобразовательный уровень населения, расширяет систему профессиональной подготовки.

В зависимости от источников финансирования и планирования их в бюджетах расходы могут подразделяться на централизованные (то есть такие, которые финансируются из государственного и местных бюджетов и государственных целевых внебюджетных фондов) и децентрализованные (за счет собственных средств предприятий различных форм собственности).

В процессе деятельности по осуществлению расходов государства и органов местного самоуправления возникает широкий круг отношений, которые всегда приобретают форму правоотношений и носят денежный характер. Однако эти отношения регулируются различными отраслями права: финансового, гражданского, хозяйственного и др.

В финансово-правовых отношениях по расходам всегда участвуют три субъекта:

1) орган, уполномоченный государством или органом местного самоуправления, составляет публичный интерес, поскольку отношения возникают на пользу не отдельной юридического или физического лица, а в пользу государства или местного самоуправления;

2) банк, через который Государственное казначейство выдает средства;

Получатель денежных средств. Получателем денежных средств выступают государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации. А если есть решение о выделении средств из Государственного или местного бюджета предприятиям негосударственной или немуниципальных формы собственности, средства будут выданы и им.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения в сфере расходов, составляет раздел особенной части финансового права. В этих отношениях отражается специфика правовых режимов государственных и муниципальных расходов, и поэтому отношения в сфере расходов составляют несколько правовых институтов.

Правовой режим финансирования расходов зависит от фонда, из которого финансируется конкретная расход, от форм собственности предприятий, получающих денежные средства для своего функционирования, поэтому и регулируются отношения в сфере расходов нормами многих законодательных актов.

В финансовом праве нормы, регулирующие государственные расходы, выделенные в отдельный институт. Все государственные расходы закрепляются в соответствующих актах законодательства и планово-финансовых актах. Так, например, расходы Государственного бюджета Украины отражены в законе о Государственном бюджете, который ежегодно принимается, объемы и структура расходов местных бюджетов всех уровней устанавливается решениями соответствующих местных советов, расходы децентрализованных фондов закреплены в финансовых планах-балансах и сметах предприятий, организаций и учреждений.

Государственные и муниципальные расходы как экономическая категория тесно связаны с государственными (муниципальными) доходами. Государство и органы местного самоуправления, планируя расходы, обязательно находят возможности покрытие их за счет планируемых на следующий бюджетный период доходов. Несбалансированность расходной и доходной части бюджета ведет к дефициту бюджета, необходимости поиска возможностей для его покрытия и нарушение ст. 95 Конституции Украины, которая установила, что государство стремится сбалансированности бюджета Украины.

В случаях недостатка бюджетных средств для покрытия всех расходов, включенных в бюджет, применяется секвестр расходов, то есть пропорциональное сокращение всех расходов, кроме защищенных (ст. 55 Бюджетного кодекса). Защищены расходы определяются ежегодно законом о Государственном бюджете Украины. Так, ст. 32 Закона о Государственном бюджете утвержден перечень защищенных статей расходов общего фонда Государственного бюджета Украины экономически структурой классификации расходов:

- Заработная плата сотрудников бюджетных учреждений;

- Начисления на заработную плату;

- Приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

- Обеспечение продуктами питания;

- Выплата процентов по государственному долгу;

- Выплата коммунальных услуг электроносителей;

- Трансферты населению;

- Трансферты местным бюджетам;

- Строительство (приобретение) жилья для военнослужащих и обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и реабилитации, реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины, расходы на разведывательную деятельность, обеспечение существования взрыво-пожаробезопасен арсеналов, баз и складов оружия, ракет и боеприпасов, утилизацию обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения и использования, а также расходы на подготовку кадров высшими учебными заведениями I-IV уровней аккредитации, фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки.

В Государственном бюджете расходная часть, начиная с 2000 года, делится на две части - общую и специальную, а в Бюджетном кодексе дается распределение полномочий между уровнями бюджетной системы Украины и механизм делегирования полномочий. Статья 82 Бюджетного кодекса устанавливает расходы, которые финансируются из Государственного бюджета, а ст. 87 - государственные программы.

Из Государственного бюджета Украины финансируются расходы на:

1) государственное управление - законодательную, исполнительную власти, аппарат Президента Украины;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и содействие научно-техническому прогрессу государственной важности, международные научные и информационные связи государственного значения;

5) национальную оборону;

6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

7) образование; специальные школы государственной формы собственности; общеобразовательные школы;

8) охрану здоровья;

9) социальная защита и социальное обеспечение;

10) культуру и искусство;

11) государственные программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы;

12) физическую культуру и спорт;

13) государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;

15) государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций, информатики;

16) государственные инвестиционные проекты;

17) государственные программы по охране окружающей природной среды, ядерной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

18) создание и пополнение государственных запасов и резервов;

19) обслуживание государственного долга;

20) проведение выборов и референдумов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: