Выдающиеся юристы: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II– Ш вв.) и Модестин (II–III вв.). четверо, за исключением Гая были современниками, Павел и Ульпиан – ассесоры при Папиниане. Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана (Основную часть творчества П. составляют произведения так называемой проблемной литературы (Quaestionum libri XXXVII, Responsorum libri XIX). Он оставил также монографию о прелюбодеянии (De adulteriis libri II) и собрание дефиниций, сохранившееся не в оригинальной версии, но в позднейшей переработке (Definitionum libri II). Из этого варианта 595 фрагментов попали в Корпус гражданского права Юстиниана, многочисленные обращения к творчеству П. мы находим и у более поздних писателей (особенно у Паула и Ульпиана). П. писал чрезвычайно сжато, точно, решительно, порой просто лаконично, и поэтому он не всегда и не всем был понятен. Блистательность его творчества и ореол трагической кончины быстро создали ему славу «светила римской юриспруденции», величайшего из всех).

Ульпиан – «Изучение права распадается на 2 части – публичное и частное (право).» Публичное – относится к положению римского государства, частное – к пользе отдельных лиц. Частное право делится на 3 части: естественное право (первично), право народов и цивильное право.

Институции Гая (ок. 160 г. н.э.). Институции представляют собой элементарное изложение цивильного права с очень ценны­ми для нас юридико-догматическими и историческими пояснения­ми относительно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов защиты личных и имущественных прав.

До сочинения Гая частное право излагалось по следующей схеме: о праве и об исках (до Законов XII таблиц и с их приня­тием) либо о юрисдикции, судебном разбирательстве и предписа­ниях преторских (в традиционном изложении преторского права). Гай вначале излагает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелесные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав.

Институции Гая написаны около 160 г. н.э., найдены истори­ком Нибуром в 1861 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в записи I в. н.э.

Структура Институций

Институты римского частного права изложены Гаем по схе­ме: "лица — вещи — иски", и эта схема не встречается до него ни у одного из древних знатоков права. Они написаны в 4 частях (книгах-комментариях), имеющих следующее фактическое содер­жание:

Кн. 1 О личных правах —о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основных способах возникновения, признания и оформления правовых норм (т.е. об источниках права).

Кн. 2, О вещах — вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих, человечес­ких и божеских.

Кн. 3, Об обязательствах — наследование по за­кону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имущественных, из оскорбления чести.

Кн. 4, Об исках — история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защи­ты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

В первой книге изложены следующие вопросы личного права: о правовом состоянии людей, об отпущении на волю и о тех которых по каким-либо причинам нельзя отпускать на волю; учение о власти господ над рабами, родителей над детьми, а также учение о браке, случаи невозможности заключения брака. Аренда или наем городской недвижимости характеризуется как "владение от нашего имени, но нам не подвластного". Завершает книгу обсуждение вопросов установления и прекращения опеки.

 

Вторая книга излагает учения о разделении и подразделении вещей, о способах приобретения телесных вещей и вещей бесте­лесных, о способах приобретения вещей в собственность, затея учение о наследственном праве, которое переходит в следующую книгу.

Третья книга открывается учением о наследовании без завещания. Следующее за ним учение об обязательствах начинается с обсуждения реальных контрактов, после чего автор переходит к литеральным и консенсуальным контракта. За общим учением об обязательствах следуют договоры купли, найма, товарищества договор доверенности. Завершается книга учением об обязательствах из деликтов — кражи, насилия, причинения вреда.

Четвертая книга начинается с изложения общего учения видах исков, затем разговор идет о законных исках, о формулах, о постоянных и временных исках. Далее следует учение о возражениях (интердиктах), разбираются порядок и последствия интердиктного процесса. Книга о процессе заканчивается изложением вопросов о вызове в суд и о поручительстве в явке на суд к сроку.

Все лица по отношению к публичной правоспособности делятся на свободных и рабов. Свободные в свою очередь могут быть свободнорожденными и вольноотпущенными, причем последние подразделяются еще на три категории: полноправные граждане, латиняне и покоренные с оружием в руках. Это деление лиц отнесено к разряду высшего деления.

В отношении свободы и ее взаимосвязи с правоспособностью Гай выстраивает градацию из нескольких статусов: с наибольшей утратой правоспособности (лишение свободы, утрата дееспособно­сти по возрасту, болезни), с частичной (изгнание, выселение, взятие в плен) и малой (изменение в семейном статусе, переход из-под власти отца под власть мужа). В случае совершения тяжкого преступления гражданин мог уйти на положение латина либо перегрина (с отказом от прав гражданства).

По отношению к частной правоспособности все лица делятся на самовластных, имеющих гражданскую самостоятельность ("в своем праве"), и на подчиненных чужой власти ("в чужом праве"). К первым относятся лица вполне самостоятельные, свободные, а ко вторым — лица, находящиеся под опекой и попечительством. Лица второй разновидности подразделяются по роду власти (и тем самым роду зависимости), которой они подчинены, на лица в потестарной власти (родительской и власти домовладыки), и лица под властью мужа или обязательства, оформленного обрядом манципации.

В книге о вещах Гай подразделяет все вещи на вещи боже­ственного права (они не принадлежат никому) и вещи человеческого права. Последние в свою очередь подразделяются на вещи публич­ные и частные. Затем идет деление на физические, реальные и бестелесные вещи. Телесные — это вещи в собственном смысле слова, тогда как бестелесные вещи — это правоотношения в той мере, в какой они служат предметом других юридических отноше­ний, например сервитут, обязательство. В обсуждении способа при­обретения вещей существенно деление на манципируемые и неманципируемые вещи; это деление свойственно только римскому пра­ву (Гай. 11. 14а—22).

Павел писал много и довольно доступно, а его произведения были разнообразны по форме и содержанию. Традиции великой классической юриспруденции продолжали проблемные произведения Павла, собрания правовых предписаний (Quaestionum libri XXVI, Responsorum libri XXIII). Иное направление в его творчестве представлено критическими трудами, так называемыми Заметками (Notae), к сочинениям предшественников: Лабеона, Нератия Приска, Юлиана, Кв. Муция Сцеволы и Папиниана. Павел писал также развернутые комментарии: к преторским эдиктам (Ad edictum libri LXXX) и к отдельным положениям. Монографические труды Павла касались различных постановлений общественного и частного права.

Сочинения всех этих юристов в той или иной степени вошли в Институции Юстиниана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: