Вопрос 32: Место художественной культуры в пушкинском Петербурге

В культурном пространстве пушкинского Петербурга важное место занимало искусство. Это стало возможным благодаря пониманию русскими царями значения художественного облика столичного города и необходимости его поддержания на должном уровне. I завершил формирование классического облика Петербурга. В его царствование была построена значительная часть выдающихся памятников архитектуры столицы. Александр пригласил на службу О.Монферрана. Стилем художественного оформления всей предметной среды стал русский ампир или «стиль империи». Распространению его способствовали прямые поставки из Франции предметов для украшения царских дворцов.

Декоративные мотивы стиля ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения. Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства (способствовал Египетский похода Наполеона). В отличие от классицизма, композиция в стиле ампир строится на контрасте чистого поля поверхности и узких орнаментальных поясов, расположенных в строго отведенных местах и подчеркивающих конструктивные членения формы. Для ампира характерны яркие цвета — красный, синий, белый с золотом. Ни одна из побежденных Наполеоном стран не приняла этого стиля, и только страна-победительница Россия добровольно экспортировала «стиль Империи». На это были свои причины — Россия тоже становилась могущественной империей, и этот стиль отражал новые претензии имперского города, «мировой столицы» после победы в Отечественной войне 1812 года, — он соответствовал амбициям российского императора Александра I. Петербургский ампир был ориентирован на римскую классику. Но были и свои особенности. Русский ампир был несколько мягче французского. Олицетворением столичного «петербургского ампира» был К.Росси, который и смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля.

Другой особенностью петербургского стиля стал истинно русский градостроительный размах. Росси не смущало то обстоятельство, что к этому времени центр Петербурга был уже застроен: он перекраивал целые кварталы. К. Росси был также мастером оформления интерьера, автором рисунков мебели, декоративных рельефов и росписей, решеток, светильников, паркета. Входила в моду светлая карельская береза или отделка белым «французским лаком» под «слоновую кость», сочетание золоченой резьбы с окраской дерева под темную, патинированную, почти черную березу.

Благодаря стараниям русских императоров в первой половине XIX века существенно пополнилась коллекция Эрмитажа.

Николай Павлович любил искусство. Он взялся лично наблюдать за его развитием в России и, прежде всего, в Петербурге: со времен Петра искусство не было под таким пристальным вниманием императора. Так, практически сразу после своей коронации, Николай I попытался установить контроль над творчеством А.С.Пушкина. В значительной мере Николаю Павловичу удалось достигнуть известного компромисса с поэтом. В ряде вопросов они находили общий язык: государь мало что понимал в поэзии, ему это было не свойственно, но некоторые его замечания исторического или политического характера порой были весьма уместны. А.С.Пушкин добивается права заниматься в архивах, что подразумевало его возвращение на государственную службу. В то же время Николай Павлович по мере возможности защищал Пушкина от несправедливых нападок «Северной пчелы».

Тяготеющий к точным наукам и инженерному делу, увлеченный театром, Николай Павлович много читал — от газет и журналов до сценариев спектаклей. Вторая причина высокого статуса искусства определяется той ролью, которую стала играть в культуре Петербурга литература. В стремительном движении от Державина к Жуковскому, от Карамзина к Грибоедову и затем к Пушкину литература к первой половине XIX века вполне сложилась как особая сфера культуры. В этот период культуры Петербурга происходило слияние эстетических и общественных идеалов: общественная мысль носила литературно-эстетическую оболочку.

Пушкинский этап становления русской литературы выявил ее важнейшую культурную роль — собирающего начала в культуре, то есть способность вырабатывать единый культурный код цивилизации и предохранять культуру от раскалывающих тенденций. Культура диктовала формы и содержание культурной коммуникации и определяла смысл понятия «просвещенное общество».

Третья причина большой значимости искусства в культуре пушкинского Петербурга — его способность выявлять и представлять для всеобщего осознания еще недоступные научно-философскому анализу процессы. В иллюзорной реальности, творимой художником из материала подлинного бытия, можно органично связывать «истину, добро и красоту», о чем мечтала эпоха Просвещения; осуществлять свободный полет художественной фантазии, к чему стремился романтизм; соединять трезвое познание действительности с ее оценкой, как это делало реалистическое творчество. Наиболее полно эту возможность могло реализовать именно искусство слова — оно и вышло на авансцену художественной культуры.

Особое место искусства в культуре пушкинского Петербурга повысило социальный статус художника. С высоким статусом искусства в пушкинском Петербурге связано не только активное развитие всех его видов, но и прямые контакты, взаимодействия, взаимопроникновения: синтез разных искусств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: