Назревание глобального кризиса советской системы. Политика обновления советского общества. М.С.Горбачёв. Распад СССР. Создание содружества независимых государств

3.Назревание глобального кризиса советской системы. Политика перестройки и концепция обновления советского общества. М.С.Горбачев.

В 70—80-е гг. экономика развивалась экстен­сивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответст­вовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным тру­дом. Несмотря на все усилия, экономика от­вергала новейшие технические разработки. До­стижения научно-технического прогресса внедря­лись крайне слабо. Между тем возможности та­кой — затратной — модели роста неуклонно со­кращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста насе­ления снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики бы­ли огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать во­енно-стратегический паритет (равенство) с США.

Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-техниче­ской революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимуще­ственно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

Положение в сельском хозяйстве также не вну­шало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охот­но принимая огромные капиталовложения, сколь­ко-нибудь заметного роста производства не демон­стрировала.

Отсюда весьма серьезные деформации в соци­альной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достиже­нием. Но ни промышленность, ни сельское хозяй­ство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефи­цит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появи­лось нормированное распределение некоторых про­дуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением. В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраз­дельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно кото­рой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенно­го в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концеп­ция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил ста­тус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объ­являла СССР общенародным государством, про­возглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных де­путатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, гото­вившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние го­ды, имел всеобъемлющий характер.

Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники опреде­ленного уровня), употребляя термин тех лет, «пе­рерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генераль­ного) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Партийная элита, чутко уловив перемены, тяго­тилась тем, что ее всевластие не подкреплено соб­ственностью. Чем дальше, тем больше она стре­милась к закреплению за собой той доли общест­венной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-полити­ческой жизни. Официально их существование бы­ло признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андро­повым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высо­копоставленные руководители и чиновники, по­казало масштабы и опасность кризисных явле­ний.

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, рели­гиозные, национальные, экологические организа­ции, несмотря на репрессии властей (аресты, лаге­ря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппози­ционных настроений, о недовольстве сложившим­ся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же яс­но подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собствен­ным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерва­тизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.

В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении корруп­ции, развитии теневой, экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к чес-тному труду.

Попытка партийного руковод-ства сохранить власть путем «зак­ручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспеш­ной Общество нуждалось в карди-нальных переменах.

Начало нового этапа в истории ССCP, получившего название «пе­рестройка»,связано с именем М С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки Аыло остановить распад «сис-темы» государственного соци­ализма и обеспечить интересы • правящей элиты.

В 1987—1988 гг. перестрой­ка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе»,затем в нее включили pеорму политической системы и Курс на «обновление» идеологии.

Идея перевода централизо­ванного, планово-государствен­ного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции пере­стройки.Первыми шагами к ры­ночной экономике стали Закон о государственном предприятии (I987), предоставивший значитель­ные права предприятиям и трудо­вым коллективам, Закон о коопера­ции и Закон об индивидуальной тру­довой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективно­го и частного предпринимательства.

Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические рефор­мы не давали желаемых результа­тов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на де­мократизацию политических струк­тур. Решение о реформе поли­тической системы в СССР было принято на XIX партконферен­ции КПСС (летом 1988 г.) Вка­честве первоочередной задачи выд­вигалось четкое разграничение фун­кций партийных и советских орга­нов, проведение демократических выборов народных депутатов, фор­мирование новых органов власти. Былпровозглашен курс на со­здание правового государства.

После партконференции нача­лось изменение структуры управле­ния в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парла­ментаризма и разделения властей. Учреждается новый высший аорган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР.Из числа народных депута­тов были сформированы постоян­но действующие Верховные Сове­ты. На I съезде Народных депута­тов СССР (май-июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой го­сударства — Председателем Вер­ховного Совета СССР, а вмарте 1990 г. Президентом СССР с пра­вомиздавать указы и постанов­ления.

Важнейшим инструментом де­мократизации стала гласность — объективнее освещение всех сторонжизни общества.В про­цессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключе­на 6-я статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартий­ная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.

Родился 2 марта 1931 в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края в крестьянской семье. В 16 лет (1947) за высокий намолот зерна на комбайне был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1950, после окончания школы с серебряной медалью, поступил на юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Активно участвовал в деятельности комсомольской организации университета, в 1952 вступил в КПСС. После окончания университета в 1955 был направлен в Ставрополь в краевую прокуратуру. Работал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ, первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, затем вторым и первым секретарем крайкома ВЛКСМ (1955-1962). В 1962 Горбачев перешел на работу в партийные органы. В стране в то время шли

хрущевские реформы. Органы партийного руководства были разделены на промышленные и сельские. Появились новые управленческие структуры - территориально-производственные управления. Партийная карьера М.С. Горбачева началась с должности парторга Ставропольского территориально-производственного сельхозуправления (три сельских района). В 1967 он окончил (заочно) Ставропольский сельскохозяйственный институт. В декабре 1962 Горбачев был утвержден заведующим отделом организационно-партийной работы Ставропольского сельского крайкома КПСС. С сентября 1966 Горбачев - первый секретарь Ставропольского горкома партии, в августе 1968 он был избран вторым, а в апреле 1970 - первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В 1971 М.С. Горбачев стал членом ЦК КПСС. В ноябре 1978 Горбачев стал секретарем ЦК КПСС по вопросам агропромышленного комплекса, в 1979 - кандидатом в члены, в 1980 - членом Политбюро ЦК КПСС. В марте 1985 Горбачев стал генеральным секретарем Компартии. 1985 год - рубежный в истории государства и партии. Закончилась эпоха застоя (так определялся теперь 'брежневский' период). Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван 'перестройкой' и ассоциировался с идеей 'совершенствования социализма'. Горбачев начал с широкомасштабной антиалкогольной кампании. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем - резко увеличилось употребление самогона и всевозможных суррогатов, бюджет потерпел значительные убытки. Антиалкогольная кампания проводилась в стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.

В мае 1985, выступая на партийно-хозяйственном активе в Ленинграде, генеральный секретарь не скрывал, что темпы экономического роста страны снизились, и выдвинул лозунг 'ускорить социально-экономическое развитие'.

Горбачев получил поддержку своим программным заявлениям на XXVII съезде КПСС (1986) и на июньском (1987) пленуме ЦК КПСС. В 1986-1987, надеясь пробудить инициативу 'масс', Горбачев и его сторонники взяли курс на развитие гласности и 'демократизацию' всех сторон общественной жизни. Гласность в большевистской партии традиционно понималась не как свобода слова, а как свобода 'конструктивной' (лояльной) критики и самокритики.

Однако в годы перестройки идея гласности усилиями прогрессивных журналистов и радикальных сторонников реформ, в частности, секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлева, получила развитие именно в свободе слова. XIX партконференция КПСС (июнь 1988) приняла резолюцию 'О гласности'. В марте 1990 был принят 'Закон о печати', достижение определенного уровня независимости СМИ от партийного контроля. С 1988 полным ходом шел процесс создания инициативных групп в поддержку перестройки, народных фронтов, других внегосударственных и внепартийных общественных организаций. Как только начались процессы демократизации, а контроль партии снизился, обнажились многочисленные скрывавшиеся до этого межнациональные противоречия, в некоторых районах СССР произошли межэтнические столкновения. В марте 1989 состоялись первые в истории СССР относительно свободные выборы народных депутатов, итоги которых вызвали шок в аппарате партии. Во многих регионах на выборах провалились секретари партийных комитетов. В депутатский корпус пришло немало интеллектуалов, критически оценивавших роль КПСС в обществе.

Съезд народных депутатов в мае того же года продемонстрировал жесткое противостояние различных течений и в обществе, и в депутатской среде. На этом съезде Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие - за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же - о борьбе со 'спекуляцией'; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно - об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же - об 'укреплении роли партии' и т.п. Попыткам реформ сопротивлялась сама партийно-советская система - ленинско-сталинская модель социализма.

Власть генерального секретаря не была абсолютной и во многом зависела от 'расклада' сил в Политбюро ЦК. Менее всего властные полномочия Горбачева были ограничены в международных делах. При поддержке Э.А. Шеварднадзе (министра иностранных дел) и А.Н.Яковлева Горбачев действовал напористо и результативно. Начиная с 1985 (после 6 с половиной лет перерыва) ежегодно проходили встречи руководителя СССР с президентами США Р.Рейганом, а затем Дж.Бушем,

президентами и премьер-министрами других стран. В 1989 по инициативе Горбачева начался вывод советских войск из Афганистана, произошло падение Берлинской стены и воссоединение Германии. Подписание Горбачевым в 1990 в Париже вместе с главами государств и правительств других стран Европы, а также США и Канады 'Хартии для новой Европы' положило конец периоду 'холодной войны' конца 1940-х - конца 1990-х годов. Однако во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза. Попытки остановить этот процесс с помощью силы (в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге) приводили к прямо противоположным результатам, усиливая центробежные тенденции. Демократические лидеры Межрегиональной депутатской группы (Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров и др.) собирали в свою поддержку многотысячные митинги.

В первой половине 1990 практически все союзные республики объявили о своем государственном суверенитете (РСФСР - 12 июня 1990). Летом 1991 был подготовлен к подписанию новый союзный договор. Попытка государственного переворота в августе 1991 не только перечеркнула перспективу его подписания, но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. 8 декабря в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. М.С.Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Б. Ельцину.

Своим последним указом бывший Президент СССР создал на базе бывших исследовательских институтов при ЦК КПСС Международный фонд социально-экономических и политологических исследований, получивший обиходное название "Фонд Горбачева", который и возглавил в качестве президента. В сентябре 1992 г. Горбачев отказался явиться в Конституционный суд РФ, куда был вызван для дачи свидетельских показаний по делу о конституционности указов Президента России о запрете КПСС. В ответ Конституционный Суд вынес не предусмотренное законами решение временно запретить Горбачеву выезжать за рубеж. Исключение было сделано в связи с похоронами Вилли Брандта в октябре 1992 г. Этот шаг властей, а также последовавшее с их стороны и поддерживаемое проправительственными средствами массовой информации давление на Фонд Горбачева, вызвали волну возмущения за рубежом, где бывший лидер СССР оставался очень популярен. В период руководства Коммунистической партией и государством М.С. Горбачев произвел радикальные изменения во внешнеполитическом курсе СССР.

В 1986 г. на ХХVII съезде КПСС обнародовал советскую программу построения безъядерного мира к 2000 г. В том же году во время визита в Индию подписал Делийскую декларацию о принципах ненасильственного и свободного от ядерного оружия мира. В 1988 г. в книге "Перестройка и новое мышление" представил концепцию "нового политического мышления", которое, по его мнению, должно было стать нормой международных отношений. Одним из важных внешнеполитических шагов Горбачева был вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. М.С.Горбачеву удалось завоевать симпатии и популярность во многих странах, разрушить стереотип "империи зла" в отношении СССР и положить конец "холодной войне". В 1985-1988 годах состоялось 5 встреч. Горбачева с президентом США Рейганом, в ходе которых были выработаны соглашения по сокращению некоторых видов ядерных и обычных вооружений. В 1989 г., во время встречи с президентом США Бушем Горбачев впервые заявил, что СССР готов не рассматривать США как военного противника. С подобным же заявлением выступила позже и американская администрация. Горбачев сыграл большую роль в объединении Германии. Наконец, Советский Союз впервые после второй мировой войны позволил народам Восточной Европы самостоятельно решать судьбы своих стран, осуществить выбор в пользу демократии и рыночной экономики.

В сентябре 1993 г. М.С.Горбачев осудил Указ Президента Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и назначении выборов в новый представительный орган - Федеральное Собрание как антиконституционный. Поддержал идею так называемого "нулевого варианта", предусматривавшего взаимную отмену Президентом, Съездом и Верховным Советом своих решений, принятых в ходе конфликта и назначение новых одновременных выборов Президента и Парламента. 3 октября 1993 г. призвал Ельцина вывести из Москвы войска и урегулировать отношения с парламентом путем переговоров.Неоднократно выступал с критикой радикально-реформаторской экономической политики, ведущей, по его мнению, к обнищанию народа, росту криминального капитала, к инфляции и безработице. Высказывался за ограничение самовластия президента, за расширение полномочий Федерального Собрания и Правительства, которое, по его определению, не должно быть придатком президентских структур.

Осуждал силовые методы решения чеченской проблемы, выступал за прекращение войны в Чечне и неоднократно предлагал себя в качестве посредника в переговорах о мирном урегулировании.

В 1996 г. М.С.Горбачев баллотировался на выборах Президента РФ. В первом туре выборов за него проголосовали 386 тысяч избирателей или 0,52% принявших в голосовании. В октябре 1999 г. заявил на съезде движения "Социал-демократы", что поддерживает инициативу по созданию объединенной социал-демократической партии и будет участвовать в этом процессе. В 2000 году стал главой Российской объединённой социал-демократической партии, которая в 2001 году влилась в Социал-демократическую партию России (СДПР); с 2001 по 2004 год -- лидер СДПР. В 2001 году Горбачев начинает снимать документальный фильм о политиках ХХ века, у которых лично берет интервью. 20 октября 2007 года стал главой Общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов». В 2009 году в интервью Евроньюс Горбачёв повторно отметил, что его план не «не удался», а напротив -- тогда «начались демократические реформы», и что перестройка победила. 2 марта 2011 года, в день 80-летия, Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: