Дороманское искусство

Билет 8

Скульптура и живопись Древнего Рима

Скульптура

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, украсил глиняными статуями крышу построенного им храма Юпитера на Капитолии.

Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, в начале V в. до н.э.

Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.

 

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура.

Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, подлинного произведения искусства.

Господствующей эстетической и концептуальной идеей для римской скульптуры I-II вв. была центральная идея официальной культуры - идея величия Рима, мощи императорской власти. Рельефные композиции на стенах различных зданий - храмов, триумфальных арок, алтарей, колонн, амфитеатров,- сцены военных походов императоров, популярных мифов.

Наиболее выдающимися памятниками такого официального рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия, в честь побед соответственно над даками и маркоманами.

 

Живопись

перешла в Италию из Греции. во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н.э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел больше искусных живописцев, во главе знаменитый Лудий. Преимущественно декораторы; живопись в строгом смысле, не пособница при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков.

 

Портреты, в конце республики особенно славилась Лала или Лайя, родом из Кизика.

 

Стенная живопись

Чисто декоративная роспись, встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.

 

Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый. В середине либо изображались одиночные фигуры либо рисовались настоящие картины, содержание большей частью из мифологии и героических легенд. художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. «Жертвоприношение Ифигении», «Гнев Ахилла», «Воспитание Ахилла», «Расставание Ахилла с Брисеидой», «Персей, убивающий Минотавра», «Освобождение Андромеды», «Нарцисс, любующийся отражением своей фигуры в источнике», и т.д.

 

Также сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма; немало таких, в которых главную роль играет любовь: здесь, молодая девушка показывает своим восхищённым подругам найденное ею гнездо с амурами.

 

Билет 9

Западноевропейское искусство Средних веков. Дороманское искусство

 

 

Искусство средневековья

V век принято считать началом новой эпохи —названной в истории средними веками с V до середины XVII в..

Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.

Другая особенность средневекового искусства — это близость его к народному творчеству.

Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам, оно превращается в символы запредельного. С большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека.

Искусство западноевропйского средневековья подразделяется в своей эволюци на три этапа: дороманский —VI—Х вв., романский —XI—XII вв. и готический —XIII—XV вв.

 

 

Дороманское искусство

 

Дороманское искусство значительно меньше связано с античностью, чем раннехристианское.

В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии, на руинах античности возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.

 

Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Нередко используются старые античные колонны разных ордеров — вперемешку.

От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства — ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведений искусства раннего средневековья. Этот период —царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь —украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.

Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент.

Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность.

Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Чаще это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями.

 

Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг.) — Встречается и храм типа ротонды.

 

Монастыри представляли сложный архитектурный комплекс. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой.

 

Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, памятников очень немного. Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

В конце Х в. на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В Саксонии, в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри. Более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора. В центре Гарца, в Гернроде, церковь св. Кириака (X — начало XI в.).

 

Билет 10

Романское искусство

Феодальная раздробленность послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, не противоречащих, однако, единому общеевропейскому стилю.

ремесленникипереходили из города в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои традиции,

В зодчестведерево в перекры тиях базилик сменяется более прочным материалом — камнем. С тены и столбы первых романскиххрамов - т олстыми и массивными, проемыредкими и узкими

Феодальный замок:. на воз вышенномместе, символвласти. Основноежилище сеньора — главная башня донжон: нижнийэтаж ее служил кладовыми, второйжильем владельца, третий — по мещением для слуг и охраны, подземельетюрьмой, крыша — для дозора

Большуюрольгорода. Мощными крепостными стенами, ров. Город С XII в. началась регулярнаяпланировка: центр города — рыночнаяплощадь, собор, ратуша.

XIXIII века—время расцветамонументальногоискусства.

Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности.

Скульптураукрашала в основном запад ный фасад, но особенно капители колонн: узором, изображением чудищ-животных

Декорацерквей - изменение. искусствостремились сделать средствомустрашения, а не

В скульптуре - изображениечерта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной –излюбленный мотив

. На стенах богослужебных - нерелигиозныхмотивов: сюжетов басен, светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик из бестиариев

Двоеверие жило в народе. Символический характер, условность образного строя: утрировка жеста, отсутствие перспективы — сочетаются с народными чертами сказочности.

Архитектура Франции, Франция- ведущаяроль в средневековой

В романский период во Франции зародились монументальнаяскульптура и монументальная живопись, сложился законченныйстиль романской архитектуры

Церкви, огромны. Это трех - или пятинефныехрамы, с трансептом и с венцомкапеллвокругалтарнойчасти. С уровостью простота гладких стен, отсутствиедекора-храмы провинции Овернь, (церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, 1099—1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителяхколонн.

Суровостью, толщиной стен, - зодчествоЗападной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора. Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье —покрыт скульптурной резьбой.

Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой. Маленькие, однонефные или зальные храмы, в еличественныефасады, - напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы классической архитектуры: коринфские капители, античные орнаменты церковь аббатства Сен Жиль, XI—XII вв.,. При церквях есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей).

Бургендия: Аббатство Клюни —центр ордена бенедиктинцев. Бенедиктинские книжной миниатюры. К люнийские архитекторы - стрельчатая арка и нервюрный свод.

церковь аббатства Клюни: пятинефная, с двумятрансептами и очень длинным нартексом. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальныеопоры у наружных стен — контрформе.

Для архитектуры Оверни характерны мощь простота и мионументальность. Скульптурные украшения использовались скупо. Нотр-дам-дю-Пор в Клермоне.

Нормандские храмы также лишеныдекора, но в отличие от бургундских трансепт в них однонефный, отсутствуетвенецкапелл. церковь СентТрините в Кане, XI—XII вв.

Нормандия сохранила пример крепостнойархитек туры — крепость Гайар,

Скульптура. Порталы и тимпаны над входом заняты сценами «Страшного суда», «Страстей Христовых». Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. В лияниеминиатюры. Р ельеф церкви СенСернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями

Большое вни мание - повествова тельности. Композиции - вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери. Рельефылише ны пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот — также черта, роднящая с миниатюрой.

Рельеф в церкви Сен-Лазар в Отене: сцена страшного суда. Рельеф разделен на несколько ярусов: вверху-ангелы, слева-черти, внизу-взвешивание поскупков людей.

 

Германия. Фе одализм сложился в Германии позже, чем во Франции.

В Германии рано начали складываться города.

Именно в этих городах, в основном по Рейну, стали строиться первые романскиесоборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкимистенами и узкимиокнами, с приземистыми конически завершенными башня ми. А ркатурныепояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181—1234).

Храмы похожи на церкви оттоновского периода, но! крестовыесводы.

Саксонская школа- храмы базиликального типа, церкви св. Кириака

Вестфальская школазальные, как правило, трехнефные с нефами одинаковой высоты

Рейнской школа- перекрытие по так романскойсистеме.

На рубеже XII—XIII вв. в архитектуре появляются элементыготики.

Бамбергскихсобор. Внешне близок рейнской школе, но облик его живописнее т.к. обилиеокон, горизонтальныхтяг, декоративному оформлению порталов. Готи ческие черты: собор перекрыт стрельча тыми крестовымисводами на нервюрах.

 

Германия сохранила и образцы светской архитектуры конца Х—XIII в — остатки императорскихзамков (пфальцев) и замков феодалов

З амок тюрингского ландграфа Вартбург в Айзенахе. С охранилсядворец со знаменитым «залом певцов». Древнейшая его часть двухэтажная, с суровым наружным фасадом полукрепостного характера.

Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало.

Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере.

Это резьбакупелей, крестов, окла дов, иногда надгробия, еще режестатуи.

Материал — бронза, стук или дерево. Деревянные распя тия обычно раскрашива лись. Фигуры суровы и бесстрастны, тело кажется нерасчлененнымблоком, лица неимеют ни тени земного, живут как бы в ином мире. Это скорее символические изображения, олицетворяющиепобедусвета христианской истины над темными силами зла.

Вещественность, материальность в передаче объемов НО! пренебрежениеманатомией. Обобщенная трактовка фи гуры, условныйритм движения, грубоватая но реалистическая трактовки лиц.

В сюжетных композициях местодействия характеризуется одной деталью,

Немецкая скульптура: о т полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика «строгого стиля» сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Пример: рельефы ограды хора Либфрауен -кирхе в Хальберштадте, рельефы ограды хора Бамбергского собора (изображающие истово спорящих пророков и апостолов). У словностьпоз, орнаментальность складок одежды, фигуры их очень выразительны.

 

Билет 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: