Зарождение биологических научных знаний

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Ионийская школа

ФАЛЕС Милетский (624-547 до н.э.) основатель этой школы. Прославился предсказанием полного солнечного затмения 28 мая 585 г. до н.э. Входит в число одного из семи мудрецов. Считал, что все живое происходит из воды.

АНАКСИМАНДР (610-546 г. до н.э.) Ввел понятие бесконечного, как нечто, не имеющего ни начала ни конца. Говорил о существовании противоположностей. Животные произошли из влаги, а затем, защищенные твердым покровом вышли на сушу. Первые люди возникли в теле рыб и по мере созревания вышли наружу.

АНАКСИМЕН (585-526 до н.э.). Он утверждал, что мир построен из единой субстанции – воздуха. Солнце, Луна, планеты – диски, опирающиеся на воздух. Весь мир – это единый живой организм, дышащий воздухом. По его мнению животные и человек произошли из земной слизи.

Гераклит Эфесский Первым утверждал, что окружающий нас мир постоянно изменяется. Принцип “Panta rea” «Все течет, все изменяется». Источник сущего – огонь

АФИНСКАЯ ШКОЛА

Платон (427 – 347 до н.э.) Существует мир вещей и мир идей. Мир идей вечен и познается только в минуты откровения. Материальный мир есть лишь копия вечных идей. Заселение Земли живыми существами началось с возникновения рода человеческого, остальные животные есть разнообразные несовершенные варианты человека.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) Ученик Платона. Создатель собственной философской школы – Ликея, которую называли школой «перипатетиков». Воспитатель Александра Македонского, с помощью которого он создал в Афинах музей естественной истории и огромную библиотеку.

АЛЕКСАНДРИЙЦЫ

Герофил был первым из ученых того времени, который обратил внимание на головной мозг как на орган мышления. Герофил установил различия между нервами чувствительными (воспринимающими ощущения) и двигательными (вызывающими мышечные сокращения), а также между артериями и венами, заметив, что первые пульсируют, а вторые – нет.

Эрасистраст обнаружил, что головной мозг разделен на более крупные полушария и меньший по размеру мозжечок. Он дал описание мозговых извилин и обратил внимание на то: что они ярче выражены у человека, чем у животных. Это наблюдение позволило ему связать количество извилин с умственными способностями.

 

ДРЕВНИЙ РИМ

Авл Корнелий Цельс (1 век до н.э.) свел наследие греков в своеобразный курс обзорных лекций. Раздел этого курса по медицине пережил современников. Тем самым Цельс как врач прославился гораздо больше, чем он того заслуживал.

Диоскорид (1 век) сгруппировал по морфологическому принципу свыше 500 растений, превзойдя тем самым Теофраста. Особое внимание Диоскорид обращал на целебные свойства растений. Мы можем считать его основоположником фармакологии – учения о лекарствах.

Гай Плиний Старший (23-79). В своей знаменитой «Естественной истории», насчитывающей 37 книг, он свел воедино все труды античных ученых по естественной истории, которые ему удалось отыскать.

Гален оставил большое научное наследство. Его тщательно разработанные теории о функции различных органов человеческого тела сыграли существенную роль в развитии медицины. Однако, невозможность изучать человеческий организм по-настоящему, отсутствие в то время необходимого инструментария, несомненно послужили причиной ошибочности большинства теорий Галена.

Тит Лукреций Кар. В его поэме «О природе вещей» в художественной форме изложены основы атомистической философии древнего мира.Основанием атомистического материализма Лукреция и всей аргументации в его защиту служит тезис, что «ничто не возникает когда-либо из ничего по воле богов».

СРЕДНИЕ ВЕКА

Основным философским направлением этого периода является схоластика

Приверженцы этого направления полагали, что всякое знание имеет два уровня – «сверхъестественное» знание и «естественное». Норму первого содержат тексты Библии, норму второго – текста Платона и особенно Аристотеля

Схоластика не способствовала развитию естественных наук, но ее структура оказалась благоприятной для таких областей знания, как логика.

Абу-Али Ибн-Сина (980 – 1037) Трактаты Авиценны основаны на медицинских теориях Гиппократа и книгах Цельса. «Канон медицины» - многократно переводилась на европейские языки, также как «Канон врачебной науки»

Ибн-Рушд (1126 – 1198) Утверждал вечность мира и безначальность первоматерии. Сотворение мира он понимал в том смысле, что Бог превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, НУС, рассматривается как единая безличная субстанция

Альберт фон Больштедт (1207 – 1280) Альберт Великий много сделал для пропаганды вновь открытого для европейцев учения древних греков. Он был ревностным поклонником Аристотеля.

Фома Аквинский (1225 – 1274) Пытался поставить философию Аристотеля на службу христианства. Очистить мысли великого философа от лжетолкований, вскрыть их буквальное содержание. Считал, что разумное мышление не является ни злом, ни вредом.

Роджер Бэкон (1210 – 1290) Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте. Предугадал ряд открытий – телефона, летательных аппаратов. Сочинения были запрещены и пролежали под арестом более 500 лет.

Главный недостаток средневековой науки заключался в том, что она была «книжной», т.е. пользовалась сведениями, полученными только из книг. Никаких методов для отличения истины от вымысла не существовало, как не было и методов для производства новых открытий и критики традиционных заблуждений.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

В XIV-XVI веках в странах Западной и Центральной Европы происходит постепенный переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Наиболее отличительными чертами эпохи Возрождения является ее светский характер и гуманистическое мировоззрение. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

Изобретение книгопечатания В 40-х годах XV века И.Гутенберг ввел печатание при помощи наборных литер. Вскоре в книгах научились делать иллюстрации, печатая их с гравюр. К началу XVI было издано около 30 тысяч названий книг.

А.Везалий иллюстрировал преподавание анатомии вскрытием трупов. Автор сочинения «О работе человеческого тела» (1543). Он дал научное описание строения всех органов и систем человека, вскрыв недостатки ранних авторов

Габриеле Фаллопий (1523-1562) Ученик Везалия, продолжил дело своего учителя. Он описал скелет и сосуды плода, канал лицевого нерва внутри каменистой части височной кости, яйцеводы человека (фаллопиевы трубы), изучал строение печени, желче- и мочевыводящих путей.

Бартоломео Евстахио (1510-1574) Один из основоположников научной анатомии, в основу которой он положил сравнительно-анатомические исследования органов человека и человеческого зародыша, а также паталогоанатомические вскрытия. Впервые подробно описал орган слуха у человека и открыл соединительный канал между внутренним ухом и носоглоткой (евстахиева труба).

Михаил Сервет (1509-1555) Открыл малый круг кровообращения, описанный в книге «Восстановление христианства» (1553). Кальвин приказал сжечь его в Женеве как еретика.

Амбруаз Паре (1517-1590) В 1545 г. в Париже было издано сочинение Паре «Способ лечения ранений от аркебузов», в котором автор доказывал необходимость отказаться от варварского метода лечения и защищал употребление повязок с целью остановить кровотечение. Ему принадлежит идея создания протезов конечностей.

Конрад Геснер (1516-1565) «История животных» Геснера начала выходить в 1551 году. Она насчитывала пять томов. В ней он придерживался классификации животных, данной Аристотелем.

Гильом Ронделе (1507-1566) Его «Всеобщая история рыб» была издана в Лионе в 1554 году. Ронделе можно считать создателем ихтиологии.

Андрей Цезальпин (1519-1603) Заложил основы будущей классификации растений. Капитальное сочинение его «О растениях» было издано во Флоренции в 1588 году.

К описываемому периоду относится основание первых ботанических садов с растениями, привезенными из Индии, Америки и т.д. Началось изучение способов разведения таких растений в новых климатических условиях. Италия служила в этом отношении примером для других стран.

Парацельс (1493 – 1541) Филипп Теофраст Бомбаст Гогенгеймский - немецкий врач и естествоиспытатель. Он поставил перед собой благородную задачу критически переосмыслить наследие прошлого и яростно ополчился против трудов античных ученых. Свой протест выражал весьма эксцентрично. Так, он публично сжег труды Галена и Авиценны на площади в Базеле.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Создатель индуктивного и экспериментального методов в науке, родоначальник английского материализма. Сочинения «Великое восстановление», состоящее из двух частей: «О величии и умножении наук» и «Новый органон наук, или правильные показания для истолкования природы», «Лес лесов, или естественная история»

Рене Декарт (1596-1650) Исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнения в истинности общепризнанного знания. Сомневаясь во всем, он не в силах усомниться в существовании того, кто сомневается. “ Cogito, ergo sum ” – «Я мыслю, следовательно, я существую».

ЗАРОЖДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Уильям Гарвей (1528-1657) В 1628 году опубликовал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» в которой доказывал наличие большого и малого кругов кровообращения. Теория Гарвея положила начало борьбе между двумя антагонистическими концепциями о природе живого – витализма и механистического материализма. Последнее направление утверждает, что жизнь является высокоспециализированной формой движения материи и управляется теми же законами, что и неживая природа. Считал, что все живое происходит из яйца.

Механико-материалистическое понимание организации живых организмов На развитие естественнонаучных знаний большое влияние оказали взгляды Декарта и, прежде всего, механистическая часть его учения, в которой он сравнивал живой организм с высокоспециализированным автоматом. Некоторые ученые попытались в буквальном смысле развить эту концепцию. Появились два направления – ятрохимия и ятромеханика

Ятромеханики

Джованни Альфонсо Борелли (1608-1679). Он рассматривал мышцы и кости животного как систему рычагов. Он с восторгом отмечает, что места прикрепления мышц к костям в некоторых суставах идеально соответствуют законам физики. Другие же суставы, по его мнению, менее совершенны. Пищеварение он уподобляет чисто механическому процессу измельчения и перетирания пищи.

Ян Баптист ван Гельмонт (1577-1644). Он установил понятие газа и пустил в оборот этот термин. Он открыл углекислый газ, назвав его «лесной газ». По мнению Гельмонта, все тела природы живы. В каждом из них, независимо от занимаемого им места, нужно различать материю, форму и силы, обладающие стремлением к движению и преобразованию. Необходимо подобно иерархии тел (минералы, «семена вещей», растения, животные, человек) различать иерархию сил.

Ятрохимики

Франциск де ла Боэ (1614-1672), известный под латинизированным именем Сильвия. Представление об организме как химическом аппарате он довел до крайности. По его словам, пищеварение представляет собой чисто химический процесс, действие которого сходно с химическими изменениями при брожении.

Рене Антуан РЕОМЮР (1683 – 1757) Мясо, помещенное в капсулу, начало перевариваться в желудке ястреба

 

Стивен ГЕЙЛС (1677 – 1761) Впервые установил, что углекислый газ каким-то образом участвует в питании растений. Провел опыты по измерению темпов роста растений и давления соков. Его можно считать основателем физиологии растений.

Джозеф ПРИСТЛИ (1733 – 1804) В 1744 году открыл кислород. Он обнаружил, что этим газом приятно дышать, что он повышает активность животных, а растения увеличивают содержание кислорода в воздухе.

Ян ИНГЕНХАУЗ (1730 – 1799) выяснил, что процесс потребления растением углекислого газа и образование кислорода происходит только на свету.

Первые микроскописты

Первый прибор типа микроскопа был построен около 1590 г. Нидерландскими мастерами братьями Янсенами. С 1610 г. начинается быстрое совершенствование микроскопов.

Роберт ГУК (1635-1703) Разносторонний ученый и изобретатель. В 1665 году опубликовал труд «Микрография». Рассматривая тонкий срез пробки под микроскопом, обнаружил множество мелких ячеек и назвал их "клетками".

Марчелло МАЛЬПИГИ (1628–1694) В 1672 году издал книгу "Анатомия растений", где приводил подробное описание микроскопических структур растений. Он в своих исследованиях также убедился, что растения состоят из клеток и называл их "мешочками" и "пузырьками".

Неемия Грю (1641–1712) Бинокулярный микроскоп

Антони ван ЛЕВЕНГУК В "Тайнах природы" имеются отличные изображения клеточного строения различных частей растений

Шарль МИРБЕЛЬ (1776 – 1854) В 1800 г. снова возвращается к гуковскому термину cellula – клетка – и теперь этот термин входит во всеобщее употребление.

Пауль МОЛЬДЕНГАУЕР (1766 – 1827) С успехом использовал метод мацерации растительных клеток. Показал, что клеточная ткань состоит из массы отдельных клеток. Клетки представляют собой камеры, имеющие собственные стенки.

Людольф ТРЕВИРАНУС (1779 – 1864) В 1806 г. показал, что водоносные трубки растений образуются из вытягивающихся клеток, между которыми резорбируются перегородки.

В 1811 г. Фраунгофер изготовляет микроскоп с ахроматическими линзами. Налаживается фабричное производство микроскопов. Микроскоп теперь становится распространенным инструментом.

Понятие о тканях в отношении животных установил Мари БИША (1771 – 1802), а позднее Генри МИЛЬН-ЭДВАРДС (1800 – 1885).

Мари БИША (1771–1802) Дал научную классификацию тканей человека, которые, по его представлениям, объединяются в системы и формируют органы

Ян ПУРКИНЕ (1787 – 1869) Открыл ядро в яйцах птиц Предложил термин протоплазма Описал крупные нейроны мозжечка (клетки Пуркине)

Иоганн МЮЛЛЕР (1801 – 1858) Создатель блестящей школы физиологов и анатомов. Он и его ученики открыли клеточное строение спинной струны хрящевых рыб, наличие ядра в эпителиальных клетках, клеточную природу красных кровяных клеток, наличие ядер в эритроцитах птиц.

Матиас ШЛЕЙДЕН (1804 – 1881) В 1838 году М.Шлейден сделал первые шаги к раскрытию и пониманию роли ядра. Предложил умозрительную гипотезу о возникновении новых клеток из бесструктурного вещества. Считал клеточную стенку основным компонентом клетки.

Теодор ШВАНН (1810 – 1882) В 1839 году выходит работа Т.Шванна «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». В ней была сформулирована клеточная теория.

Все живые организмы состоят из клеток и продуктов их жизнедеятельности. Клетки всех живых организмов имеют принципиальное сходство своего строения. Активность многоклеточного организма слагается из активности его клеток. Новые клетки возникают путем кристаллизации. Развитие сводится к процессу образования новых клеток.

Рудольф ВИРХОВ (1821 – 1902) Основатель клеточной патологииОтстаивал принцип "клеточного государства" В 1859 г. внес существенное изменение, касающееся образования новых клеток. Ему принадлежит знаменитая формулировка "omnis cellula е cellula" ("всякая клетка от клетки").

1870 год – описан митоз у растений (У.Страсбургер)

1879 год – описан митоз у животных (В.Флемминг)

1883 год – предложен термин хромосома (Вальдейер)

1887 год – описан мейоз

Климент Аркадьевич ТИМИРЯЗЕВ (1843 – 1920) Естествоиспытатель - дарвинист, один из основоположников русской школы физиологов растений

Михаил Александрович МЕНЗБИР (1855 - 1935) Активный сторонник Дарвина, соратник К.А. Тимирязева, выдающийся анатом, орнитолог, систематик, эволюционист и зоогеограф.

Алексей Николаевич СЕВЕРЦОВ (1866 – 1936) Основатель эволюционной морфологии животных, создатель теории филэмбриогенеза

Грегор МЕНДЕЛЬ (1822 – 1884) Мендель установил дискретный характер наследственности. Наследственные задатки при скрещивании не смешиваются и сохраняют свою индивидуальность на протяжении ряда поколений. Наследственные задатки позднее стали называть генами.

Уильям БЭТСОН (1861 – 1926) Доказал справедливость законов Менделя применительно к животным, описал взаимодействие генов, предложил термин «генетика»

Арчибальд ГЭРРОД (1857 – 1936) Высказал идею, что болезни могут быть связаны с врожденными ошибками метаболизма.

Томас Хант МОРГАН (1866 – 1945) Сформулировал хромосомную теорию наследственности

Герман Джозеф МЁЛЛЕР (1890 – 1967) Открыл мутагенное действие Х-лучей на дрозофилу. Разработал методы количественного учета мутаций

Освальд ЭВЕРИ (1877 – 1955) В опытах по трансформации бактерий доказал генетическую роль ДНК

Фридрих МИШЕР (1844–1895) Из клеток гноя выделил новый класс молекул, названных им нуклеином. Позднее их стали называть нуклеиновыми кислотами

Готфрид Вильгельм ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716) Существует два мира – физический и психический, которые познаются разным способом.Существуют двоякого рода причины – действенные и конечные (целевые).В мире не существует ничего, кроме пространства, материи, движения и разума. Все тела сложены из простых элементов. Но материя делима до бесконечности.Неделимыми могут быть только атомы нематериальные, силовые (монады).Монады вечны, они не нарождаются и не умирают, но могут видоизменяться. Есть три ступени монад.Мир не машина. Машина – это то, что видят; но видим мы лишь внешность бытия, а бытие – это то, что видит. В биологию Лейбниц ввел идею целостности органических систем, принцип несводимости органического к механическому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: