Вопрос 1. Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в

К середине 19 века территория России достигли 18 млн. км, а население 74 млн. человек. Количество губерний в начале века - 47, в конце 69.
В начале 19 века начинает складываться система хозяйственной специализации по районам;
Центральный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии) - промышленный; Центрально-черноземный (Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии) - земледельческий;
Северный (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) - мясо-молочное производство, льноводство, лесные промыслы;
Северо-западный (Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) - мясо-молочное производство, льноводство.
Развитие сельского хозяйства носило экстенсивный характер. Осваивались земли в центральной части России и новые пространства на ее окраинах, наиболее интенсивно - на юге Украины, в Заволжье и степном Предкавказье. Площадь посевов с 1802 по 1860 гг. увеличилась с 38 до 58 млн. десятин. С 40-х годов начинают расширяться посевы картофеля, который становится профилирующей культурой. При низкой производительности труда и примитивных сельскохозяйственных орудиях производства господствовало подсечное земледелие и трехполье. Попытки применения новой агротехники при сохранении старых феодальных производственных отношений результата не давали и вели к усилению эксплуатации крестьянского труда.
В селе шел процесс социального расслоения крестьянства. Появился класс предпринимателей, что ускорило развитие рыночных отношений. К 1857 г. помещичье владение сократилось на 7,5% за счет разорения мелких поместий.
Разложение крепостной системы выразилось в развитии товарно-денежных отношении, которые разрушали натуральное хозяйство, увеличении доли барской запашки, переводе крестьян на промыслы и ослабление барщины.
Развитие и рост производительных сил происходили заметнее в промышленности. Мелкая промышленность была тесно связана с крестьянскими промыслами. Основной формой крупного промышленного производства была мануфактура, но в 20-40 гг. начинается переход производства от мануфактур к фабрикам.
В результате технического переворота в текстильной и горнодобывающей промышленности началось применение машин. Производительность труда выросла в 3 раза, на долю машинного производства приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.

Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Основным поставщиком рабочей силы для промышленности стал промысловый отход. Предприятия, на которых применялся крепостной труд в форме вотчины, стали терять профессиональных рабочих и не выдерживали конкуренции с фабричными производствами.
Развитие промышленности привело к изменению социального состава общества. Городское население за первую половину 19 в. выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек, число городов - с 630 до 1032.

Государство начало активно поддерживать помещичье хозяйство, раздавая дворянским предпринимателям крупные государственные заказы, предоставляя низкопроцентные кредиты и передавая им во владение казенные предприятия.
Правительство субсидировало строительство шоссейных и железных дорог. В 1837 г. была построена железная дорога между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. - железная дорога Москва-Петербург, в 1859 г. - Петербург-Варшава.

В 40-е годы 19 в. в России действовало 4 тысячи ярмарок. Крупнейшая из них открылась в 1817 г. в Нижнем Новгороде. С конца 18 в. начались магазинная торговля и торговля в разнос.
Во внешней торговле основными партнерами были Англия и другие европейские страны. Вывоз капитала преобладал над ввозом (соответственно 226 млн. руб. против 206 млн. за 1856-1860 гг.), что объяснялось протекционистской политикой государства.

Вопрос 2. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета министров А.Н. Косыгиным, были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.
Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства, должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.
Для успешного продолжения реформ, требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.
Существующий механизм хозяйствования, противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.
Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.
В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.
В дальнейшем, падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в АгроПромОбъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность, был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 года с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 году - канцлер ФРГ В. Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 года ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 году состоялись встречи с американскими президентами Р. Никсоном и сменившим его Д. Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 года в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 году был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне: Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 года в Хельсинки состоялось Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран-участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 году была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 году в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ, на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран-участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г. Гусак.

В мае 1970 года Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 году территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л. Валенсой. 13 декабря 1981 года в Польше было введено военное положение.

С 1973 года между странами Варшавского Договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 года перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

Билет № 19
Вопрос 1 Внутренняя политика в России в первой половине XIX века
Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав. Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. — смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе. В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: административная — совершенствование государственного управления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее Уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а во-вторых, модернизации экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики. Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.
После смерти Павла 1 на престол вступил Александр 1 (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр 1 с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы Павла 1, он на деле доказал, что будет править государством по заветам своей бабки -Екатерины 2 Великой. Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр 1 легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.
В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.
Активными помощниками Александра 1 были представители молодого поколения дворянской знати: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М. Сперанский.
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.
Первые годы своего правления Александр 1 начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре 1 коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров. Для координации и совместной деятельности был учрежден "Комитет министров".
Параллельно был создан Сенат - высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 г. - высший законосовещательный орган при императоре - Государственный совет.
Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М. Сперанский (1772-1839). По поручению Александра 1 он подготовил план государственных преобразований (1809 г.), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов. Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.
Писатель и историк Н.М. Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», где уговаривал Александра о сохранении самодержавия, которое, по его мнению, является гарантией от смут в России.
Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 г. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 г. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.
Война 1812 г. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр 1 провел в 1815 г., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Однако революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всех областях государственной жизни.
В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

Вопрос 2
Последние годы существования СССР 1985-1991года

Перестройка Горбачева и ее итоги
После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:
1985 – 1986 гг. 1987 – 1988 гг. 1989 – 1991 гг.
В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.
Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.
Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.
На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.
Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.
Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Билет №20
Вопрос 1Внешняя политика в начале 19 века.
В начале 19 в. внешняя политика России заключалась в основном в решении проблемы борьбы за укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и противостоянии агрессии наполеоновской Франции.
В 80-90 гг. 19 в. Иран и Турция пытались военным путем расширить свои территории в Закавказье.
В 1783 г. Грузия заключила с Россией Георгиевский трактат, по которому управление внешней политикой Восточной Грузии передавалось русскому правительству. В 1798 г. царь Георгий 12 попросил Россию об участии в управлении внутренними делами Грузии. В 1801 г. по манифесту Александра 1 управление Картлийско-Кахетинским царством было передано русскому наместнику. В 1803 - 1804 гг. в состав России вошли Мегрелия, Гурия и Имеретия, что означало полное присоединение Грузии. Завершением строительства Военно-Грузинской дороги Россия подтвердила долгосрочные намерения своего присутствия в Закавказье. Активная политика в этом регионе и присоединение Грузии к Российскому государству стали поводом для начала Русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

В декабре 1806 г. турецкое правительство уведомило об объявлении войны. Сделано это было в целях взятия реванша за предыдущие поражения и под влиянием Наполеона, который обещал туркам отдать во владение Крым. Русские войска нанесли Турции ряд тяжелых поражений на Балканах и Кавказе. В октябре 1806 г. войска под командованием И.И. Михельсона заняли Молдавию и Валахию. В 1807 г. русская эскадра под командованием Д.Н. Сенявина разломила турецкий флот. Исход войны был решен 22 июня 1811 г. победой Дунайской армии М.И. Кутузова под Рущуком. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор, по которому Бессарабия (с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Киллия и Измаил) присоединялась к России. Сербия получала долгожданную независимость, западная часть Молдавии за рекой Прут оставалась за Турцией. Она расторгла союз с Францией, что облегчило борьбу России в Отечественной войне 1812 г.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. была закончена победой русской армии и заключением выгодного для России Гюлистанского мирного договора осенью 1813 г. России отошли основная часть Азербайджана и Дагестан. Иран терял право держать военный флот в Каспийском море.

Внешняя политика 1-й четверти 19 в. определилась противостоянием Российского государства агрессивной политике наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. Россия вступает в анти-французскую коалицию с Англией, Австрией и Швецией. Начавшаяся в 1805 г. война была проиграна русскими и австрийскими войсками в битве под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.) и закончилась оккупацией Австрии.
В 1806 г. создается четвертая коалиция против Франции в составе Пруссии, Англии, России и Швеции. В кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау русские войска сдержали натиск Наполеона, но летом 1807 г. проиграли сражение при Фридланде. Прусские войска потерпели поражение в Иена-Ауэрштедтском сражении.
7 июля 1807 г. в Тильзите был подписан Русско-французский договор о мире, дружбе и союзе. Наполеон предоставил России свободу действий по отношению к Швеции и Турции, давая возможность усиления за счет этих стран. Фактически это был договор о невмешательстве в агрессию. Россия соглашалась с колониальной политикой Наполеона в Западной Европе и была вынуждена присоединиться к блокаде Англии. В результате Россия потеряла основного партнера по торговле и понесла убытки.
Условия Тильзитского мира не могли длительно устраивать ни одну из сторон. Россия оказалась изолирована от Балкан, были подорваны ее интересы в Европе. С другой стороны, Россия мешала осуществлению мечты Наполеона о мировом господстве. Началась подготовка к войне.
Русско-шведская война 1808-1809 гг. шла успешно для Российского государства. Она завершилась подписанием выгодного для Александра 1 Фридрихсгамского мирного договора, по которому к России переходили Финляндия и Аландские острова.

Вопрос 2 Россия в 90 годы 20 века: процесс демократизации, создание рыночной экономики Политический кризис 1992-1993 гг.
После падения СССР началась новая история России.
Россия стала правопреемницей СССР.
25 декабря 1991 года изменилось название страны: РСФСР переименована в Российскую Федерацию.
Работа над Конституцией была главным политическим событием и самой острой политической проблемой 1992-1993 гг.
Президент Ельцин предлагал создать президентскую республику. В ней центральной фигурой является Президент, обладающий большими полномочиями.
Верховный Совет РСФСР был категорически против президентской республики и выступал за создание парламентской республики. В ней центром политической системы является Верховный Совет.
Чтобы преодолеть политический кризис, Ельцин созвал Конституционное совещание с участием представителей всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в совещании. Оно начало кампанию по отстранению президента от власти.
Ельцин пошел на опережение. 21 сентября 1993 года он издал указ о конституционной реформе. Приостановил деятельность Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 года выборы в новый парламент – Государственную думу. Кроме того, Ельцин объявил о проведении всенародного референдума, чтобы народ сам решил, быть или не быть новой Конституции России.
Руководство Верховного Совета отказалось подчиняться указу Президента и своим постановлением отстранило Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента России был назначен вице-президент А.В.Руцкой.
Ельцин приказал войскам окружить здание Верховного Совета. Политический конфликт перешел в силовой.
2 октября противники Ельцина организовали массовые выступления. На следующий день демонстранты захватили мэрию Москвы, подошли к телецентру Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь.
Несмотря на жесткие действия оппозиции, инициатива оставалась на стороне Президента. 4 октября войска обстреляли здание Верховного Совета из танков. К концу дня оно было захвачено, руководители Верховного Совета арестованы. Двухлетнее политическое противостояние закончилось победой Ельцина и его сторонников. Одновременно закончилась история Советов.
Преодоление сепаратизма. Строительство нового федеративного государства.
В начале 90-х Россия стояла перед реальной угрозой распада. Большинство автономных республик России заявили о своей независимости и ставили вопрос о выходе из состава России.
Ельцин предлагал республикам взять максимум самостоятельности, но заключить Федеративный договор, который гарантировал бы единство и неделимость России. Благодаря усилиям центра, в большинстве регионов страны сепаратистские настроения удалось преодолеть.
31 марта 1992 года все республики, края и области, кроме Чечни и Татарстана, подписали Федеративный договор. Началось строительство нового Федеративного государства.
Татарстан и Чечня еще долгое время не принимали участия в этом процессе.
В ноябре 1992 года введена новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством. В течение нескольких лет Москва безуспешно убеждала руководство республики подписать Федеративный договор. У переговоров был лишь один результат: в феврале 1994 года заключен Договор о взаимном делегировании полномочий, по которому Татарстан объявлялся объединённым с Россией ассоциированным государством с особым конфедеративным статусом. Только в начале 2000-х годов татарский сепаратизм был окончательно преодолен.
Более сложная ситуация сложилась в Чечне. В 1992 году общенациональный конгресс чеченского народа заявил о выходе из состава России. В 1994 году, в ответ на давление Москвы, чеченский лидер Джохар Дудаев объявил всеобщую мобилизацию и заявил о начале «священной войны с Россией за независимость». Началась война.
К лету 1995 года отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. В 1996 году Дудаев был убит.
Сепаратисты отвечали террором. Производили массовые захваты заложников, теракты, похищения людей.
В войне погибло много солдат и мирных жителей. Это вынудило российские власти пойти на переговоры с сепаратистами. В сентябре 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов.
Однако подписанный договор лишь дал сепаратистам время и возможность укрепить свои позиции. В республику повалили террористы из-за рубежа – в основном, из мусульманских стран Азии. Готовился план захвата всего Северного Кавказа, его отторжения от России и создания там нового исламского государства. Свой план руководители самопровозглашенной республики начали осуществлять в 1999 году. Отряды сепаратистов напали на Дагестан, атаковав горные аулы республики. Началась вторая чеченская война. Благодаря активным действиям российской армии отряды сепаратистов были разбиты. Вскоре широкомасштабные военные действия развернулись на территории самой Чечни. Они закончилось полной победой федеральных сил. В начале 2000-х годов с сепаратизмом в республике было покончено.
Утверждение свободы слова.
В средствах массовой информации произошли глобальные перемены.
Государство перестало контролировать СМИ. Цензура была полностью отменена.
Появились сотни новых газет, журналов, телеканалов, радиостанций. Для новых радиостанций открылись частоты международного FM-диапазона, которые в советское время были запрещены. Активно развивался Интернет.
Президентские выборы 1996 года.
В выборах участвовали 11 кандидатов. Главная борьба разгорелась между действующим Президентом Ельциным и лидером коммунистов Зюгановым. Первый тур не выявил победителя. Во втором туре участвовали Ельцин и Зюганов. Сложилась критическая ситуация. Впервые в постсоветской истории речь зашла о политическом выборе России. Решался вопрос о том, каким путем пойдет страна дальше. Народ устал от экономических, политических и социальных потрясений. Многие стали испытывать ностальгию по СССР, где была стабильность. Тяжелое положение в стране подогревало популярность КПРФ, миллионы россиян готовы были голосовать за Зюганова, надеясь на возврат к спокойной жизни. Но тем не менее победу одержал Ельцин. Он стал первым избранным главой государства в постсоветской истории России. Россия, несмотря на трудности, продолжила идти демократическим курсом.
Отставка Ельцина. Начало политической карьеры В.В.Путина (1999).
В августе 1999 года Президент Ельцин назначил нового премьер-министра. Им стал Владимир Путин. Объявляя об этом, Президент заявил, что именно в нем он видит будущего Президента России. Новый премьер показал себя энергичным, современным, прогрессивно мыслящим руководителем и за короткое время сумел завоевать симпатии большинства россиян.
В последний день 1999 года Ельцин неожиданно объявил о своем досрочном уходе. Исполняющим обязанности Президента стал Путин. На президентских выборах в марте 2000 года он одержал убедительную победу и стал новым главой государства.


Билет 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: