Предмет возрастной физиологии. Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Возрастная физиология как учебный предмет. Возрастную физиологию как науку не следует отождествлять с курсом возрастной физиологии, являющимся учебной дисциплиной в вузах. Задача возрастной физиологии как науки — познавать и открывать новое, ее задача как учебного предмета — сообщить студентам известные знания и методы, созданные наукой
Предмет курса возрастной физиологии. Курс возрастной физиологии — это самостоятельная учебная дисциплина, предметом которой является изучение физиологических особенностей детей и подростков, закономерностей их становления в процессе индивидуального развития и особенностей реакции физиологических функций на педагогические воздействия.
|
|
Главный акцент в курсе возрастной физиологии делается на тех теоретических материалах физиологической науки, которые имеют наибольшее значение в практической деятельности учителей и воспитателей. К числу таких вопросов прежде всего следует отнести закономерности высшей нервной деятельности детей и подростков и функциональные особенности их нервной системы.
Задачи курса возрастной физиологии. В числе основных задач курса возрастной физиологии необходимо назвать следующие.
1. Дать необходимые для работы педагога знания анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. 2. Сформировать правильное диалектическое понимание основных биологических закономерностей развития организма детей и подростков. 3. Ознакомить с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков. 4. Ознакомить с физиологическими механизмами таких сложных психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и физиологическими основами речи и эмоциональных реакций. 5. Развить у будущих учителей умение использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии их высшей нервной деятельности при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений.
В XIX в. работами «отца русской физиологии» �?. М. Сеченова (1829-1905) заложены основы развития многих областей физиологи и — изучение газов крови, процессов утомления и «активного отдыха», а главное — открытие в 1862 году торможения в центральной нервной системе («Сеченовского торможения») и разработка физиологических основ психических процессов человека, показав�?их рефлекторную природу поведенческих реакций человека (’Рефлексы головного мозга«, 1863 г.). Дальней�?ая разработка идей �?. М.Сеченова �?ла двумя путями. С одной стороны, изучение тонких механизмов возбуждения и торможения проводилось в Санкт-Петербургском Университете Н. Е. Введенским (1852-1922). �?м создано представление о физиологической лабильности как скоростной характеристике возбуждения и учение о парабиозе как общей реакции нервно-мы�?ечной ткани на раздражение. В дальней�?ем это направление было продолжено его учеником А. А. Ухтомским (1875-1942), который, изучая процессы координации в нервной системе, открыл явление доминанты (господствующего очага возбуждения) и роль в этих процессах усвоения ритма раздражений. С другой стороны, в условиях хронического эксперимента на целостном организме, �?. П. Павлов (1849-1936) впервые создал учение об условных рефлексах и разработал новую главу физиологии — физиологию выс�?ей нервной деятельности. Кроме того, в 1904 г. за свои работы в области пищеварения �?. П. Павлов, одним из первых русских ученых, был отмечен Нобелевской премией. Физиологические основы поведения человека, роль сочетанных рефлексов были разработаны В. М. Бехтеревым.
|
|
Крупный вклад в развитие физиологии внесли и другие выдающиеся отечественные физиологи: основатель эволюционной физиологии и адаптологии академик Л. А. Орбели, изучав�?ий условно-рефлекторные влияния коры на внутренние органы акад. К. М. Быков, создатель учения о функциональной системе акад. П. К. Анохин, основатель отечественной электроэнцефалографии — акад. М. Н.Ливанов, разработчик космической физиологии — акад. В. В. Ларин, основатель физиологии активности — Н. А. Берн�?тейн и многие др.
В области физиологии мы�?ечной деятельности следует отметить основателя отечественной физиологии спорта — проф. А. Н. Крестовникова (1885-1955), написав�?его первый учебник по физиологии человека для физкультурных вузов страны (1938) и первую монографию по физиологии спорта (1939), а также �?ироко известных ученых — проф. Е. К. Жукова, В. С. Фарфеля, Н. В. Зимкина, А. С. Мозжухина и многих др., а среди зарубежных ученых — П.-О.Астранда, А. Хилла, Р. Гранита, Р. Маргария и др.
Школьная гигиена - составная часть педагогической валеологии, выделенная в самостоятельную ветвь. Это наука о взаимодействии организма ребенка и внешней среды, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья детей и подростков и способствующих правильной организации их труда и отдыха. Предмет школьной гигиены - изучение способов охраны здоровья, гигиенических принципов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на сохранение здоровья школьников. Школьная гигиена тесно связана с возрастной физиологией (физиологией детей и подростков), педагогикой, психологией. Она охватывает широкий круг вопросов, имеющих здравосберегающее значение для школьников.
Содержание школьной гигиены может быть представлено следующим образом:
1. участок школы, гигиенические требования к его планировке и содержанию площадок;
2. здание школы - среда роста и развития человека; гигиенические требования к зданию школы, его планировке, набор помещений;
3. гигиенические требования к классам, кабинетам, лабораториям, мастерским, спортзалу (ориентация, планировка, внутренняя отделка);
•естественное, искусственное и смешанное освещение в классах; гигиена зрения, письма, чтения;
влияние мебели на осанку; роль мебели, одежды и обуви в нарушении функций опорно-двигательного аппарата; профилактика нарушений опорно-двигательной системы;
|
|
1. гигиенические требования к школьной мебели, ее маркировка и соответствие частям тела учащегося; подбор и расстановка парт в классе; основные принципы рассаживания учеников;
2. работоспособность; гигиенические основы обучения и воспитания; гигиенические требования к уроку, расписанию занятий;
3. профилактика неврозов у детей;
4. профилактика болезней школьного возраста.
Знание этих вопросов необходимо каждому педагогу, так как несоблюдение требований школьной гигиены может привести к нарушениям в развитии детского организма и вызвать различные заболевания.
Педагогическая валеология - раздел валеологии, изучающий проблемы, связанные с образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Задачи педагогической валеологии:
• сформировать знания о здоровье, о факторах, его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
• раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой (природной и социальной);
• изучить закономерности физического и психического развития детей и подростков;
• усвоить правила личной и школьной гигиены;
• раскрыть принципы здорового образа жизни подрастающего поколения;
• разработать рекомендации по оптимизации и коррекции режима труда и отдыха школьников, дать количественную и качественнуюоценку их здоровью;
• сформироватьу школьников и их родителей мотивацию к здоровому образу жизни, вовлечь родителей учащихся в здравосозидательную деятельность;
сформировать знания о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья.