Западноевропейское искусство XIX в. Франция: Жерико, Делакруа

 

Поражение Наполеона у Ватерлоо и последовавшая за этим реставрация бурбонов принесла лучшим умам Франции разочарования в возможном переустройстве обществе, о котором ещё так страстно мечтали просветители 18 столетия. С крушением общественных идеалов разрушались т основы классицистического искусства. В адрес школы Давида всё чаще слышались упрёки. Рождалось новое мощное течение во французском изобразительном искусстве – романтизм.

Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на весь 19 век. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству, именуемому «Школой» в целом. Отсюда патетический характер романтических произведений, их тяготение к экзотическим мотивам, историческим, литературным сюжетам. Идеал романтиков оторван от реальности, всегда благороден и возвышен.

Борьба представителей «Школы» и романтиков длилась почти полстолетия, романтизм в искусстве одерживал не легко и не сразу. Первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791-1824) – мастер героических монументальных форм, который соединил в своём творчестве и классицистические черты, и черты самого романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало.

Жерико получил образование в мастерской Карла Верне, а затем у прекрасного педагогв классицистического направления Герена, где усвоил крепкий рисунок и композицию – основы профессионализма, которые давала академическая школа. Жерико привлекали мастера мощного и широкого колоризма – Тициан, Караваджо, Рембрандт, Веласкес. Из современников наибольшее влияние в раниий период на него имел Гро.

В Салоне 1812 г. Жерико заявляется о себе большим полотном-портретом, носящим название «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». Картина имела успех, Жерико получил золотую медаль, но государством она приобретена не была. Седующее большое произведение – «Раненый кирасир покидающий поле боя» (1814) потерпело полную неудачу, т.к. многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня намёк на разгром Наполеона в России.

1817 год Жерико проводит в Италии, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которыми преклоняется.

 

Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. События, произошедшие с французским кораблём «Медуза» в 1816 дали Жерико полный драматизма сюжет. В итоге Жерико создаёт огромное полотно 7 на 5 метров, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы).

Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Рисунок точный, светотень резкая, скульптурность форм говорит о прочных классицистических традициях. Но сама современная тема, раскрытая на бурном драматическом конфликте, который даёт возможность показать смену разных психологических состояний, построение композиции по диагонали, усиливающее динамический характер изображаемого – всё это черты будущих романтических произведений. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применён термин «романтизм».

Критика приняла картину сдержано. Одни видели в избрании художником этой темы прояление гражданского мужества, другие – клевету на действительность.

Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством.

Жерико уехал в Англию, там он с большим успехом показал свою картину сначала в Лондоне, затем в Дублине, Эдинбурге. В Англии же Жерико создаёт серии литографий на бытовые темы, делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов и всегда передаёт их с большим чувством личного к ним уважения (серия литографий «Большая английская сюита», 1821). Как живописец, Жерико усваивает уроки колоризма английских пейзажистов, прежде всего Констебла. В Англии он находит тему своей последней большой картины «Скачки в Эпсоме» (1821-1823).

Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга – психиатра Жорже. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем». Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения. Потреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным, последние 11 месяцев своей жизни он был прикован к постели, умер в 1824 году, на 33-м году жизни.

Жерико несомненно явился предвестником и даже первым представителем романтизма, об этом говорят и все его большие вещи, и темы экзотического Востока, и иллюстрации к Байрону и Шелли, и его «Охота на львов», и портрет 20-летнего Делакруа. Но такие работы как «Скачки в Эпсоме», или портреты сумасшедших, или английские литографии проводят от Жерико прямые линии к реализму.

 

Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов, в 19 лет оказался в мастерской классициста Герена и испытал с юношеских лет влияние Гро, но более всего – Жерико. Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс. Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико. «Ладью Данте» (размером 2 на 2,5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа.

Подлинным вождём романтизма Делакруа становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину «Резня Хиосе» («Хиосская резня»). Появление картины в салоне вызвало нападки критики, но и восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца.

Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. По возвращении на родину сближается с лучшими представителями французской романтически настроенной интеллигенции: Гюго, Стендалем, Дюма, Жорж Санд, Шопеном. Он живёт английскими литературными образами, делает литографии к «Гамлету», изображает байроновского Гяура, но кроме этого пишет «Тассо в доме сумасшедших», изображает Фауста. В Салоне 1827 г. он выставляет своё большое полотно «Смерть Сарданапала», навеянное трагедией Байрона.

Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (др.названия: «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза», «28 июля 1830 г.»). В строгом рисунке и пластической ясности этой работы Делакруа исследователи справедливо усматривают близость давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма.

Поездки в Марокко и Алжир в 1831-1832 вызвали к жизни два знаменитые картины Делакруа: «Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841).

В эти годы художник часто вдохновляется литературными сюжетами, прежде всего Байроном («Крушение Дон-Жуана»), пишет «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Пишет сцены охот и портреты любимых музыкантов – Паганини, Шопена, в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца, галереи Аполлона в Лувре, капеллы св.ангелов в соборе Сан-Сюльпис), натюрморты, пейзажи.

Умер Делакруа в 1863 году.

Билет 28


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: