Технологическая карта внеурочного занятия

ФИО педагога: Ревина Марина Александровна
Предмет: физика
Класс: 8 класс
Общая информация о занятии
Тема:Источники света. Солнечные и лунные затмения   Форма проведения занятия: игра – путешествие по станциям Цель:создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся, развития интереса к изучению физики. Задачи: образовательные расширить и углубить знания обучающихся об источниках света, солнечных и лунных затмениях; развивающие способствовать развитию интереса к изучению физики; формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять явления природы; воспитательные использовать приобретенные знания в практической деятельности, понимание ценности науки для удовлетворения бытовых и культурных потребностей человека.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
- Умения проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы; - умения применять знания к объяснению природных явлений; - умения применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (камеры-обскуры); - формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы, в ценности науки для развития материальной и духовной культуры людей.   Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, формировать адекватную самооценку; - оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным. Познавательные УУД: - овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний; - формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; - формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - совершенствовать навыки работы с научным текстом, инструкционными материалами; - использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; - формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. - Проявлять интерес к изучению темы, желание решать проблему, используя приобретенные знания; - осознание собственных достижений при усвоении учебной темы; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Тип занятия: Материально-технические средства и учебные пособия: Технология:
Занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся Технические средства: компьютер, интерактивная доска, презентация. Приборы, материалы: люминесцентные лампы, катушка Тесла, картон, черная бумага, калька. Учебные пособия: Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2016. Ханнанова Т.А. Физика 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Перышкина А.В. – М.: Дрофа, 2014. Личностно-ориентированное обучение
Структурные параметры
Этапы занятия Цель деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов Ожидаемые результаты
1 этап Организационный момент Включение учащихся в учебную деятельность Приветствие, эмоциональный настрой, создание благоприятной психологической атмосферы в классе Приветствие учителя, подготовка рабочих мест. Распределение по группам: обучающиеся заранее делятся на 3 группы. Каждая группа получает свое задание для подготовки к занятию.   Самоопределение, смыслообразование (Л). Целеполагание (П). Планирование учебного сотрудничества (К)
2 этап Мотивация. Получение информации. Станция 1: Экскурсия в лабораторию «Галилео» Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется цель занятия Ведет диалог, побуждает высказывать предположения. Подводит учащихся к цели занятия. Обобщает ответы учащихся. Повторение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. 1 группа проводит заочную экскурсию в лабораторию Парка чудес «Галилео». (Слайды 2-10Презентации, подготовленной учащимися). Знакомит: А) с свойствами катушки Тесла, демонстрирует свечение от нее люминесцентных ламп; Б) с свойствами лазера, лазерного луча. Обращают внимание на ТБ (защитные очки при наблюдениях). Наблюдают прямолинейность распространения лазерного луча.   Высказывают предположения. Приводят примеры.     Заполняют таблицу, работая в группах. Высказывают предположения. Предлагают варианты.   Анализ, обсуждение представленных реальных опытов, презентации экспериментов из лаборатории «Галилео», синтез полученной информации. Ответить на вопрос: К каким источникам относятся увиденные источники света? Заполнение таблицы о видах источников света (рабочая тетрадь, задание 63.1) Сделать вывод о теме и цели занятия. Познавательные: - умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; - понимать прочитанное, представлять информацию в виде таблицы. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу занятия. Личностные: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения.
3 этап Переработка информации. Организация практической работы. Станция 2: «Умелые ручки» Проведение практической работы Организует работу в группах. Координирует проведение опытов. Осуществляет контроль над выполнением заданий. 2 группа предлагает выполнить практическое задание 2 к параграфу 63.   Изготавливают в группах камеру-обскуру. Проводят опыты с ней. Ребята из 2 группы демонстрируют изготовленные ими модели камеры, в том числе с применением линзы. (С лайд 11) Объясняют практическое применение. Задание 2 к параграфу 63: изготовление камеры-обскуры. Проведение опытов в группах. Презентация полученного результата. Личностные: - развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов. Регулятивные: - планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Физкультминутка Здоровьесбережение Предлагает учащимся выполнить расслабляющее упражнение для глаз (слайд 12 Презентации, подготовленной учащимися). Учащиеся выполняют расслабляющее упражнение для глаз. Проводит физкультминутку один из учащихся (по желанию).      
4 этап Применение знаний. Станция 3: Астрономическая Организовать деятельность по применению знаний Организует работу в группах. Обеспечивает контроль над выполнением заданий. Обобщает ответы учащихся. 3 группа приглашает посетить планетарий и стать очевидцами частного солнечного затмения, полного затмения, иллюстрируют лунное затмение. (Слайды 13-15, фотографии затмения).   Учащиеся объясняют причины солнечного и лунного затмений,обсуждают, отвечают на проблемные вопросы. Наблюдение частного солнечного затмения (по фото проведенных наблюдений с комментариями учеников-очевидцев), полного затмения (видео из Интернета). Выполнение в группах задания 63.5 (рабочая тетрадь), объяснение причины затмений. Ответы на проблемные вопросы: 1.Почему во время полного лунного затмения мы Луну все равно видим? Какого она при этом цвета и почему? 2.Почему люди, как правило, не замечают частные солнечные затмения? 3.В редких случаях бывает так, что Солнце и затмение Луны видны одновременно. Означает ли это, что Земля больше их обоих? 4.Можно ли наблюдать лунные затмения с другой планеты? 5.Как часто солнечное затмение может происходить в одних и тех же местах? Познавательные: - формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; - формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
5 этап Подведение итогов. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на занятии. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Организация итогового диалога. Подводит учащихся к формулированию выводов по итогам занятия. Учащиеся формулируют выводы по итогам занятия.   Личностные: способность к оценке товарища на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать достижения другого, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: оценивать результаты деятельности, способность к адекватной самооценке.
6 этап Рефлексия.   Высказывается с выражением одобрения и поддержки индивидуальной работы ребят над собой, подмечая положительные изменения. Подводят итоги выполнения своих личных задач и планов на занятие.   Оценка удовлетворенности собственной работой на занятии и полученными знаниями.
                       

Список литературы и Интернет ресурсы:

1) Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Дрофа, 2016г.

2) Ханнанова Т.А. Физика 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Перышкина А.В. – Москва: Дрофа, 2014г.

3) Рабочая программа основного общего образования. Физика.7—9 классы. Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. – Москва: Дрофа, 2014г.

4)РомановА. М. Занимательные вопросы по астрономии и не только. — М.:МЦНМО, 2005.

5) Шулежко Е. М. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6) Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2009.

7) Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность. Центр развития образования г. о. Самара. Разработчик В. И. Юдин, к. п. н., зав. кафедрой современных технологий и качества образования ЦРО г. о. Самара, 2015. Презентация.

8) www.galileopark.ru

 

Приложения

Приложение 1

«Карта самооценки» (Возможное содержание)

Личностный смысл выполнения учебных действий:

1) Преодоление неуверенности

№ п/п Действия учащегося Действия учителя
1. Осознает и принимает задачу преодоления неуверенности, как важнейшую задачу самовоспитания. Замечает признаки настроя ученика на подобную задачу, поддерживает, налаживает визуальный контакт с учеником.
2. Мысленно создает план или последовательность своих действий по выполнению задания. Использует возможные варианты подсказок (устных, письменных), помогающих выполнить задание.
3. Поднятием руки показывает учителю готовность к выполнению задания, не опасаясь возможной ошибки. Поддерживает проявления активности учащихся, корректирующими действиями помогает предупредить возможные ошибки.

 

2) Получать полезные подсказки из выполненных заданий (решенных задач)

№ п/п Действия учащегося Действия учителя
1. Осознает и принимает задачу преодоления неуверенности, как важнейшую задачу самовоспитания. Замечает признаки настроя ученика на подобную задачу, поддерживает, налаживает визуальный контакт с учеником.
2. Сравнивает решенные задачи, находит в них проявления (признаки) сходства и различия, позволяющие относить их к одному типу или классу задач. Использует возможные варианты подсказок (устных, письменных), помогающих выполнить подобное сравнение.
3. Самостоятельно или обращением к учителю выделяет в составе выполненных действий: - основные действия, обеспечившие выполнение решенной задачи и требующиеся при выполнении следующих задач заданного состава; - второстепенные, выполняющие вспомогательную роль. Использует возможные варианты подсказок (устных, письменных), помогающих выполнить подобное сравнение.

 

3) Найти для себя полезного оппонента в классе и попробовать улучшить результаты своей работы на занятии (не разглашая имени того, кого берешь в пример).

4) Умение различать важное и второстепенное в работе.

 

Приложение 2: Презентация.

Приложение 3: Фотографии солнечного затмения (9 фото).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: