Активизация политической жизни в Казахстане в начале XX века

 

Накануне революции (1905-1907 гг.) в крае происходили отдельные сти­хийные выступления рабочих, крестьян и других слоев населения против произвола местных властей, баев и промышленников.

Рабочее движение в Казахстане стало расширяться, увеличилось число забастовок, которые принимали более массовый и упорный характер. В ав­густе-сентябре 1901 года на Карагандинских копях бастовали рабочие-баш­киры из Оренбургской губернии, которые требовали выплаты денег по кон­тракту. Бастовавших поддержали другие рабочие: казахи, русские, татары и т.д. В июне 1902 г. произошли волнения рабочих-казахов Михайловского прииска в Зайсанском уезде Семипалатинской области. Рабочие, не полу­чив удовлетворения своих требований, покинули прииск, в результате чего работы на нем были прекращены. В сентябре-октябре 1902 г., июне-августе 1903 г. на Экибастузских угольных копях происходили забастовки рабочих, которые выступали против длительной задержки зарплаты и требовали не­медленного и полного расчета. После упорной борьбы рабочие одержали победу.1

Рабочие выступления начались и среди строителей Оренбургско-Таш-кентской железной дороги, где кроме самовольных уходов с работы, более или менее организованная часть строительных рабочих начала устраивать стачки, но в силу слабой организованности и политической незрелости эти стачки были разрозненными, стихийными и, в основном, носили экономи­ческий характер. Периодическая печать в 1902 г. отмечала, что среди рабо­чих на постройке Оренбургско-Ташкентской железной дороги «озлобле­ние сильное и против администрации, которая держит их (подрядчиков. - Ред.) сторону», а «стачки были мелкие, у отдельных подрядчиков»2 (т.е. раз­розненные, стихийные. - /М).Одной из наиболее крупных была стачка 800 рабочих-строителей на станции Мугоджарская (северная часть дороги), где 26 июня 1903 г. из-за задержки зарплаты «начались сильные волнения среди рабочих, выразившиеся в огромном скоплении толпы около конторы (под­рядчика) Хороша». Волнения продолжались несколько дней и закончились победой рабочих. Инженер Раден, руководивший работами на этом участке, в своем рапорте писал: «Высланные два жандарма, при всем их рвении, не могли обуздать разъяренную толпу, так что целую ночь на 29 июня толпа держала меня под стражей и в осадном положении, не позволяя удалиться. Вынужден был удовлетворить рабочих». К стачке рабочих примкнули мес­тные казахские крестьяне, выступавшие против отчуждения их пастбищ­ных угодий вдоль строящейся линии в пользу дороги и Оренбургского ка­зачьего войска.3

Начавшаяся русско-японская война, ее империалистический характер и поражение русских войск привели к еще большему росту недовольства и возмущения среди населения края царским режимом. «Туркестанские ве­домости» писали: «Нам сообщают из Перовска, что местные киргизы весь­ма интересуются войной и с жадностью ловят ходящие о ней слухи».4 Среди строительных рабочих участились открытые возмущения. В октябре 1904 г. сторож 2-го участка южной части дороги (вблизи ст. Арысь) казах Жума-бай Дунанбаев подвергся полицейским преследованиям «по поводу оскор­бления им особы русского царя и его семьи».5 В декабре 1904 г. рабочий ст. Туркестан Кириллов был привлечен к судебной ответственности за пуб­личное выражение возмущения поражениями русских войск на Дальнем Востоке и бездарностью царя.6

В июле 1904 года, в особенности накануне первой русской революции, происходили забастовки рабочих Надеждинского прииска в Зайсанском уезде под руководством Меирхана Кемалова, забастовка рабочих-казахов на Спасском медеплавильном заводе 20—22 декабря 1901 г., забастовка ра­бочих Карагандинских копей в конце декабря 1904 г. во главе с Бекбосы-ном Сихымбаевым и др.7

В начале революции и вплоть до осени 1905 г. в Казахстане крупных выступлений не было, ибо местные трудящиеся не смогли организованно выступить против кровавой расправы царизма с мирными демонстрантами в Петербурге 9 января. Митинги протеста и демонстрации состоялись толь­ко в Ташкенте, Омске и Верном. Исключение составляли лишь железнодо­рожники, которые привлекли к общероссийской январско-февральской забастовке, носившей экономический характер, своих товарищей по рабо­те. В этой забастовке активно участвовали рабочие железнодорожных мас­терских и депо Уральска, Перовска, Туркестана, Челкара и других станций. Во многих городах и железнодорожных узлах прошли сходки рабочих, по­священные 1 Мая. На ст. Жусалы в конце мая 1905 г. прошли волнения строительных рабочих. Эти месяцы характеризуются также распростране­нием в городах и уездах революционных прокламаций и листовок социал-революционеров и социал-демократов, которые еще входили в объединен­ные партийные организации. Значительный подъем революционного дви­жения в Казахстане происходит в октябре-ноябре 1905 г., когда обнародо­вание царского манифеста 17 октября во многих городах Казахстана сопро­вождалось многолюдными митингами, демонстрациями и другими выступ­лениями широких слоев населения. Начало им положили в степном крае митинг 19 октября и другие события в г. Омске, одним из организаторов которых являлся лидер национально-освободительного движения Алихан Букейханов (1866-1937 гг.). По его инициативе манифест перевели на ка­захский язык и с разрешения вице-губернатора отпечатали в областной ти­пографии и 10 тыс. экз. распространили по казахским аулам. А. Букейханои

писал: «Благодаря подвижности киргизов, в короткое время манифест сде­лался достоянием всей степи. Повсеместно киргизы съезжались на боль­шие и малые съезды...читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную Думу. Киргизы самых от­даленных областей массами поехали в степные города, где принимали учас­тие в городских митингах, устраиваемых горожанами. Русские, татары, сарты и киргизы слились в одну братскую семью».8

По всем городам Казахстана прокатилась волна политических демонст­раций, митингов и собраний, посвященных манифесту от 17 октября. Наи­более крупными были манифестации в Перовске, Уральске, Каркаралин-ске, Павлодаре и др. Их организаторами выступили местные интеллигенты, как из числа русских, так и казахов. А. Букейханов являлся, по признанию начальника Омского жандармского управления, «душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргиз... в степи». В эти дни особую активность проявляли Б. Каратаев и Ж. Сейдалин в Ураль­ске, А. Байтурсынов, Бекметовы и Ж. Акпаев в Каркаралинске, Ж. Акпаев в Павлодаре и т.д. А. Н. Букейханов писал: «Поездка Ж. Акпаева из Павлода­ра в Каркаралы обратилась в агитационное турне. По пути оратора всюду встречали толпы киргизов, принимали как желанного гостя... расставались с ним как с родным. Он доехал до родного города Каркаралов в середине ноября. Немедленно на единственной площади перед лицом полицейского управления состоялся митинг».9 Так 15 ноября 1905 г. начались известные Каркаралинские события, совпавшие с мусульманским праздником «Кур-бан айт». На митинге, где присутствовали около 400 чел., в основном каза­хи, татары, русские и др., кроме Ж. Акпаева, выступали мировой судья Вай-серт, судебный следователь Михалевич, священник Иванов, лесничий Аст-рейн, учитель Чемоданов, начальник местной воинской команды Гомбинс-кий, военный врач Богуславский, учитель русско-киргизского училища Аяганов, письмоводитель мирового судьи Тголенгутов, политический под­надзорный Соколов и др.

Это свидетельствует о широкой социальной базе Каркаралинских собы­тий, хотя их организаторами были передовые представители казахской ин­теллигенции: Жакып Акпаев, Ахмет Байтурсынов (учитель местной рус­ско-казахской школы), Кулбай Тогусов (письмоводитель мирового судьи), Ережеп Итбаев (участник экспедиции Щербины, помощник А. Букейхано-ва в 1896-1906 гг.) и др.10 Ж. Акпаев подчеркивал, что политическая «сво­бода по манифесту дана царем не добровольно, а вырвана из него насильно» и призывал народ не подчиняться колониальной администрации, а бороть­ся против нее.11 Впоследствии руководители Каркаралинских событий под­вергались преследованиям, некоторых чиновников уволили или перевели в другие места, остальные бежали, а Ж. Акпаева сослали в Якутию.

Переход рабочих от мелких и стихийных к более крупным и организо­ванным выступлениям в Казахстане происходил также в период октября-декабря 1905 г., который является периодом высшего подъема первой Рос­сийской революции. Именно в эти месяцы рабочее движение в крае харак­теризуется крупными забастовками и стачками на горных заводах, рудни­ках, шахтах, железных дорогах и городских предприятиях, которые были тесно связаны с общим ходом революционных событий е России.

Железнодорожники Казахстана активно участвовали во всеобщей по­литической стачке в октябре 1905 г., охватившей почти все железные доро­ги России, основными требованиями которой были: немедленное объявле­ние политических гарантий и свобод, созыв Учредительного собрания и т.д. Железнодорожники Казахстана выдвигали и экономические требования.

Высочайший манифест 17 октября о даровании политических свобод не ослабил рабочее движение, а вызвал его первую волну. На Оренбургско-Ташкентской железной дороге движение поездов прекратилось: на север­ной части (от Оренбурга до Казалинска) — с 14 по 20 октября, а на южной (от Ташкента до Казалинска) - с 15 октября до 2 ноября, на Покровско-Уральском участке Рязанско-Уральской железной дороги стачка началась 11 октября и закончилась 23 октября и сопровождалась прекращением дви­жения поездов. Октябрьская и последующие политические стачки на Си­бирской железной дороге, в том числе ее Омско-Петропавловском участке проходили без прекращения движения поездов, что было связано с особым положением магистрали, по которой в то время непрерывным потоком про­ходили на Запад эшелоны поездов, переполненные ранеными и возвращав­шимися с Дальнего Востока солдатами.12 Кроме этого, рабочие южной час­ти Оренбургско-Ташкентской железной дороги участвовали в политичес­кой ноябрьской забастовке, охватившей весь Туркестан, в знак протеста против зверской расправы царских властей над восставшими солдатами Ташкентского гарнизона. Железнодорожники Казахстана примкнули и к декабрьской политической стачке, охватившей почти все железные дороги России, выдвигая при этом требования и экономического характера.

На многих станциях с железнодорожными мастерскими и депо, как Пет­ропавловск, Уральск, Перовск, Казалинск, Туркестан и др. создаются ста­чечные железнодорожные комитеты, которые взяли в свои руки не только руководство движением поездов, но и всю практическую власть на местах. На других станциях выбирались делегаты, которые выполняли функции ста­чечных комитетов, которые представляли собой зачатки новой революци­онной власти. В этом отношении характерна деятельность Перовского ре­волюционного комитета, который играл ведущую роль среди железнодо­рожников и фактически управлял всей южной частью Ташкентской желез­ной дороги, где забастовки шли почти без перерыва с октября по декабрь 1905 г. По распоряжению комитета движение поездов от ст. Туркестан до ст. Казалинск было приостановлено, паровозы отцеплены и их механизмы отключены, а кондукторы и служащие отпущены по домам. Телеграф в обоих направлениях от Перовска был взят под контроль комитетом. Он распоря­жался также продовольственными делами не только своей станции, но всей южной части дороги, рабочим были розданы продукты станционного буфе­та, производился сбор средств для нуждающихся рабочих и т.д. Комитет управлял общественной и административной жизнью, ведал охраной обще­ственной безопасности и казенного имущества, занимался и разбором су­дебных дел против провокаторов и штрейкбрехеров и т.д. Председателем комитета был Е. 3. Новоковский, железнодорожный служащий, бывший на­родник (член «Народной воли»). В комитет входили рабочие депо - социал -демократы С. 3. Табацкий и А. И. Торохов и др. В конце ноября 1905 г. для подавления стачки железнодорожников в Ташкент прибыли войска, кото­рые заняли станцию и депо, но ноябрьская забастовка на южной части дороги, благодаря упорству Перовского комитета, с 16 ноября продолжалась до 9 декабря, в то время как на соседней Средне-Азиатской железной доро­ге она закончилась 3 декабря.13

Всероссийская политическая стачка на железных дорогах России в декабре 1905 г. сопровождалась на Покровско-Уральском участке Ря-занско-Уральской ж.д. прекращением пассажирского и товарного дви­жения с 11 по 23 декабря. На ст. Уральск проходили многолюдные со­брания железнодорожников, на которых выступали вернувшиеся из Москвы делегаты съезда рабочих и служащих этой магистрали, прохо­дившего с 15 ноября по 6 декабря 1905 г.

Стачкой руководили комитеты железнодорожников, которые взяли в свои руки телеграф, службы движения и пути, отстраняли железнодорож­ное начальство, осуществляли лишь движения продовольственных поездов для нужд линейных рабочих и служащих. 14 декабря ст. Уральск и депо были заняты войсками, но стачка продолжалась до 22 декабря, а регуляр­ное движение всех поездов было восстановлено лишь с 23 декабря.

Декабрьская политическая стачка не имела особого успеха по линии северной части Оренбургско-Ташкентской железной дороги, к ней примк­нули лишь рабочие главных мастерских ст. Оренбург, железнодорожники Актюбинска; попыткам остановить движение поездов помешали своевре­менно вызванные казаки и военная охрана.14

В декабре 1905 г. бастовали рабочие-речники в Павлодаре, которые, из­брав комитет, предъявили администрации свои требования: повышение зар­платы, увеличение пенсионного фонда, оказание бесплатной медицинской помощи, предоставление оплаченного отпуска и т.д.

Стачечное движение охватило и другие категории местных рабочих, в особенности горной и горнозаводской промышленности. Наиболее круп­ная и организованная забастовка горнорабочих края произошла в декабре 1905 г. на Успенском руднике, который вместе с другими месторождения­ми, Карагандинскими угольными копями и Спасским медеплавильным за­водом в это время принадлежал французскому капиталисту К. А. Карно. На руднике работало 334 чел., из них 269 казахов и 65 русских: среди послед­них было немало кадровых рабочих с Урала, в частности, с Нижне-Тагиль-ского завода, они и составляли передовую часть участников выступлений. Рабочие рудника 6 декабря 1906 г. на митинге выработали и предъявили свои требования администрации, они носили в основном экономический харак­тер (снижение цен на все продукты, отпускаемые рабочим; повышение зар­платы, снабжение рабочих непромокаемой одеждой и обувью, улучшение помещений — казарм для казахских рабочих, открытие русско-казахского училища и т.д.), создали «Русско-киргизский союз», во главе которого стояли ПетрТопорнин, Владимир Мартылога, рабочие-казахи Алимжан Байшаги-ров, Искак Каскабаев и др., решили, в случае неудовлетворения их требова­ний, объявить «русско-киргизскую забастовку», которая началась 11 декабря и проходила под лозунгом «Русско-киргизского союза против капитализ­ма». Управляющий рудником в борьбе против бастовавших использовал правителей местных волостей, биев и аксакалов, которые оказывали давле­ние на казахских рабочих. Это не возымело успеха, ибо рабочие действова­ли организованно и в едином порыве. Поэтому администрация рудника удов­летворила основные требования рабочих: повысила зарплату, ввела 8-часо-

вой рабочий день, снизила цены на продукты, обеспечила непромокаемой одеждой и обувью и т.д. Но после окончания забастовки начала расправ­ляться с ее организаторами, уволила 16 чел., в том числе П. Топорнина и других руководителей рабочих. Забастовка на Успенском руднике, в осо­бенности деятельность «Русско-киргизского союза» свидетельствовали об укреплении солидарности казахских, русских и других рабочих Казахстана в борьбе за свои политические и экономические права.15

После поражения декабрьского вооруженного восстания в Москве на­чалось отступление революции, реакция перешла в наступление, что не­медленно нашло отклик и в Казахстане. Если ранее Сибирская железная дорога с прилегающими к ней населенными пунктами была объявлена на военном положении, то по указу царя с 23 декабря 1905 г. военное положе­ние распространилось на все уезды, по которым проходила эта магистраль, в частности, на Петропавловский и Омский уезды Акмолинской области, а 6 января 1906 г. по специальному царскому указу военное положение вво­дилось по всей территории Акмолинской и Семипалатинской областей. В Сибирь, Северный Казахстан была переброшена карательная экспедиция Меллер-Закомельского, приступившая к жестокому подавлению сил рево­люции путем массовых репрессий. И в других регионах края свирепствова­ли казаки, жандармы, полицейские и войска - опора контрреволюционных сил. Начались массовые аресты, высылки и увольнения, и, в первую оче­редь, активистов рабочего движения, организаторов забастовок и стачек и др. Тем не менее, и в этих условиях в Казахстане происходили отдельные, хотя и менее организованные, выступления рабочих, в особенности, город­ских предприятий.

В июне 1906 г. бастовали рабочие почти всех предприятий г. Семипала­тинска. Начало забастовке положили рабочие частных шерстомоек и реч­ники, к ней присоединились строители, мелкие служащие и чернорабочие. Среди них, кроме русских, было значительное число казахов и татар. Мас­совая демонстрация бастовавших закончилась собранием в народном доме 6 июня, где были созданы профсоюзы и выработаны требования к предпри­нимателям. Бастующие добивались не только экономических уступок, но и права на свободу проведения собраний и сходок. Почти на всех предприя­тиях города их требования были удовлетворены, только рабочие шерстомо­ек, недовольные частичными уступками своих хозяев, продолжали забастовку.16

В марте 1907 г. состоялись кратковременные забастовки и волнения рабочих завода и мельницы Мусина в г. Семипалатинске, полиграфистов г. Уральска, которые требовали 8-часового рабочего дня, повышения зарп­латы и т.д.17 Хотя в 1906 г. на железнодорожных линиях Казахстана не было всеобщих крупных забастовок, но в это время происходил дальнейший рост организованности и сознательности железнодорожников, укрепления и усиления их кружков и профсоюзных организаций. С весны 1906 г. на же­лезнодорожных линиях вновь начинается подъем рабочего движения, уст­раиваются коллективные сходки, кратковременные забастовки, маевки и т.д. Рабочие депо Казалинск и других станций Оренбургско-Ташкентской железной дороги добивались введения 8-часового рабочего дня, который был введен в результате их упорной борьбы за свои права в мастерских и депо ст. Ташкент. Осенью 1906 г. состоялись две забастовки рабочих депо ст. Петропавловск (в сентябре и октябре), когда рабочие добились приня­тия на работу вернувшихся из ссылки своих товарищей - участников ок­тябрьских забастовок 1905 г.

Летом и осенью 1906 г., а также в начале 1907 г. на железнодорожных станциях края происходили отдельные политические акции. Так, например, митинги и встречи с политическими заключенными состоялись 14-16 июля 1906 г. на ст. Казалинск, 7 августа 1906 г. - наст. Петропавловск, 20 августа 1906 г. - на ст. Актюбинск; 14 февраля 1907 г. на ст. Уральск состоялись проводы депутата в Государственную Думу И. И. Космодамианского в Пе­тербург, которые превратились в политический митинг и демонстрацию. Такие события происходили и на ст. Актюбинск, Петропавловск и др. На Омско-Петропавловском участке Сибирской железной дороги основной формой борьбы железнодорожников становится так называемая итальянс­кая забастовка, когда, не имея возможности прекратить движение поездов, рабочие аккуратно выходят на работу, но не выполняют ее. Одним из круп­ных выступлений железнодорожников в 1907 г. была Омско-Петропавлов-сая забастовка, парализовавшая работу Сибирской железной дороги более чем на месяц, с 8 февраля до 19 марта. Но эта забастовка не была поддержа­на другими мастерскими и депо Сибирской магистрали. Воспользовавшись этим, местные власти жестоко подавили выступление ее участников. В ход были пущены и военные силы, паровозные бригады приводились к парово­зам военным конвоем, а станция окружена войсками, на место бастовав­ших посланы рабочие Омского военного гарнизона. Начались массовые аре­сты, высылки и увольнения рабочих и т.д.18 28 мая 1907 г. в мастерских депо ст. Перовск вспыхнула забастовка рабочих, вызванная систематичес­ким снижением сдельной оплаты за ремонтные работы, увольнением рабо­чих по произволу администрации. Забастовка, продолжавшаяся несколько дней, завершилась поражением.19 Все это говорит о том, что революцион­ные силы, в особенности рабочее движение в Казахстане, как и во всей России, в 1906-1907 гг. отступали, сопротивляясь.

В эти годы в освободительную борьбу вовлекались и новые силы, в час­тности, беднейшие слои казачества, солдаты местных гарнизонов, учащая­ся молодежь и другие демократические силы края. 16 января 1905 г. солда­ты гарнизона и казаки Жаркентского уезда Семиреченской области предъя­вили его начальнику требования из 20 пунктов, втом числе об открытии школ и библиотек для солдат, казаков и членов их семейств, об уважитель­ном отношении офицеров к солдатам и т.д. Весной 1907 г. происходили вол­нения учащихся учебных заведений Уральска, других городов края. В апре­ле 1907 г. в г. Верном состоялась многонациональная демонстрация с учас­тием не только рабочих, но и ремесленников, учителей и учащихся, мелких служащих и приехавших в город крестьян, всего около 4 тыс. чел., с крас­ными флагами, пением революционных песен и т.д.20

В развитии рабочего движения и других форм революционной борьбы важную роль сыграли местные организации и группы социал-демократов, на деятельность которых большое влияние имели Оренбургский, Ташкент­ский, Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Осо­бое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возник­ший в 1904 г., в особенности его Омская организация, которая проводила большую пропагандистскую работу среди трудящихся, в первую очередь, среди рабочих Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных райо­нов Казахстана, кроме того, «Сибирский социал-демократический Союз» распространял свои революционные прокламации и листовки в Жетысу и других районах Казахстана.

Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане счи­тается кружок в Атбасаре, организованный ссыльным рабочим из Ура­ла А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в. марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Вер­ном и других городах края. Организаторами этих кружков являлись: в Ак­молинске - ссыльные рабочие из Урала В. Невзоров и П. Н. Топорнин, будущие деятели «Русско-киргизского Союза» на Успенском руднике (1905 г., декабрь), в Петропавловске — ссыльные железнодорожники из Омска, в том числе слесарь Н. Васильев, в других городах кружками руко­водили ссыльные социал-демократы.21 В Верном марксистские кружки са­мообразования возникли среди старшеклассников местной гимназии. Од­ним из кружков, куда входил и гимназист М. В. Фрунзе, руководил ссыль­ный социал-демократ Г. М. Тихомиров — студент историко-философского факультета Петербургского университета.22 В 1904 г. молодой В. В. Куйбы­шев, обучавшийся в Омском кадетском корпусе, организовал марсистский кружок в Кокчетаве.23 Постепенно укрепляя свои ряды, марксистские круж­ки Казахстана от изучения и пропаганды революционных идей начали пе­реходить к политической агитации и практическим выступлениям. Первое мая 1903 г. марксистский кружок Уральска отметил организацией полити­ческой стачки рабочих местной типографии, ставшей первой политической стачкой в Казахстане. Марксистские кружки гимназистов Верного распрост­раняли в городе революционную литературу, листовки, прокламации и т.д. Именно такие кружки накануне и в годы первой российской революции стали основой для создания групп и организаций РСДРП в крае.

В первые месяцы революции на базе ранее существовавших марксистс­ких кружков оформились организации РСДРП в Петропавловске и Ураль­ске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Тур­кестане, а несколько позднее — в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске. В Петропавловской организации состояло 147 чело­век, в Уральске — 150. Всего в Казахстане, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции было около 500 социал-демократов.24 Как видно, большинство социал-демократических групп и организаций края возникло в городах, расположенных на железнодорожных линиях и на стан­циях с железнодорожными мастерскими идепо. Это было обусловлено наи­большей концентрацией в них рабочих, ставших той главной социальной базой, на которой возникли первые группы и организации РСДРП не толь­ко в Казахстане, но и в Средней Азии и Сибири. Примечательно признание сырдарьинского губернатора, который писал, что организации и группы РСДРП вобласти «преимущественно из рабочих железнодорожных и част­ных мастерских», в то время, когда эсеры были «преимущественно из лиц интеллигентных: адвокатов, врачей, инженеров, студентов и чиновников».25 Сравнительно высокая концентрация рабочих по мастерским, прошедших школу классовой борьбы в центральных районах России, более тесная связь

с революционным движением центра страны, а также с рабочими близле­жащих к железнодорожным линиям городов края, влияние и руководство революционных сил Оренбурга, Ташкента, Омска, Саратова и других горо­дов и железнодорожных станций, расположенных в непосредственной бли­зости к Казахстану - все это превращало железнодорожников в наиболее сплоченную, организованную часть местных рабочих, в передовой отряд революционного движения.

С событиями революции 1905-1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожни­ков в Уральске (ноябрь, 1905 г.), во главе которого стоял Н. Смуров -впоследствии один из командиров Чапаевской дивизии, Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов - будущие партийно-советские работники Уральской области. В Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, сре­ди которых наиболее сплоченным и боевым после железнодорожников являлся профсоюз типографских рабочих.26 Наиболее крупным был проф­союз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 г. объединял 6 тыс. человек, т.е. 40,8% всех рабочих и служа­щих линии. В профсоюзе Оренбургско-Ташкентской дороги было восемь районных комитетов, из них пять в пределах Казахстана: на станциях Тур­кестан, Перовск, Казалинск, Челкар и Актюбинск. Профсоюз этой дороги входил в состав Туркестанского отделения Всероссийского железнодорож­ного союза, который возник в июле 1906 г. В него входил и профсоюз же­лезнодорожников Средне-Азиатской линии (2 тыс. человек).27 Профессио­нальный союз железнодорожников Петропавловска, находившийся в сос­таве профсоюза Сибирской магистрали, входил в «Профессиональный союз», возникший в Москве в июле 1906 г. под руководством РСДРП и насчиты­вал в своих рядах 210 человек.28 В Семипалатинске образовалась единая про­фессиональная организация рабочих — «Рабочий союз». Своеобразной проф­союзной организацией горняков Казахстана считается «Русско-киргизский союз» на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 проф­союзов рабочих и служащих, без железнодорожников, объединявших при­мерно 3,5% от их общей численности.29

Все это говорит, несмотря на отдельные крупные выступления железно­дорожников и горнорабочих, о слабости рабочего движения в крае, что обус­ловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентраци­ей по предприятиям и сезонностью производственной деятельности. Это объясняется социально-экономической отсталостью края, где подавляю­щую часть населения составляло местное - казахские шаруа и переселен­ческое крестьянство.

Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в ус­ловиях первой русской революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Казахские шаруа и переселенческие крестьяне все еше ограничиваются потравами по­севов хлеба, сенокосных и пастбищных угодий кулачества и верхушки ка­зачьих войск, угонами скота баев и др., а также отказами выполнять гуже­вые повинности, платить недоимки, избиениями представителей колони­альной администрации. Но масштабы этих стихийных выступлений расши­рялись, в особенности среди казахских шаруа. Волнения происходили почти во всех областях, так крестьяне Арганатинской волости Семиреченской области, численностью более 200 человек, убили управителя, избили сопро­вождавших его стражников и баев. В Павлодарском уезде Семипалатин­ской области казахские шаруа напали на аул крупного феодала Чорманова и угнали его табуны. Выступления крестьян происходили летом 1905 г. и в Чимкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, Иргизс-ком уезде Тургайской области, Акмолинском уезде и т.д. Казахские шаруа выступали против крупных землевладельцев, узурпировавших общинные земли, требовали пересмотра невыгодных условий аренды земли у Сибирс­кого казачьего войска и Алтайского горного округа и т.д. На волне этих выступлений зародилась «петиционная» кампания, начало которой поло­жил съезд казахов, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Куяндинской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска). В принятой петиции на имя царя содержались и требования об организации в Казахстане особого мусульманского духов­ного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т.д.30

Отдельные крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дун­ганских кишлаках Жетысу, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также против царских чиновников. Эта петиционная кампания, т.е. подача жалоб и прошений в вышестоящие правительственные инстанции вплоть до царя - «ак патша», стала своеобразной формой борьбы казахских шаруа против национально­го и социального гнета. Эти петиции, многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не только характеризуют еще сохранявшуюся у казахских крестьян веру в справедливость царя и его став­ленников, но и являются своеобразной формой протеста против их произ­вола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель, пастбищ и лугов, против непосильных налогов, повинностей и других зло­употреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу - «От киргиз - русским», которое в феврале 1907 г.было опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (на та­тарском языке в г. Оренбурге). В нем подчеркивалась гибельность колони­заторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробужде­ние казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против поработителей.31

В развитии как рабочего, так и аграрного движения в Казахстане, осво­бодительной борьбы в крае в целом, определенную роль сыграла интелли­генция, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков.

По своему составу и направлениям, характеру общественно-полити­ческой деятельности интеллигенция объединяла различные группы, но основную ее часть составляли представители колониальной админист­рации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян, разночинной среды низших слоев общества. Большинство их занимало правительственные, имперские позиции, но политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, соци­ал-демократов и других революционных элементов, принимали особен­но активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т.д.), таки черносотенных партий, в которых представители интеллигенции занимали заметное положение.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в националь­но-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой ка­захского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социа­листических идей, являлись или сотрудничали с социал-демократами, эсе­рами и др. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов - те­леграфист Омской почтово-телеграфной конторы, один из руководителей забастовки ее служащих, выходец из Каркаралинска, по некоторым сведе­ниям, состоял в РСДРП с 1903 г., поддерживал тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период Всероссийской политичес­кой стачки в октябре 1905 г., был одним из организаторов известных Карка-ралинских событий, занимался пропагандой революционных идей в Степ­ном крае, в гг. Омске, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Кар-каралинске и др. При аресте жандармами у него были обнаружены напеча­танные на телеграфном бланке отрывки революционной песни «Рабочая мар­сельеза», а также текст стихотворения-прокламации на казахском языке (тоже на телеграфном бланке, но от руки, написанный карандашом на ла­тинском алфавите для конспирации; тогда казахи пользовались арабским алфавитом), где разоблачалась империалистическая сущность русско-япон­ской войны, тяжелое положение простого народа, гнущегося от налогов и податей, гибнущего от рук японцев из-за бездарности правителей. Стихот­ворение сообщало о большом «мятеже» в царстве России и призывало на­род к действию, время которого уже пришло.32 Попутно заметим, что М.-М. Хамидуллин-Бекметое собрал и издал сборник стихотворений ка­захских поэтов,33 был хорошо знаком с Ахметом Байтурсыновым и писал статьи в газетах, знакомя русского читателя с его литературным творче­ством и общественно-политической деятельностью. Другая, более значи­тельная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интел­лигенции, стояла на либерально-демократических позициях. Это были, в основном, представители аристократических слоев степи (Алихан Бу-кейханов, Бахытжан Каратаев, Жакып Акпаев и др.), хотя среди них встречались и выходцы из средних и низших слоев аула (Ахмет Байтур-сыновидр.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию -филиал конституционно-демократической партии России, которая дол­жна была в рамках свобод, предоставленных манифестом царя от 17 ок­тября, отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близ­кую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана соб­ственностью коренного населения, открытия национальных школ и т.д. Это политическое течение возглавлялось А. Букейхановым, А. Байтур­сыновым, М. Тынышпаевым, М. Чокаевым, М. Дулатовым, Б. Каратае­вым и другими видными деятелями казахской интеллигенции. Они выс­тупали за свободу вероисповедания, в особенности против антимусуль-

манских актов правительства и местных органов, за развитие националь­ной культуры, а также за распространение казахского языка наравне с дру­гими языками в Казахстане.

Национально-освободительное движение казахов в эти годы приняло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования об организации э Казахстане особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, преподавание ислама в школах на казахском языке, выдача заграничных паспортов для паломни­чества в Мекку и т.д. Религиозные организации возникли в Семипалатинс­ке, Петропавловске, Акмолинске, Верном и других городах, где было силь­но влияние мусульманского духовенства и татарской буржуазии. Ширилась петиционная кампания мусульман края с религиозными требованиями. В Нижнем Новгороде в августе 1905 г. собрался Всероссийский мусульманс­кий съезд, на котором были и представители духовенства Казахстана. Съезд образовал «Всероссийский мусульманский союз», который на своем тре­тьем съезде (август 1906 г.) принял программу, близкую по духу идеям ка­детской партии. Царизм пошел на ряд уступок мусульманскому духовен­ству России, в том числе и Казахстана.34 Мусульманское движение подни­мало вопрос об автономии и культурно-автономном развитии тюркских народов в составе Российской империи.

В повышении политического сознания населения Казахстана определен­ную роль сыграли и выборы в Государственную Думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей. Выборы в Государственную Думу проводились по системе, основанной на сословном неравенстве и на имущественном цензе. Избиратели были разделены на 4 неравные курии: земледельческая (помещичья), городская (буржуазия, до­мовладельцы, квартиронаниматели), крестьянская и рабочая, которые об­ладали неодинаковым представительством; особым преимуществом обла­дали помещики: их один голос равнялся трем голосам городских, 15 голо­сам крестьянских и 45 голосам рабочих. Крестьяне, которые составляли большинство населения империи, хотя и пользовались некоторыми преиму­ществами перед рабочими (один к трем), имели меньше голосов по сравне­нию с первыми двумя куриями. Эта система жестко ограничивала права рабочих, из них могли участвовать на выборах только мужчины от 25 лет, работавшие на предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводс­кой промышленности, железнодорожных мастерских с числом не менее 50 чел. В результате 3/4 всех рабочих России отстранялись от участия в выбо­рах. Население национальных окраин также было ущемлено в правах, в Государственную Думу не мог быть избран «инородец», не владеющий рус­ским языком и т.д. Выборы в Государственную Думу в Казахстане показа­ли, что в наиболее крупных областях края со значительным числом русско­го населения большим влиянием пользовались социал-демократы и трудо­вики, а среди казахского населения - представители либерально-демокра­тической национальной интеллигенции.

Выборы в Государственную Думу проходили в условиях чрезвычай­ного положения по всей территории Казахстана, что привело к дискри­минации всего казахского населения огромного края, при этом произ­вол властей был полный, их главная цель была - не допустить предста­вителей казахского народа в органы законодательной власти, впервые формировавшейся в царской России. «Полицейский произвол на выбо­рах в Акмолинской области принял такой размах, что жалобы на него обсуждались в Государственной Думе».35

В 1 Государственную Думу (разогнана 8 июля 1906 г.) от Казахстана было избрано 9 депутатов, из них от 4-миллионного казахского населе­ния - 4: А. Букейханов, А. Беремжанов, А. Кальменов и Б. Кулманов. Рус­ское население избрало 5 депутатов: В. И. Ишерский (врач, социал-демок­рат), И. П. Лаптев (податной инспектор, беспартийный, примыкал к партии демократических реформ), В. В. Недоносков (редактор газеты «Уралец», юрист, примыкал ктрудовикам), Н. Е. Дыхнич (крестьянин, беспартийный, примыкал к кадетам), Н. Я. Коншин (юрист, примыкал к кадетам).

I Государственная Дума, созванная царем для отвлечения внимания на­родных масс, не оправдала его надежд, а ее трибуну партии использовали в своих целях.

Особую активность в Государственной Думе I созыва проявляли А. Каль­менов и юрист А. Беремжанов. Хотя А. Беремжанов прибыл в Петер­бург только в середине июля 1906 г., он выступал с замечаниями и пред­ложениями по аграрному вопросу. Вместе с другими депутатами от му­сульманской фракции Думы А. Беремжанов высказал ряд соображений о земельной реформе в Казахстане. Активно выступали в прениях по этому вопросу и депутаты I Государственной Думы Т. Седельников, В. Недонос­ков, Н. Бородин.

Пользуясь спадом революционных выступлений в стране, 8 июля 1906 г. царь разогнал Думу. А. Букейханов участвовал в собрании бывших членов Государственной Думы в Выборге, созванном кадетами, трудовика­ми и социал-демократами, которое приняло воззвание к народу с призывом не платить налоги, отказывать правительству в займах и в новых солдатах и т.д. За это Санкт-Петербургской судебной палатой А. Букейханов был при­говорен к 3 месяцам тюрьмы и заключен в Семипалатинскую тюрьму, пос­ле которой сослан в Самару.

Выборы во II Государственную Думу проводились на основании изби­рательных законов от 6 августа и 11 декабря 1905 г., в основе своей дискри­минационных, по закону избирательных прав лишились низкооплачивае­мые железнодорожные рабочие Казахстана и Сибири.

Один из депутатов Думы М. Шахтахтинский высказывал мнение о том, что «результаты II Государственной Думы вызывают опасения, которые должны объединить всех конституционистов, заставить русских инородцев слиться с русскими конституционалистами для совместной с ними защиты конституции». II Государственная Дума в основном состояла из кадетов, социал-демократов и октябристов.36

Во II Государственной Думе от Казахстана было уже 14 депутатов, в том числе от казахского населения - 6: мулла Ш. Кошегулов - от Акмолин­ской области, бий X. Т. Нороконев - от Семипалатинской, адвокат Б. Кара­таев - от Уральской, судебный следователь А. К. Беремжанов - от Тур-гайской, Т. Аллабергенов - от Сырдарьинской, инженер путей сообще­ния М. Тынышпаев - от Семиреченской. От русского населения в эту Думу было избрано 8 депутатов: военный врач А. К. Виноградов (социал-демок­рат) - от Акмолинской области, агроном И. Ф. Голованов (социал-демок­рат) - от Тургайской, ветеринарный врач И. И. Кошодамианский (его гражданская позиция была созвучна с идеями социал-демократов и трудови­ков) - от Уральской, юрист Н. Я. Коншин (теперь примыкал к социал-де­мократам) - от Семипалатинской; сельский врач Ф. А. Еремин (кадет) - от Уральского казачества, податной инспектор И. П. Лаптев (член партии де­мократических реформ) - от Сибирского казачества Акмолинской облас­ти, фельдшер Я. И. Егошкин (беспартийный) - от Семиреченского казачест­ва, фабрикант М. А. Гаврилов (примыкал к трудовикам) - от г. Верного.37

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примы­кали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совместно с другими «националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины. Примечательно, что выступая за национализацию всех земель и критикуя не только меньшевиков, но и «националов», выступавших за му­ниципализацию земель, т.е. передачу их в местные (автономные, област­ные, провинциальные и т.д.) органы самоуправления, большевики все же признавали справедливость характеристики последних о пагубных послед­ствиях переселенческой политики царизма на окраинах. Поэтому В. И. Ле­нин в своей работе «Аграрная программа социал-демократии в первой рус­ской революции 1905—1907 годов» (1908 г.), приводит следующие отрывки из выступления во II Думе депутата Каратаева Б., который «от имени Кир-гиз-кайсацкого народа» говорил; «Мы, киргиз-кайсаки... глубоко понима­ем и чувствуем земельный голод братьев наших - крестьян, мы готовы с охотой потесниться», но «излишков очень мало», а «переселение в настоя­щее время сопряжено с выселением киргиз-кайсацкого народа»... «выселя­ют киргиз не с земель, а из жилых домов». «Киргиз-кайсаки всегда сочув­ствуют всем оппозиционным фракциям».38

Депутаты-казахи II Государственной Думы постоянно выступали про­тив переселенческой политики царизма. Так, депутаты Б. Каратаев, А. Бе-ремжанов, Щ. Кощегулов, X. Нороконев активно, в рамках закона, по ко­торому работала эта Дума, пытались как-то повлиять на переселенческую политику царизма. Но получили исчерпывающий ответ от князя Васильчи-кова, возглавлявшего ведомство по переселенческим делам: «В XX веке нужно покончить с кочевым образом жизни киргизов, для этого и нужно направлять переселенцев».39

В Государственной Думе с защитой интересов казахского насе­ления выступали депутаты Т. И. Седельников (от Оренбургской об­ласти), Н. А. Бородин и др.

II Государственная Дума была разогнана царем 3 июня 1907 г., социал-демократическая фракция арестована и сослана в Сибирь. Начался разгул реакции как в центре империи, так и на ее окраинах, в том числе и в Казах­стане. Но и в этих условиях продолжались выступления народных масс. В знак протеста против разгона II Государственной Думы на местах проис­ходили митинги, демонстрации и т.д., которые состоялись в г. Актюбинске (3 июня), Петропавловске (6 июня), Кустанае (10 июня) и др. Таким обра­зом, события в Казахстане в годы перши русской революции 1905-1907 гг., в особенности, выступления рабочих крестьян и интеллигенции, националь­но-освободительное движение и т.д., несмотря на их слабость и разрознен­ность, явились большой политической школой для местных трудящихся, опыт которой ими был использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение, за демократию и прогресс,

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: