Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральным законом от 11 января 1995 г. N2 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Основные задачи Счетной палаты РФ:

• определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проекто в федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

• осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных

банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

• организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров

Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

• подготовку и представление заключений в обе палаты парламнта по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации провернемой организации предписания, обязательные для исполнения.

В случаяхнеоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) функционирует на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 Росфиннадзор является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление контроля и надзора:

• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

• соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

• соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

• исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

• исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфивнадзор имеет право:

• проверять в организациях, финансируемых из бюджета гос-ва, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильиость использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

• проводить в организациях любых форм собственности, получивших от провернемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов, данных с соответствующими документами и данными провернемой организации (встречная проверка);

• направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

• осуществлять контроль за своевременностью и полнотойустранения провернемыми организациями нарушений законодательства;

• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия

решений;

• давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзораидр.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow