17.1. Понятие и общая характеристика способов обеспечения законности в административно-публичной сфере.
Принцип законности основан на содержании ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой (ч. 2) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По отношению к обеспечению режима законности в административно-публичной сфере все государственные органы можно разделить на две группы:
1) органы, для которых обеспечение законности составляет не основную для них функцию деятельности: аппарат управления вообще, исполнительной власти в частности, министерства, федеральные службы и федеральные агентства, правительства субъектов РФ
2) органы, специально созданные для обеспечения законности в административно-публичной сфере.
В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности.
|
|
Исходя из сказанного, общепринятая среди ученых-административистов точка зрения состоит в том, что надзор — это суженный контроль.
Внешний контроль
- органами исполнительной власти и местного самоуправления всеми государственными органами, общественностью
Внутри системы государственных органов, осуществляющих административно-публичную деятельность,существуют различные организационно-правовые формы внутреннего контроля
Соответствующие полномочия здесь осуществляют:
1) субъекты линейной власти общей компетенции (например, правительства (администрации) субъектов РФ в отношении подведомственных им органов);
2) субъекты линейной власти внутриведомственной компетенции, которые осуществляют внутриведомственный контроль (проводимый, например, Министром внутренних дел РФ, любым первым руководителем в отношении подчиненных органов
3) субъекты функциональной власти (или межведомственной компетенции),осуществляющие так называемый внешний специальный контроль (финансовый контроль со стороны Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Счетной палаты РФ, государственный пожарный надзор
По времени осуществленияразличаются три вида контроля:
а) предварительный — осуществляемый до предоставления субъекту права на осуществление определенного вида деятельности
б) текущий — осуществляемый в процессе повседневной постоянной деятельности административных органов
в) последующий — осуществляемый после установления в деятельности подконтрольных субъектов нарушений
|
|
Государственный контроль и надзор за законностью деятельности административных органов в административно-публичной сфере осуществляют в соответствующих организационно-правовых формах следующие государственные органы:
1) органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ);
2) образуемые органами законодательной власти специальные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ);
3) Президент РФ;
4) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций и т.п.);
5) высшие исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);
6) специализированные органы административного контроля (надзора), в частности федеральные службы, государственные инспекции и другие подобные органы исполнительной власти;
7) органы прокуратуры РФ;
8) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и нижестоящие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды.
17.2. Контроль Президента Российской Федерации в административно-публичной сфере
Специфика президентского контроля определяется конституционным статусом Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ).
Президент РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80); имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил страны (ст. 83); вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 85); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87).
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115).
На основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ (ч. 1 ст. 32).
Фрмы