Вопрос 29: Типологические особенности петербургской культуры первой половины 19 века

Восстание декабристов выявило внутреннее противоречие петербургской культуры первой половины XIX века, которое было образно отражено в пушкинском «Медном всаднике» и затем в гоголевской «Шинели». Пушкинский Петербург — это высшие достижения культуры и оплот самодержавия, архитектурный шедевр и убогие окраины, где жили бедные. Столкновение в российской столице двух враждебных сил: Государства и Личности. Противостояние оказывается трагическим для маленького человека. Тема эта истинно петербургская: с такой силой, драматизмом и жестокостью она не могла проявиться ни в одном другом городе, в том числе и в Москве. Отличительной чертой петербургской культуры первой половины XIX века является гармоничность.

Творчество Пушкина, с одной стороны, разрешило все противоречия, над которыми билась русская культура XVIII века, преодолело односторонность всех ее течений — классицизма и сентиментализма, славянизма и европеизма (западничества), дидактичности и гедоничности, жанровую оппозицию оды и сатиры. А с другой — оно стало абсолютной величиной и идеальным образцом для всего последующего развития отечественной словесности, всего русского искусства и культуры «золотого века», ибо в нем слиты воедино и уравновешены главные ее «позиции» — познавательная, гражданственно-политическая, эстетическая.

Гармоничность присутствовала и в сфере материального производства. В первой половине XIX века в столице активно развивалась промышленность, ее количественный рост сопровождался внедрением новой европейской техники и технологии, и происходило это быстрее, чем в других областях России. В 1942-1951 годах была открыта железная дорога из Петербурга в Москву.

Пушкинский Петербург — это тип культуры, в которой существенную роль играл военный фактор.

Монархи оказывали покровительство литераторам, художникам, актерам, композиторам и видели в них достойное украшение своих дворов. Двор оказывал во многом решающее влияние на культуру света и вообще дворянства. Общественный быт в пореформенную эпоху демократизируется, и этикет двора уже не является эталоном. Жизнь двора постепенно сосредотачивается на исполнении правительственных функций, хозяйственном обслуживании императорской фамилии и обеспечении частного быта императора и его семьи. Тем не менее вплоть до падения монархии жизнь двора оставалась существенным элементом культуры Петербурга.

На облик культуры пушкинского Петербурга огромное влияние оказывала дворянская женщина. Она не была включена в сферу государственной службы, не имела чинов, но это не лишало ее значительности. Напротив, роль женщины в культуре и в дворянском быту в течение рассматриваемых лет становится все заметнее. Домашние библиотеки женщин сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи, а домашнее чтение матерей 1820-х годов — взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX века. Вечерний туалет императрицы стал первым важным свидетельством конца Павловской эпохи. Это жест бунта, который был сделан женщиной. Литература и искусство начала XIX века создают идеализированный образ женщины, который во многом расходился с тем, что было в реальности. Это резко повышало роль женщины в культуре: идеалом эпохи становится образ поэтической девушки, который облагораживающе действует на реальных дам. Героические поступки женщин эпохи декабристов — во многом плод поэзии Жуковского, Рылеева, Пушкина, которой были полны женские библиотеки в первые десятилетия XIX века.

Появляется «мир детства», и это заслуга в основном женщины. Это самая прекрасная, эстетическая эпоха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: