Показатели рентабельности. Показатели рентабельности должны быть интересны, прежде всего, крупным собственникам и руководителям данного предприятия

Показатели рентабельности должны быть интересны, прежде всего, крупным собственникам и руководителям данного предприятия.

По величине прибыли после налогообложения можно судить о потенциальных возможностях по выплате дивидендов, вложении средств в новое производство, возврата долгосрочного кредита и т.п.

 

Показатель рентабельности производства (ROC) рассчитывается по формуле:

, (5.19)

где ПпН - прибыль после налогообложения (EAT);

C – себестоимость проданной продукции.

Данный показатель дает представление о том, каков размер средств получает предприятия от вложения 1 руб. в производство реализуемой в соответствующем периоде продукции.

Для данного показателя существуют следующие границы качественной оценки, представленные в табл. 5.10.

Таблица 5.10

Ранжирование значений показателя рентабельности производства

 

Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо
Значение показателя более 26% От 15% до 25% от 7,5% до 14% Менее 7,4%

 

Показатель рентабельности активов (ROTA) равен:

, (5.20)

где А - балансовая сумма активов.

Данный показатель дает представление о том, на какой доход может рассчитывать инвестор, вложив 1 руб. в любой вид активов анализируемого предприятия. Показатель может быть полезен крупным инвесторам или крупным кредиторам. Показатель не имеет четких критериев оценки, так как в каждом конкретном случае инвестор вынужден учитывать не только количественные, но и качественные факторы, оказывающие существенное влияние на текущую деятельность анализируемой организации.

 

Показатель рентабельности собственного капитала (ROE) и показатель рентабельности уставного капитала (РУК) рассчитываются:

; (5.22)

, (5.23)

где СС - собственный (акционерный) капитал, принадлежащий основным акционерам; УК – уставный капитал (включая добавочный).

Величина уставного капитала может вследствие инфляции иметь номинально очень маленький размер, поэтому часто на практике оценку рентабельности уставного капитала заменяют оценкой рентабельности собственного капитала, принадлежащего основным акционерам.

Как и при ранжировании показателя прибыльности вложений в уставный капитал, ранжирование показателя рентабельности уставного капитала производится исходя из сопоставления с указанными ранее индикаторными величинами (IN) по следующей схеме:

, (5.24)

где N = 1 … 4

I1 = max (RК; RГЦБ; RД; IN), т.е. выбирается максимальная по величине ставка;

I2 = max2 (RК; RГЦБ; RД; IN), т.е. выбирается вторая по величине ставка;

I3 = max3 (RК; RГЦБ; RД; IN), т.е. выбирается третья по величине ставка;

I4 = min (RК; RГЦБ; RД; IN), т.е. выбирается минимальная по величине ставка.

Р – рыночная стоимость одного рубля номинала акции соответствующего предприятия на открытом рынке (если предприятие не котируется на биржевом рынке, то в расчетах следует принимать, что Р = 1 руб.).

Рентабельность продаж (ROS, Коммерческая маржа). Коэффициент показывает, какую норму чистой прибыли приносит предприятию каждый рубль, полученный им в качестве выручки (обычно ROS выражают в процентах). По существу, это чистая экономическая рентабельность оборота, или чистая рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли коммерческая маржа превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3-5%.

Данный показатель рассчитывается по формуле:

, (6.2)

где ПпН – прибыль после налогообложения (EAT); В – выручка

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: