Методические рекомендации к внеурочному занятию

Источники света. Солнечные и лунные затмения


Содержание

1. Пояснительная записка с. 2

2. Методические рекомендации к внеурочному занятию с. 3-4

3. Технологическая карта внеурочного занятия с. 5-13

4. Список литературы с. 13

5. Приложения с. 14-15

 

Пояснительная записка

Тема внеурочного занятия «Источники света. Солнечные и лунные затмения» относится к разделу «Световые явления». Занятие проводится после изучения данной темы на уроке. Интерес учащихся к этому разделу обусловлен новизной изучаемых явлений, большой связью изучаемого материала с жизнью, техникой. Дополнительный интерес связан с изучением астрономических явлений.

С учетом требований ФГОС учитель физики должен быть не просто носителем информации на уроке, а знакомить детей с методами научного познания. Для этого необходимо формировать у школьников умения проводить наблюдения, анализировать полученные данные; ставить проблемные вопросы, делать выводы и проверять их экспериментально. Изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений, то есть самому учить себя учиться.

Внеурочные занятия позволяют поддержать интерес к изучению предмета, способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Для многих школьников одним из стимулов к участию во внеурочных занятиях служит внимание к его личным достижениям со стороны учителя и товарищей. Поэтому важной задачей для учителя является организация занятия, при которой каждый его участник имеет возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, предложить свой вариант ее решения, получить внешнее признание успешности своей деятельности. Например, попробовать себя в новой роли: экспериментатора, экскурсовода, астронома, исследователя.

Данное занятие построено таким образом, что позволяет развивать интерес учащихся к изучению электрических и световых явлений, а также обратиться к астрономии, вызывающей неизменный интерес школьников. В основу данного занятия также положен личный опыт учащихся.

Методические рекомендации к внеурочному занятию

Для успешной мотивации и достижения целей занятия использую личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность.

Привожу возможный вариант мотивационного этапа занятия.

Учитель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами решили, что каждый из вас, готовясь к сегодняшнему занятию, подумает, на развитии какого личностного качества он сосредоточит сегодня свои усилия. В помощь вам были даны задания для каждой из трех рабочих групп, а также состав видов работы на сегодняшнем занятии. (Ранее в качестве информации к размышлению учащимся была предложена «Карта самооценки», раскрывающая возможные направления самосовершенствования). (См. Приложение 1).

Для того, чтобы вы могли при этом опираться на мою помощь, предлагаю каждому из вас кратко определить свою задачу на это занятие.

Учащиеся ставят перед собой личностные задачи, например:

Даша: Я хочу побороть свою неуверенность.

Кирилл: Я сегодня развиваю умение различать важное и второстепенное в работе.

Вика: Я хочу найти для себя полезного оппонента в классе и попробовать улучшить результаты своей работы на уроке (не разглашая имени того, кого беру в пример).

Подводя учащихся к формулированию цели занятия:

Учитель: Тема нашего занятия «Источники света. Солнечные и лунные затмения». Основной материал был разобран на уроке. Теперь мы имеем возможность рассмотреть то, что осталось за рамками урока. Попробуйте конкретизировать основные задачи занятия.

Учащиеся: Запомнить… Уметь…, используя для этого…

Для выполнения заданий на Станции 1, если есть возможность продемонстрировать эксперименты с катушкой Тесла, в помощь для демонстрации и комментариев к опытам можно привлечь старшеклассников. Это значительно оживит работу в группах, а также способствует развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

На этапе применения знаний, станция 3: Астрономическая:

При рассмотрении солнечного затмения используем фотографии, выполненные нами при наблюдении частного солнечного затмения с помощью школьного телескопа 20.03.2017 г. В наблюдениях принимала участие группа учащихся разного возраста с 5 по 11 класс. Ребята выступают как очевидцы астрономических наблюдений, что придает личностную окраску сопричастности к изучаемому явлению. В другом возможном варианте учащиеся могут выступать в роли астрономов (специалистов планетария), журналистов научно-популярного издания и т.д.

На этапе подведения итогов:

Учитель: Подведем итоги занятия. Какие общие задачи ставили мы в начале занятия?

Учащиеся: Запомнить… Уметь…, используя для этого…

Учитель: Насколько нам удалось их решить?

Учащиеся формулируют конкретные выводы по итогам занятия.

Рефлексия:

Учитель: А теперь перейдем к вашим личным задачам и планам на урок. Сначала скажу о том, что увидела сама. Хорошо поработала над своей неуверенностью Даша… Нашла, видимо, своего оппонента Вика…

Сначала с выражением одобрения и поддержки индивидуальной работы ребят над собой высказывается учитель, подмечая положительные изменения. Дальше высказываются ребята.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: