III «Классика» экономической теории

Волго-Вятская академия государственной службы

Кафедра экономической теории

Колтунов В.М.

Краткий очерк истории экономической науки.

Выдающиеся представители экономической мысли.

 

 


Нижний Новгород 2006

Содержание

Предисловие автора

 

I. Зарождение экономических взглядов – от Древнего мира до Средневековья

II. Становление экономической теории в Европе как самостоятельной науки (XVI – XVIII века)

III. «Классический» этап развития экономической теории (XVII – XIX века)

IV. «Боковая ветвь» классического этапа – мелкобуржуазная политическая экономия

V. Социалистическое направление развития экономической мысли. Марксизм (XIX – XX века)

VI. Становление и развитие неоклассического направления в экономической теории (XIX – XX века)

VII. Теория регулируемого капитализма в XX в.Дж.М. Кейнс и кейнсианцы. Монетаризм

VIII. Институционализм – новая школа XX века

IX. Крупнейшие представители русской экономической мысли XX века

X. Смена парадигмы экономической теории на рубеже XX и XXI веков

 

Заключение

 

Приложение: Нобелевские лауреаты по экономике (1969-2005 годы).

 

 

Предисловие автора

 

Настоящая работа не является развернутым учебником по истории экономической мысли и не заменяет их.

Моя задача состояла в том, чтобы дать общий обзор развития экономической теории, показать это развитие не как «борьбу противоположностей», а как эволюционный процесс становления науки вплоть до сегодняшнего дня, в котором отдельные направления этого общего потока не только соревнуются (что само собой разумеется), но и дополняют друг друга. Когда на каждом новом этапе новые теории и школы впитывают в себя то лучшее, что было достигнуто предшественниками.

В связи с этим мною были так сформулированы позиции, оценивающие в рамках общего эволюционного потока наиболее принципиальные повороты, ступени в эволюции науки (смены парадигмы), и сделана попытка поставить вопрос о складывающейся на рубеже XX и XXI веков новой парадигме экономической теории и, соответственно, истории экономической мысли.

Работа предназначена для студентов и аспирантов, изучающих экономическую теорию и историю экономической мысли. Предложенный в работе подход будет способствовать более глубокому пониманию общей картины эволюции экономической науки и места в этой эволюции важнейших школ и направлений, их «единства в многообразии».

 

К экономической теории в той или иной степени обращались все крупнейшие мыслители от древности до наших дней. История экономических учений прошла путь от отдельных высказываний по экономическим проблемам (по вопросам богатства, собственности, денег, меновых отношений и т.д.) в рамках общефилософских, общесоциологических воззрений через систематизацию экономических знаний до формирования самостоятельной экономической науки, а затем – в рамках ее – отдельных научных направлений и школ.

Один из видных современных ученых – экономистов француз Раймон Барр выделил в развитии науки четыре фазы: фаза до научного развития (до XVIII в.), фаза рождения экономической науки (1750-1870 гг.), фаза открытия и разработки основополагающих экономических принципов (1870-1930 гг.) и фазу современного углубления и расширения исследований. [1]

С таким подходом к периодизации истории экономической науки можно поспорить, но первая фаза в такой трактовке сомнений не вызывает. Обозначим ее так:

 

I. Зарождение экономических взглядов – от Древнего мира до средневековья.

Зарождение экономического анализа и зачатков экономических знаний и их последующее развитие тесно связано, как и во всей дальнейшей истории, с хозяйственной деятельности людей.

Колыбелью земной цивилизации был Древний Восток. В середине IV тысячелетия до нашей эры в первых государственных образованиях (Шумерские государства, Вавилон, Ассирия и др.) в центре экономической мысли были проблемы организации и управления государственным (царско - храмовым) хозяйством. В это время были сделаны и первые шаги в институциональном оформлении экономической деятельности, появились законы, определяющие рамки этой деятельности (Кодекс царя Хаммурапи в Вавилонии, законы Ману в Индии и др.). Кодекс Хаммурапи является своего рода прообразом современных гражданских кодексов. В Древнем Китае (II-I вв. до н.э.) между сторонниками Конфуция и его противниками велись споры о пределах вмешательства государства в экономику.

Важный шаг сделан в эпоху античности древнегреческими и древнеримскими мыслителями.

Я убежден, что вклад великих античных мыслителей, особенно в Древней Греции, в возникновение многих экономических воззрений в российской (да, наверное, и во всей мировой) историографии недооценен. Значительная часть вопросов, вокруг которых ломаются копья и сегодня, были впервые поставлены и обсуждались именно в античную эпоху. Это и понимание собственности и ее значение в развитии общества «Гражданин без собственности не имеет отечества» - Пифагор (576-496 гг. до н.э.), это и трактовка товара и денег, это и один из центральных пунктов сегодняшних дискуссий – что лежит в основе пропорций обмена – и другие проблемы были впервые озвучены в античные времена.

Сам термин «экономия» появился впервые в поэзии у древнегреческого поэта Гесиода (7 в. до н.э.).

В Древней Греции следует выделить нескольких выдающихся мыслителей, заложивших первые кирпичики в здание экономической науки.

Историк и философ Ксенофонт (ок. 430 – 355 гг. до н.э.) в книге «Эйкономия» («Экономикос») изложил правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Название книги обязано двум словам – «Ойкос» (дом) и «Номос» (закон, учение). Перевести это можно как искусство «управления домом». Аналогичной по проблематике книгой можно назвать «Домострой» в России при Иване IV Грозном.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) в беседах со своими учениками (Ксенофонт и др.) говорит о собственности, о том, что есть благо, о мере вещей и т.д. материальное богатство он рассматривал как благо низшего порядка по сравнению с духовными ценностями. Среди сфер человеческой деятельности Сократ на первое место ставил земледелие и военное дело: «Для человека не может быть более благородной профессии, более возвышенного знания, чем искусство возделывать землю… Занятие земледелием приятно по своему существу и не составляет труда для усвоения, телу оно придает красоту и бодрость, в духовном отношении предоставляет возможность посвящать свободное время ближним и делам общественным, при том оно развивает в людях неустрашимость, обществу оно доставляет лучших и самых надежных граждан; вот почему земледелие всюду во всех государствах считается самой уважаемой профессией». [2]

Далее следует выделить ученика Сократа Платона (427 – 346 гг. до н.э.) и ученика Платона, учителя и воспитателя Александра Македонского – Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

Платон в книге «Политея» («Государство») вкладывает свои мысли в уста учителя. Он впервые четко сформулировал мысль, что происхождение общества коренится в существовании у людей потребностей, и необходимости их удовлетворения не только в натуральном хозяйстве, но и путем обмена на базе разделения труда.

Платон, как и его учитель Сократ, связывал учение об экономии с учением о морали, считал, что люди должны ограничивать свои потребности тем, что дает природа, осуждая необузданность человеческих страстей. В его проекте идеального государства выделены три вида добродетели: мудрость, мужество и чувство меры. В общественном развитии Платон особую роль отводил философам, которые, по его мнению, должны управлять государством.

Аристотель в экономических взглядах в эпоху античности занимает, на мой взгляд, центральное место. Именно у него мы находим наибольшее количество высказываний по проблемам, которые и сегодня являются предметом дискуссий и дальнейшей разработки.

В работах «Политика» и «Этика» Аристотель рассматривает меновые отношения как равенство – очень важное положение, исходное для всего последующего развития экономической науки. При этом у него подход к проблеме и позиции затраченного труда, и с позиций потребности.

С одной стороны, Аристотель кладет начало положению, которое затем проходит через всю историю экономической мысли – определение стоимости через полезность. За равенством в обмене, - пишет он – скрывается равенство потребностей. Это высказывание М. Блауг расценил как «домаржиналистскую теорию полезности». С другой стороны, ставя вопрос о справедливости пропорции обмена, он пишет, что обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ. Он пишет: «И так, расплата будет иметь место, когда справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца».[3] Шумпетер отметил, что Аристотель здесь «нащупал» своего рода трудовую теорию ценности. Здесь можно усмотреть истоки другого направления экономической мысли – определение стоимости трудом. Удивительно, но факт! Аристотель за много веков предвосхитил признание двух сторон товара (полезность и стоимость) и ту идею, что стоимость товара зависит и от полезности и от затраченного труда.

Гениальная загадка, которая, много веков спустя, оформилась в виде так называемого неоклассического синтеза (!).

Я остановился на этом подробнее, т.к., на мой взгляд, все историки экономической мысли (и отечественные и зарубежные) прошли мимо значимости этой позиции в трудах великого грека (может быть за исключением Вл.С. Афанасьева).

Аристотель назвал науку о хозяйстве «хрематистикой» (хрема – греч.– имущество, владение, богатство), а науку о самообеспечении экономическими потребительскими благами – экономией. В целом можно сказать, что Аристотель изложил основы науки о разумном ведении домашнего и государственного хозяйства.

Вклад римлян в экономическую науку был менее значительным. Если греки были более склонны к философским обобщениям, то взгляды римлян (Катон, Варрон, Колумелла) нашли в основном прагматический характер. Наиболее известен в Древнем Риме своими экономическими рассуждениями Катон Старший (234 –149 гг.до н.э.). Сам он крупный землевладелец, защитник аристократических привилегий. В книге «О земледелии» он сравнивает труд рабов и наемный труд, анализирует прибыль и способы ее увеличения.

В Средние века экономические взгляды складывались главным образом в рамках религиозно – философской мысли. Здесь выделяется фигура Фомы Аквинского (1225 –1274 гг.). будучи каноником – богословом, он оценивал экономические явления с позиции церкви. Фома выступал в защиту сословных интересов, социальное неравенство считал «богоустановленным положением». Он поддерживал принципы равенства в обмене, говорил о греховности получения торговой прибыли, разграничивал цены на «недозволенные» и «справедливые». Процент считал платой за риск.

Следующий этап истории экономической мысли следует датировать, на мой взгляд, не с XVIII в (как в приведенной ранее позиции Р.Барра), а в XVI – XVIII вв.

 

II. Становление экономической теории как самостоятельной науки (XVI -_XVIII века).

Первой самостоятельной школой экономической науки явилась школа меркантилистов (ит. – mercante – мерканте – торговец, купец). Появление этой школы связано с эпохой первоначального накопления капитала и становление торговой буржуазии. «Политическая экономия, - пишет Р.Барр, - оставаясь в течении долгого времени простым набором заповедей и рецептов, приспособленным к частным случаям или задачам, … лишь начиная с XVIII века (вот здесь наш автор, видимо, ошибается – В.К.) дала целостное объяснение экономической жизни и до сего дня продолжает развивать его, придавая ему все большую связность и точность». [4]

Крупнейшими представителями школы меркантилистов были англичанин Томас Ман (Мэн – 1571 – 1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575 - 1621). Главные работы Мана – члена правления Ост– Индской компании и правительственного торгового комитета – «Рассуждение о торговле Англии с Ост – Индией» (1621) и «Богатство Англии во внешней торговле» (изд. В 1664г.) Монкретьен в своем главном труде «Трактат политической экономии» (1615) впервые вводит в науку сам термин «политическая экономия».

Следует заметить, что первоначальный смысл понятия «политическая экономия» у меркантилистов не совсем тот (или совсем не тот), который вкладывается в него сегодня. Монкретьен дал название «политическая экономия» экономической теории, обосновывавшей экономическую политику государства (от греч. Politike – искусство управлять государством), т.е. этим термином (понятием) он назвал науку о государственном управлении экономикой.

Кроме названных к видным представителям меркантилизма относятся англичанин У. Стаффорд (1554 - 1612), шотландец Д.Ло (1671 - 1729) и наши соотечественники А.Л. Ордин - Нащекин (1605 - 1680), Ю. Крижанич (хорват по происхождению, 1618 - 1683), И.Т. Посошков (1652 - 1726), который преподнес Петру I свою знаменитую книгу – «Книга о скудости и богатстве. Сие есть изъявление от чего приключается напрасная скудость и отчего гобзовитое (обильное – В.К.) богатство умножается» (1724).

Меркантилисты, как я уже отметил, выражали интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Экономическая наука рассматривалась ими как наука о торговом балансе, главным принципом они считали «Много продавать – мало покупать», богатство они видели ни в самих вещах, а в их стоимости. Ранние меркантилисты просто отождествляли богатство с золотом, позднее – считали богатство излишком продукта, полученного от продажи на внешнем рынке и превращенном в золото.

Разработанная поздними меркантилистами концепция активного торгового баланса использовалась на практике. Идеи меркантилистов нашли воплощение в законах и деятельности правителей отдельных стран. Монархи Испании вводили прямые запреты на вывоз из страны драгоценных металлов. В Великобритании «Закон об истрачении» обзывал иностранных купцов расходовать всю полученную от торговли английскую монету внутри страны. Во Франции самым видным политиком меркантилистского толка был министр финансов при дворе Людовика XIV Ж.Б. Кольбер (1619 - 1683). Некоторые черты меркантилизма (поощрение внешней торговли, запрет вывоза за границу золота и серебра) имели место в экономической деятельности Петра I (1672 - 1725).

В наше время идеи меркантилистов трансформировались в политику и идеологию протекционизма во внешнеэкономической деятельности.

 

III «Классика» экономической теории

В XVIII веке начинает зарождаться классическая буржуазная политическая экономия. Ее возникновение связано с перенесением центра тяжести экономических исследований из сферы обращения в сферу производства, что было связано с развитием мануфактур и становлением совершенной конкуренции. Во Франции возникла школа физиократов. Ее виднейшие представители, как это сегодня общепринято считать – придворный врач Людовика XV и протеже маркизы Помпадур Франсуа Кене (1674 – 1774 гг.) и министр финансов при Людовике XVI Анн Робер Жак Тюрго (1727 – 1781гг.)

Нужно отметить, что у Кене и Тюрго был очень крупный предшественник (по времени написания), которого большинство авторов российских учебников по истории экономической мысли «забыло», - Ричард Катильон (1680 - 1734). Р. Барр считает, что именно он первым возвестил о начале новой фазы («научной») в развитии политической экономии в «Очерке о природе торговли вообще» (опубликованной в 1755)

Физиократы видели источник роста богатства не в обмене, а в производстве, и связывали его с естественным плодородием земли (физиократия – власть природы). Определенная перекличка со взглядами Сократа здесь есть. Считая природу единственным источником богатства, они основой благосостояния всех людей признавали сельское хозяйство.

Первые статьи Кене о хлебных ценах и налогах опубликованы в «Энциклопедии» Дидро. Его главный труд «Экономическая таблица» (1758) обычно считается первым в истории экономической мысли исследованием воспроизводства в общественном (национальном) масштабе.

Однако крупнейший исследователь истории экономических учений Й. Шумпетер считает, что Катильон первым изложил общий взгляд на экономический «кругооборот» и отдает авторство «Экономической таблицы», в окончательном виде составленной позднее Кенэ. Шумпетер неоднократно прямо называет «Экономическую таблицу» таблицей Кантильона – Кенэ.[5] Кантильону же принадлежит заслуга создания схемы классовой структуры общества и вывода о создании добавочного продукта в сельском хозяйстве. Об этом же по сути дела говориться и в последнем издании «Экономической энциклопедии»: «Имя Кантильона связано также с теорией воспроизводства, т.к. он первый сделал попытку представить кругооборот промышленного капитала в форме наглядной схемы». [6]Любопытно и то, что некоторые высказывания Кантильона («Люди размножаются как мыши в амбаре») предвосхитил одну из ключевых позиций Мальтуса.

Своими исследованиями Кантильон и Ренэ положили начало самостоятельной составной части экономической теории – макроэкономике.

Все производство рассмотрено ими как экономический оборот между тремя классами – фермерами, собственниками (дворяне, духовенство, король и его свита, чиновники) и бесплодными («стерильными») классом (все остальные, включая ремесленников, рабочих мануфактур и др.). Разработанная Кантильоном и Кенэ Теория кругооборота годового продукта и доходов заняла в дальнейшем важное место в экономической теории.

Кантильон и Кенэ сформулировали положение о чистом продукте, создаваемом, по их мнению, только в сельском хозяйстве (как превышение продукта, созданного в сельском хозяйстве, над потребленным в нем). Название всему направлению было дано в собрании трудов Кенэ, отредактированном его учеником Дю Пон де Немуром и опубликованном под заголовком «Физиократия» (1768)

Тюрго развил дальше взгляды Кенэ на классовую структуру общества, выделив наемных рабочих и капиталистов, определил зарплату как минимум средств существования, развивал дальше вопрос об определении величены стоимости.

Позиция физиократов была не случайной именно во Франции, она сложилась как своего рода оппозиция деятельности министра финансов Кольбера, который проводил меркантилистскую политику ценою удушения собственного (французского) ильского хозяйства непомерными налогами во имя создания мануфактур, увеличения вывоза и сокращения ввоза промышленных изделий. Физиократы стали «духовными отцами» Смита и Рикардо.

Классическая школа достигает расцвета и своей вершины в Англии.

Начало ей здесь положил Вильям Петти (1623 - 1687). Удивительно разносторонний человек, он получил медицинское образование, стал доктором физики, профессором анатомии и музыки. Крупный землевладелец; служил Кромвелю (1599 - 1658), потом династии Стюартов. Его главные книги: «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.), «Несколько слов по поводу денег» (1682 г.)

Петти положил начало определению стоимости товара трудом. Он различал естественную и политическую цену товара. Естественную цену (о сути дела здесь речь идет о стоимости). Он связывал с трудом и его производительностью. Сделав следующий шаг от физиократов, Петти утверждал, что богатство общества создается трудом во всех сферах материального производства, а не только в сельском хозяйстве. Петти создал учение о земельной ренте как излишке стоимости над заработной платой. В отечественной (и советской, и современной российской) литературе главной заслугой Петти считается то, что он положил начало трудовой теории стоимости. В западной литературе даются несколько иные оценки. М.Блауг считает, что «самым большим его вкладом в экономику стало изобретение «политической арифметики» - количественных оценок национального богатства и потока национального дохода с целью определения надлежащей базы для налогообложения».[7] То есть Блауг ищет, вполне закономерно, у великих мыслителей прошлого корни современных проблем науки, ищет зародыш ответов на вопросы, которые ставит современность.

Величайшими вершинами классической школы в XVIII – начале XIX века были шотландец Адам Смит и англичанин Давид Рикардо.

А. Смит (1729- 1790) получил образование в университетах Глазго и Оксфорда. В университете Глазго преподавал в качестве профессора нравственной философии (по существу общественных наук). В последние годы жизни был крупным таможенным чиновником в Эдинбурге. Его главные труды – «Теория нравственных чувств» (1759) и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). последний – самое значительное политэкономическое сочинение XVIII века, в котором Смит обобщил столетнее развитие классической политэкономии, ведущей начало от Петти и Буагельберга (1646 – 1714 гг.), и развил дальше это направление, построив цельное здание классической теории.

Основные положения экономической теории, разработанные и сформулированные Смитом
, стали вместе с тем исходными, отправными для дальнейшего развития экономической теории. К ним относятся:

1. Завершение создания Трудовой теории стоимости, определение стоимости товара трудом – как трудом, воплощенном в данном товаре, так и трудом, воплощенных в тех товарах, на который данный товар обменивается. Заметим попутно, что эта «двойственность», которую Маркс считал ошибкой, «заблуждением», в свете сегодняшнего уровня развития науки, отнюдь не выглядит безоговорочно таковым. Сегодня, как мне представляется, эта идея трансформировалась в положение об альтернативной стоимости.

2. открытие саморегулирующей рыночной экономики. С этим связан его тезис о «невидимой руке», направляющей развитие экономики, и признание за государством только функции «ночного сторожа», надзирающего над исполнением «правил игры», законов. В этом смысле явился предтечей современных экономистов либерально – рыночного направления. Сегодня большинство экономистов разных школ считает, что этот тезис нуждается в корректировке ввиду несколько однобокого выпячивания значимости рыночных сил в ущерб централизованному регулированию, централизованному устранению «правил рынка».

3. вывод, что объективной причиной возникновения рынка (рыночного обмена) является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Он отмечал, что главный эффект рынка как раз и заключен в увеличении возможностей всех и каждого в достижении экономических целей. В этих его рассуждениях – исходный пункт признания современной экономической теории противоречия между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов.

4. положение об абсолютных преимуществах нации во внешней торговле, которое в дальнейшем развивалось вплоть до современных теорий о конкурентных преимуществах нации в мировой экономике.

 

Смит был очень читаемым и почитаемым экономистом в России. А.С. Пушкин, характеризуя взгляды Онегина, писал:

 

Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатело,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

 

Д. Рикардо (1772 - 1823), также как и Смит, принадлежит к крупнейшим представителям классической школы. Его главный труд – «Начала политической экономии и налогообложения» (1817)

Рикардо – сын биржевого маклера, учился в торговой школе, затем работал как помощник отца в его брокерской конторе и на бирже. Благодаря успешной деятельности на бирже, Рикардо стал миллионером и одной из крупнейших фигур лондонского финансового мира.избранный в 1919 г. в парламент, Рикардо становится и крупным политическим деятелем. Основные его заслуги в области экономической теории следующие.

1. Дальнейшая разработка трудовой теории стоимости и отказ от двойственности определения стоимости у Смита. Определение ее только трудом, создающим товар.

2. Анализ распределения доходов в буржуазном обществе. Важнейший вывод, который делает здесь Рикардо, это вывод о том, что прибыль и заработанная плата при прочих не измененных условиях движутся в противоположном направлении. Тезис в противоречии между доходом рабочего и буржуа был в дальнейшем развит (правда, с совершенно иных исходных методологических позиций) Марксом.

3. Определение основных форм доходов и их источников. Рикардо четко сформулировал мысль, что зарплата определяется стоимостью средств существования рабочего и его семьи, прибыль является излишком стоимости товаров над заработанной платой, а рента – излишек над заработанной платой и прибылью.

4. Всесторонняя характеристика земельной ренты. Образование ренты Риккардо обосновывает ограниченностью земли и неизбежностью перехода от лучших земель к худшим.Теория ренты, основы которой заложил Рикардо, в дальнейшем развивается в Трудах Маркса и Ротбертуса. Рента (не только земельная) исследуется неоклассиками, кейнсианцами, многими современными российскими и зарубежными экономистами – теоретиками.теория ренты служит, в частности,

сегодня исходным пунктом для разработки систем налогообложения

естественных монополий и олигополий.

5. Разработка концепций сравнительных преимуществ во внешней торговле. Это - шаг вперед по сравнению с концепцией абсолютных преимуществ у Смита. Лауреат нобелевской премии, один из крупнейших современных экономистов.Самуэльсон отмечает такой парадокс: Рикардо одинаково высоко ценили и капиталисты, и социалисты. Для первых представляли интерес его положения, доказывавшие, что реформы не способны улучшить положение масс. Для вторых важны были его выводы о противоположности заработной платы и прибыли.

В работах Смита и Рикардо дается анализ важнейших экономических категорий – товары, денег, рынка, спроса и предложения, различных форм дохода – в условиях складывавшегося тогда мануфактурного, а затем фабричного производства с позиции и в интересах зарождающейся промышленной буржуазии.

Положения основоположников классической школы (Петти, Смит, Рикардо) были в дальнейшем развиты в трудах Мальтуса, сэя, Дж.С. Милля.

Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) – английский экономист и священник. По окончании Джиус – Колледжа Кембриджского университета получил богословскую степень, работал профессором кафедры современной истории и политэкономии в колледже Ост – Индийской Компании, там же исполнял обязанности священника.

Его главные книги – «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.) и «Принципы политической экономии и налогов» (1820 г.). Мальтус отошел от позиции Смита и Рикардо, определяя стоимость товара не трудом, а издержками производства. Был одним из основоположников теории убывающей доходности. Проблему занятости и безработицы Мальтус рассматривал вне связи с общественной формой хозяйства, а как естественный закон, характеризующий демографические последствия смены технологий, закон соотношения между рождаемостью и смертностью в зависимости от уровня жизни и количества населения. Он пропагандировал идею поздних браков как средства сдерживания роста населения, осуждал как контрацепцию, так и безбрачие, называя то и другое «грехом».

Некоторые положения теории народонаселения Мальтуса (сегодня через 200 лет!) оказались востребованы теорией и практикой регулирования рождаемости. Теоретические концепции Мальтуса разрабатываются сегодня на Западе путем моделирования.

Жан Батист Сэй (1767 - 1832) много сделал для распространения книги Смита «Богатство народов» и ео идеи во Франции. Анализируя роль рынка в удовлетворении потребности людей, Сэй сформулировал закон, согласно которому производство само создает спрос, и потому не может быть ни общего длительного перепроизводства, ни длительной безработицы. «Закон рынков» Сэя (иногда его еще называют «тождеством Сэя») гласит: «Всякий подукт с момента своего создания открывает рынок для другого продукта на всю величину своей ценности». Позиция Сэя стала исходной посылкой теории общего экономического равновесия.

Сэяй положил начало теории факторов производства как альтернативной трудовой теории стоимости: все три фактора (труд, капитал, земля)создают стоимость и получают соответствующую долю (зарплата, процент, рента) в созданном продукте. Теория факторов производства явилась отправным пунктом современного моделирования соотношения трех факторов в производстве продукта и его стоимости.

Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) систематизировал и углубил идеи, положения и методологию классиков. Он был близким другом, учеником и последователем Д. Рикардо. Его главные работы – «Основы политической экономии» (1848), «О свободе» (1859), «Утилитаризм» (1861). Политическую экономию Милль определяет как науку о законах экономики. При этом он утверждал, что законы производства не зависят от воли людей, а законы распределения формируются главным образом людьми и потому субъективны. Существенный вклад Милль внес также в теории внешней торговли.

Работы Милля оказали большое влияние на русскую экономическую мысль. Перевод «Основы политической экономии» на русский язык был сделан Н.Г. Чернышевским (напечатан впервые в 1860 г.). книга эта во многих странах Европы была (до появления работы А. Маршала) настольной книгой всех, изучавших экономическую теорию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: