Вопрос 31: Особенности развития системы образования в первой половине 19 века

Несмотря на то, что XVIII век называли «просвещенным», к началу XIX столетия идеи Просвещения в Петербурге в большей мере оставались нереализованными.

Существенные изменения в материальной сфере культуры Петербурга: внедрение новой европейской техники и технологий; потребность в образованных специалистах, грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс производства, а также ожидание либеральных реформ и победоносное завершение Отечественной войны 1812 года, в ходе которого русские военнослужащие повидали Европу, — дали мощный импульс развитию просветительской идеологии.

Правительство вынуждено было заняться созданием новой системы народного просвещения. В августе 1802 года было создано Министерство народного просвещения, главной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России.

Народное образование делилось на четыре ступени: приходские училища (год обучения); уездные училища (2 года обучения); гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Согласно уставу, начальным звеном общеобразовательной системы становились приходские училища, которые были предназначены дать детям низших слоев религиозное воспитание и навыки чтения, письма, счета, подготовив их к поступлению в уездное училище. Они открывались и существовали на средства населения, в связи с чем находились в плачевном состоянии.

Уездные училища создавались для обучения детей ремесленников, мелких торговцев, дабы «сообщить детям свободных непривилегированных сословий необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». В учебном плане уездных училищ значились 15 предметов, рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию. Они имели достаточно удобные помещения, более грамотных педагогов и хотя бы минимальные учебные пособия. Несмотря на это, недостатков в преподавании было много. Широко применялись розги. Процветала зубрежка.

Гимназии должны были готовить детей дворян к государственной службе или поступлению в университет. Не возбранялось и поступление детей иных сословий. Учебный план гимназии отличался разносторонностью и обширностью. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Учебная неделя в гимназии состояла из 30 часов. Гимназический устав закрепил лучшие достижения отечественной педагогики. Дворянство, особенно родовитое и богатое, неохотно отдавало своих детей в гимназии, так как не желало «смеси сословной». А малоимущие дворяне и чиновники старались при первом открывшемся случае пристроить детей на службу и также не были заинтересованы в их хорошем обучении. Следствием этого была первоначальная малочисленность учеников гимназий.

Завершали систему обучения того периода университеты. Управление ими производилось выборными учеными советами университета во главе с ректором. Профессора и деканы тоже выбирались ученым советом. Университеты получали право создавать научные общества, библиотеки, заводить свои типографии и печатать научные труды. Таким образом, по уставу 1804 года, университеты получили автономию. Значительным шагом вперед в области образования было установление преемственности различных ступеней: низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания, бесплатность обучения, бессословность (во многом формальная). К началу XIX века относится создание в Петербурге университета как самостоятельной организации. Создание в 1819 году Санкт-Петербургского императорского университета, в котором было три факультета: философско-юридический, физико-математический и историко-филологический (срок обучения — 3 года). Это был огромный вклад в отечественную науку и культуру для прогрессивного развития страны.

В Петербургском университете быстро сформировалась довольно большая группа преподавателей, которые стали украшением русской науки. Но уже через два года был учинен «разгром» этого учебного заведения. Эти события стали знаком наступающей реакции. В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе его был поставлен президент Российского библейского общества, бывший обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын. Деятельность преобразованного министерства развернулась в соответствии с его названием, и одной из первоочередных задач стала ревизия учебного процесса. На следующий год начался пересмотр учебных планов. Особое опасение министерства вызывали университеты, которые признавались очагами революционной заразы.

События 14 декабря 1825 года наложили неизгладимый отпечаток на последний период развития системы образования. Искоренение революционных идей, насаждение религиозного и верноподданнического мировоззрения, восстановление и укрепление сословного начала в обучении стали первоочередными задачами Министерства просвещения.

Новый министр просвещения С.С.Уваров был призван воплощать в жизнь идеологию николаевской России, прививать «истинно русские охранительные начала — православие, самодержавие, народность, составляющие последний якорь нашего спасения и залог силы и величия нашего Отечества». Кардинально была пересмотрена вся система народного образования. Устав 1828 года, сохраняя типы учебных заведений, созданные еще в 1804 году, устанавливал их сословную принадлежность. Теперь в приходских училищах должны были обучаться по преимуществу дети крестьян и мещан; в уездных — дети купцов, зажиточных ремесленников, мещан; в гимназиях — дети дворян.

В соответствии с этим определялся и учебный план заведений. Все ступени образования были изолированы друг от друга, и уездное училище более не готовило учащихся к поступлению в гимназию. Преемственность учебных планов была уничтожена. Целью образования, даваемого уездными училищами, стало воспитание верноподданнических чувств и подготовка учащихся к сугубо практической деятельности. Согласно новому уставу 1828 года, все гимназии стали сословными (для детей дворян), классическими (то есть гуманитарными с изучением греческого и латинского языков), с семилетним курсом обучения.

Параллельно с перестройкой системы преподавания в гимназии вводятся новые дисциплинарные меры. Для надзора за учащимися учреждаются должности классных надзирателей, которые были призваны следить за поведением гимназистов в учебное и внеурочное время. Широко применялись в гимназии телесные наказания. В классах зачастую находились ученики разного возраста.

Во второй четверти XIX века произошли существенные изменения в положении Петербургского университета. Они были определены университетским уставом 1835 года, по которому университет полностью подчинялся попечителю учебного округа, сокращал свою научную деятельность и превращался из научно-учебного заведения в просто учебное. Упразднялась автономия университета. Отменялась выборность деканов факультетов: кандидаты на эти должности также теперь назначались попечителем учебного округа.

По новому уставу университеты должны были состоять из трех факультетов: философского, юридического и медицинского, а Петербургский университет — из двух: философского и юридического. Отсутствие медицинского факультета объяснялось тем, что в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. Юридический факультет теперь предназначался исключительно для подготовки чиновников-законоведов. В связи с этим было введено изучение действующего законодательства и упразднен ряд других предметов, в том числе естественное право и философия. Философский факультет подразделялся на два отделения: гуманитарных и точных наук. Значительно была усилена социальная ориентация университета. Министерство просвещения осуществило ряд мероприятий, препятствующих обучению в университете лиц недворянского происхождения. Кроме того, для них неуклонно повышали плату за обучение, а также было введено ограничение количества казеннокоштных студентов.

Для того чтобы дисциплинировать университет, предпринимались меры по существу полицейского характера. Попечителями учебных округов стали назначаться люди военные, призванные навести в университете «порядок» и утвердить дух военной дисциплины. Штатным расписанием университета были введены должности инспектора и субинспектора для надзора за студентами. Введение формы для преподавателей и студентов университета.

После смерти Екатерины II закрытые учебные заведения попали под покровительство жены Павла I императрицы Марии Федоровны. Ее понимание институтского образования было иным. Руководствуясь принципами немецкой педагогики, она видела цель деятельности институтов благородных девиц не в создании «нового типа дворянской женщины», а в «преподавании девушкам религиозно-нравственного и светского воспитания», чтобы впоследствии они стали примерными женами, матерями и хозяйками богатых дворянских домов. По инициативе Марии Федоровны был разработан новый устав и учебный план институтов для благородных девиц. В Смольном институте были исключены из программы архитектура, физика и геральдика. Наибольшее место отводилось закону Божьему, иностранным языкам, особенно французскому, а также литературе, танцам, музыке и рукоделию. Собственно обучению учителя и классные дамы уделяли мало времени. Вся атмосфера института воспитывала у институток определенный моральный кодекс, основанный на развитии верноподданнических чувств, официальной набожности и сознания привилегированности своего сословия. При этом воспитание верноподданнического мировоззрения перерастало в настоящий культ царя и членов царской фамилии.

Другой особенностью институтского воспитания было стремление оградить девушек от всякой «прозы жизни», что приводило не только к полному непониманию современных общественных и социальных проблем, но и к абсолютной беспомощности в житейских ситуациях воспитанниц подобных заведений. К концу первой половины XIX века четко оформилась узкосословная система женского образования. Если для обучения дочерей дворянских семей предназначались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях. Для девочек среднего сословия были организованы Мариинский институт, Дом трудолюбия, Сиротский институт. Учебные программы этих заведений в общеобразовательном плане приближались к программам уездных училищ, но много времени уделялось «женскому ремеслу». Существовали они исключительно на благотворительные пожертвования, нелегкое финансовое положение.

Существовало большое количество частных пансионов. Пансионы делились на три разряда в зависимости от уровня обучения. Программа пансионов I разряда соответствовала гимназической (здесь обучались преимущественно дети состоятельных дворян); II разряда — уездным училищам (для детей купцов и состоятельных мещан); III разряда — приходским училищам (для детей бедных дворян, мелких торговцев). Обучение в частных пансионах стоило очень дорого. Частные пансионы контролировались в своей учебной деятельности Министерством просвещения, но этот контроль носил чисто формальный характер. Преобладающее число частных пансионов содержали иностранцы. Изучение европейских языков, европейской истории и литературы производилось в них в ущерб русскому языку, русским истории и литературе. Для частных пансионов была характерна духовная изоляция воспитанников, отгораживание их не только от общественной жизни со всеми ее запросами и потребностями, но и от реальной действительности вообще. Скудные знания, получаемые от учителей, не могли быть восполнены самостоятельным чтением, так как оно преследовалось. Учащимся разрешалось иметь лишь учебники и религиозную литературу — Евангелие, жития святых.

Значительная часть дворянских детей получала домашнее воспитание. Детей в возрасте 7–8 лет передавали на попечение гувернанткам и гувернерам французского или немецкого происхождения. Часто ими оказывались люди, не подготовленные к роли педагога. В богатых домах Петербурга специально приглашаемые учителя обучали танцам. Во время этих уроков дети, помимо танцев, заблаговременно обучались хорошим манерам, грации, искусству флирта. Обучение и воспитание в домашних условиях, при сравнительно небольшом запасе знаний необычайно способствовали передаче следующему поколению всех традиций семьи, взглядов и предрассудков родителей.

В первой половине XIX века в Петербурге расширилась сеть закрытых учебных заведений для дворян: были реорганизованы старые и образованы новые военные училища — кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей и др. С началом правления Николая I преимущественное внимание обращалось на преподавание военных дисциплин. Большое внимание уделялось также предметам, способствующим идейному воспитанию, — литературе и, особенно, истории. Наряду с общеобразовательной программой и военными занятиями кадеты проходили основательную физическую подготовку. Неудачи Крымской войны показали недостатки в подготовке офицерских кадров. Кадеты не получали современных знаний в военных науках, в курсах военных дисциплин отсутствовал объективный анализ действий нашего командования и командования противника в военных кампаниях.

Учрежденный в 1802 году Пажеский корпус предназначался для детей знаменитых дворянских фамилий. Юношей готовили к придворной или военной службе. Поэтому, хотя этот корпус и остался в системе военно-учебных заведений, но резко отличался от них аристократическими условиями обучения.

Практическое военное обучение состояло главным образом в разводе караулов зимой, а летом в течение месяца — строевая служба в лагерях. Кроме обучения, находясь в корпусе, пажи принимали участие и в придворной службе. По окончании корпусов кадеты и большая часть выпускников Пажеского корпуса, становились офицерами в основном гвардейских полков и пополняли элиту русского дворянства с присущими ей воинскими традициями. Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести.

Одним из наиболее привилегированных закрытых учебных заведений в первой половине XIX века был Царскосельский лицей. Проект его создания был разработан в 1808 году М.М.Сперанским. Учебная программа включала как предметы среднего учебного заведения, так и университетского курса. Особое внимание обращалось на те познания, которые относятся к нравственному облику и положению человека в обществе, то есть понятию об устройстве гражданских обществ. Поэтому лицеисты должны были изучать историю права, правоведение, логику. В исторических дисциплинах наибольшее внимание уделялось отечественной истории. В раздел словесности входили: художественная литература, лингвистика, стилистика, эстетика. Цикл «изящных наук» состоял из чистописания, рисования, танцев, гимнастических упражнений, фехтования, верховой езды и плавания.

Штат профессоров и преподавателей Лицея был составлен из лучших специалистов. В создании особой атмосферы свободомыслия и доброжелательности ведущую роль сыграл В.Ф.Малиновский, человек разносторонне образованный, единомышленник М.М.Сперанского. В педагогической практике Малиновский считал необходимым приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться для общей пользы. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, обращаться на «Вы» с прибавлением «господин». Лицей был единственным в России учебным заведением, где не было телесных наказаний. Преемником Малиновского на посту директора стал Е.А.Энгельгардт, который продолжил традиции лицейского воспитания. Девиз Малиновского «Общая польза» стал девизом и Энгельгардта. Он был не только прекрасным педагогом, но и хорошим организатором — при нем был налажен быт и дисциплина лицеистов.

Неповторимая красота царскосельских дворцов и парков тоже влияла на формирование эстетических вкусов и нравственных воззрений лицеистов, воспитывала любовь к природе, искусству.

Все в жизни Лицея — и лекции профессоров, и самостоятельные занятия, и общение с наставниками и друзьями, и даже развлечения — способствовало развитию индивидуальности каждого воспитанника. И тот период в деятельности Лицея, когда эти условия оставались неизменными, отмечен и наибольшими успехами. Со временем, «лицейский дух», созданный и поддерживаемый Малиновским и Энгельгардтом, постепенно исчезал: менялись учебные программы, ужесточилась дисциплина, исчезла простота в отношениях воспитанников и педагогов, были уничтожены и проблески свободолюбия. Правительственная реакция в области просвещения нанесла удар по прежнему Лицею. В 1821 году Энгельгардт вынужден был покинуть пост директора. Лицей вывели из подчинения Министерства народного просвещения и передали Управлению военно-учебных заведений. Позднее Лицей был переведен из Царского Села в Петербург и, получив наименование Александровского, по существу превратился в закрытое военное учебное заведение.

Прогресс капиталистических отношений, ускоривший развитие промышленности, торговли, городского строительства, разрастающаяся бюрократизация государственного аппарата — все это увеличивало нужду в дипломированных специалистах — инженерах, юристах, врачах, педагогах и т. п.

Потребность в образованных кадрах вынуждала правительство приспосабливать сословную систему образования к новым условиям. Это выразилось, прежде всего, в создании средних и высших технических, юридических, строительных, медицинских, коммерческих учебных заведений. Развитие науки в Петербурге первой половины XIX века определялось стремлением самодержавия ограничить ее жесткими рамками официальной идеологии. Ужесточение цензурной системы, запрещение преподавания государственного права европейских стран, изъятие из университетской программы философских наук — все это нанесло огромный урон развитию научной мысли. При Медико-хирургической академии В.В.Петров создал физический кабинет. В 1802 году, работая в этом кабинете, он впервым в мире получил электрическую дугу. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов; по сути, он явился основоположником электротехники, электрохимии и электрометаллургии.

Академик Б.С.Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа. Больших успехов достигла астрономия. В 1839 году открылась Пулковская обсерватория, расположенная в 19 км к югу от центра города. Здание было построено по проекту архитектора А.П.Брюллова. Основателем обсерватории и первым ее директором был В.Я.Струве. При его участии были созданы новые астрономические инструменты. Исследования астрономов признавались самыми точными. Пулковская обсерватория обрела мировую известность, ее стали называть астрономической столицей мира. Морские кругосветные путешествия XIX века внесли большой вклад в развитие географической науки. Почти все эти экспедиции снаряжались в Петербурге. Отсюда уходили в плавание И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский (1803), Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев (1819), Ф.П.Литке (1821) и др. Ими были открыты новые острова в Тихом океане и Антарктике, а также Антарктида; созданы новые атласы и руководства для плавания и многое другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: