Западноевропейское искусство XIX века. Испания: Ф.Гойя

 

В Испании 18 века, утратившей своё былое величие, ко двору привлекались в основном иностранные художники, и даже главой Академии искусств Сан-Фернандо, учреждённой в Мадриде в 1774 г., был немецкий художник Антон Рафаэль Менгс. Влияние Менгса с одной стороны и работавшего в то время при мадридском дворе Тьеполо – с другой, было определяющим для испанских художников в этот период. Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи. Как Давид во Франции, Гойя с его художественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Огромное значении имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма.

 

Франсиско Гойя, величайший художник Испании, родился в семье известного мастера по золочению в 1746 году, когда его родина, некогда владевшая почти полмиром, давно уступила первенство на политической и экономической аренах другим европейским странам. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.

Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы и попадает в Мадрид, где знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию.

В 1771 году Гойя получает вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, и начинается творческий путь мастера. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью себя выявила только к сорока годам. В Сарагосе Гойя расписывает одну из церквей фресками, исполненными под влиянием Тьеполо, работы которого он мог видеть в Мадриде.

 

В 1775 году Гойя женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид, где получает большой заказ на образцы (картоны) для гобеленов для Королевской шпалерной мануфактуры.

Эта работа продолжалась до 1791 года, Гойя выполнил в общей сложности 43 эскиза. В пластическом и линейном ритме, в колористическом решении эти картины для шпалер ближе всего стилю рококо, они жизнерадостны; в изображении быта, пейзажа, народных типов много чисто национальных черт.

В эти же 70-ые годы Гойя много занимался и живописным портретом.

В 1780 его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), несколько лет спустя он становится главным художником шпалерной мануфактуры, а в 1789 году он получает звание придворного художника. Отныне он исполняет огромное количество портретов: Карла IV, Марии Луисы, придворных.

 

В середине 90-ых обостряется давняя болезнь Гойи, последствием которой становится глухота. Постигшее его несчастье заставляет по-новому смотреть на многие события в стране. Картины, полные карнавального веселья («Игра в жмурки», «Карнавал») сменяются такими, как «Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты «Каприччос», работа над которыми заняла пять лет, с 1793 по 1797. «Каприччос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Их тематика необычайна, смысл зачастую остаётся неясным, но абсолютно ясна острота социальной сатиры, направленной против бесправия, суеверия, невежства. Это обвинительный акт церкви, дворятнству, абсолютизму, миру зла, мракобесия,

насилия, лицемерия, фанатизма.

 

Целый ряд листов посвящён современным нравам. На одном, например, изображена женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (надпись: «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному»). Целый ряд листов – сатира на церковь. Например, «Какой златоуст», где попугай что-то проповедует с кафедры. Техника всей серии – не только офорт, но и акватинта.

В 1798 Гойя расписывает церковь Антония Флоридского в Мадриде, где проявляет богатейший дар колориста.

Во второй половине 90-ых Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства. Своё сочувственное отношение к революционной Франции, например, Гойя засвидетельствовал нарядным по колориту и торжественным по композиции портретом посланника французской Директории Фермана Гиймарде. Величием, спокойствием и уверенностью веет от фигуры знаменитой трагической актрисы, носящей прозвище «Ла Тирана», классический национальный тип испанской красоты предстаёт перед нами в портрете Исабель Кобос де Порсель.

Потрясает откровенностью характеристик портретируемых групповой портрет королевской семьи, исполненный Гойей в 1800. Уродливые, без тени духовности на лицах, стоят неподвижно члены королевского семейства около Карла IV и Марии Луисы; но Гойя сумел уловить самое существенное в образах, не потеряв сходства, и коронованные заказчики были вполне удовлетворены.

В своих знаменитых «Махах»: в «Махе одетой» (ок. 1797) и «Махе обнажённой» (ок. 1802) художник выступает соперником лучших мастеров верецианского Возрождения (имеются в виду «Венеры» Тициана и Джорджоне»). Своими работами Гойя наносит удар академической школе, даже передовых критиков 19 в. смущало и нарушение академически выверенного рисунка, и то чувственное начало, которое так ощутимо в образах мах.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем " \o "Мадридское восстание" восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814).

Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы. С 1808-1820 он работает над своей второй графической серией «Десастрес делла герра» («Ужасы войны»), состоящей из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с аквантиной). Один их первых листов называется «Какая доблесть!» и посвящён испанке Марии Агостине, участнице обороны Сарагосы, стоящей на груде трупов и продолжающей стрелять.

Серия «Ужасы войны» – вершина реалистической графики Гойи.

В 1814 Фердинанд IV вернулся в Испанию, начинается период реакции, либеральные члены кортесов были брошены в тюрьму. Умирает жена Гойи. Художник был совершенно одинок, жил под Мадридом, где исполнил последние листы «Десастрес», а также серию, посвящённую бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). Гойя расписывает стены своего дома фантастическими фресками.

Около 1820 он создаёт свою последнюю графическую серию «Диспаратес» («Необычайности») – 21 лист самых сложных художественно и технически гравюр. (композиция напоминает «Жмурки», 1791, но это карикатура на них, ирония над собственным ослеплением).

 

В 1824 г., когда реакция в Испании достигает предела, а одиночество художника становится невыносимым, Гойя уезжает во Францию под предлогом лечения. Здесь он пишет свои последние прекрасные зрелые произведения, предвещающие расцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница», «Девушка с кувшином».

Гойя умер в Бордо в 1828. В конце века его останки были перевезены на родину.

 

Билет 27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: