Система землепользования и обострение аграрного вопроса. Последствия столыпинских аграрных реформ

 

Обострение аграрного вопроса в Казахстане в начале XX в. достигло сво­его апогея. К этому привели прежняя переселенческая политика империи и последующие постановления, направленные на изъятие земель у местного населения. Усиление потока крестьян из европейских районов России вы­нудило правительство открывать для переселения районы Казахстана, зак­рытые ранее. Это относилось, главным образом, к землям Туркестанского генерал-губернаторства, на которых, кроме Семиреченской области, вод­ворение переселенцев было запрещено. Правила «О добровольном пересе­лении на казенные земли в области Сырдарьинскую, Ферганскую и Самар­кандскую» от 10 июня 1903 г. легализовали бывшее фактически незакон­ным до того заселение этих районов.115 Характерно, что при обсуждении этого закона правительственная комиссия опиралась на известное приме­чание к 120-й ст. Степного положения 1891 г. гласившее, что те земли, ко­торые для кочевников могут оказаться излишними, поступают в ведение государственных органов. «Из сопоставления вышеприведенных статей за­кона, - говорилось в комментарии, - нельзя не прийти к заключению, что на основании ныне действующих законов государство имеет полное право располагать по своему усмотрению излишними, за обеспечением кочевни­ков, угодьями, которые надлежит передать в ведение Главного Управления Землеустройства и Земледелия».116 Как было сказано ранее, при рассмотре­нии Степного положения 1891 г., само примечание к 120-й ст. было недо­статочным для юридического обоснования отторжения земель у коренного населения. Тем не менее этот законодательный нонсенс переносился из за­кона в закон.

Как и в прежних постановлениях, касавшихся стратегически важ­ных для государства регионов, Туркестанский край предполагалось за­селять лицами православного вероисповедания (исключение было сде­лано для раскольников) с учетом их преимущественного и хозяйствен­ного положения, т.е. достаточно обеспеченными людьми. Существенно ограничивался подушевой надел - до 3 дес. орошаемой земли, зато вы­гонной и пастбищной земли оставлялось по потребности. Переселенцы обеспечивались налоговыми льготами в течение 8 лет и освобождались от воинской службы.

Большое значение для усиления свободы миграций сыграли «Времен­ные правила о переселении сельских обывателей и мещан-землевладель­цев» от 6 июля 1904 г., которые имели силу закона.117 Согласно новым правилам разрешался свободный выезд крестьян с прежних мест посе­ления без разрешения правительственных органов, как то предписыва­лось Положением 1889 г.

Однако, несмотря на все усилия правительства, переселенческое движе­ние по-прежнему шло больше стихийно, чем организованно. Так, число самовольных переселенцев в 1905 г. составляло по Акмолинской области 54,7% от общего количества, по Семипалатинской — 61,5%, по Тургай-ской — 88,6%.118 Поэтому в целом нельзя согласиться с тем, что с начала XX в. переселенческое движение приняло организованный характер.119 От­дельные исследователи приходят к выводу, что «несмотря на массу узако­нений и распоряжений по переселенческому делу, правительству не уда­лось достаточно воздействовать на самовольное переселение, и число са­мовольных переселенцев из года в год возрастало».120 «Правительство не руководит процессом, оно регистрирует его события, запоздало реагируя на них», - это сказано о попытках правительственных органов придать кре­стьянской колонизации Казахстана рамки закона.121

В Казахстане с конца XIX в. работали землеотводные партии, которые должны были нарезать переселенческие участки на землях, определенных как «свободные». Так называемые «свободные земли» подлежали определе­нию экспедицией по исследованию степных областей, иначе - экспедицией Ф. А. Щербины. Работа экспедиции еще в годы ее работы вызвала много нареканий, особенно относительно норм казахского землепользования. Тем не менее отчасти по этим расчетам с 1893 по 1905 гг. в степных областях было изъято 4 074 180 дес, из них в Акмолинском переселенческом райо­не - 2 550 202 дес, Семипалатинском - 499 566 дес, Тургайско-Уральс-ком - 1 024 412 дес. Всего должно было быть изъято 18 млн дес.122 Однако эти цифры скоро перестали удовлетворять правительство. Встал вопрос о пересмотре норм казахского землепользования в сторону их уменьшения и о необходимости нового экспедиционного обследования. Впрочем, разда­вались голоса против даже придания какой-либо научности при выработке подобных норм. Так, директор департамента земледелия Министерства зем­леделия и государственных имуществ Н. А. Крюков на совещании по воп­росу о землеустройстве казахов выступил против всяческих исследований в

Степном крае, против земских статистиков вообще, мотивируя это тем, что «кочевой быт должен быть уничтожен и все кочевники должны быть вдви­нуты в определенные границы земельных владений», ибо «кочевой быт... иными словами ничем нестесняемое бродяжничество».123 Такое его мнение было записано как «особое» и вопреки ему были организованы несколько экспедиций в Акмолинской и Семипалатинской областях, Тургайско-Ураль-ском переселенческом районе, отдельных уездах. В материалах этих экс­педиций содержался вывод о том, что земельные нормы экспедиций Ф. А. Щербины завышены, что кочевникам-казахам ни к чему большие про­странства, т.к. они повсеместно переходят к оседлости и земледелию. В итоге, если по данным экспедиции Ф, А. Щербины минимальные нормы земле­пользования для казахских хозяйств в зависимости от региона и прочих ус­ловий составляли 110-209 дес, а максимальные 187-510 дес., то по данным повторных экспедиций 1904-1908 гг. они были соответственно 70-125 дес. и 119-219 дес.124 Таким образом, понижение шло от 36-40% до 36-57%. В течение нескольких лет вся территория Казахстана была разбита на пять переселенческих округов: Акмолинский, Семипалатинский, Тургайско-Уральский, Семиреченский, Сырдарьинский. Во главе района стоял заве­дующий, который отчасти подчинялся местной администрации в лице гене­рал-губернатора, а в большей степени - управлению землеустройства и зем­леделия Министерства земледелия и государственных имуществ.125 Заведую­щий районом имел в своем распоряжении штат сотрудников различного профиля, а также чиновников на местах в подрайонах.

Несмотря на, казалось бы, организованный подход, изъятие земель у ка­захского населения в большинстве случаев шло самым грубым и беззакон­ным образом. Пытаясь обосновать необходимость отчуждения у коренных жителей Жетысу зимовок и пашен, ранее запрещенных к изъятию, заведу­ющий Семиреченским переселенческим районом С. Н. Белецкий утверж­дал, что это государственные земли, лишь предоставленные казахам во вре­менное и условное пользование, и если потребовалось образовать «пересе­ленческий участок, необходимо часть их (аулов — Ред.) переместить, осво­бодив место для участка и сгустить киргизские зимовки в других местах». 126 Исходя из этих же принципов, генерал-губернатор Кондратович в 1907 г. прямо предписывал землеустроительным партиям в Жетысу «временно де­лать некоторые возможные отступления от законного порядка проектиро­вания участков».127 Те же земли, на которые перемещали казахские аулы, по свидетельству ревизии сенатора К. К. Палена по Туркестанскому краю, были каменистой, негодной к орошению степью.128 «Известное количество удоб­ных киргизских земель, - писала «Киргизская степная газета», - давно уже занято селениями, и помимо этого, наилучшие участки из остальных зе­мель начинают переходить в пользование к переселенцам из России. Бед­ные киргизы, вследствие ограниченности земельных угодий, поневоле пе­рестанут кочевать в более или менее скором будущем».129 В другом номере этой же газеты отмечалось, что «заметен ежегодный и постоянный упадок благосостояния кочевников» и что «причина этого явления, вероятно, кроет­ся в недостатке поземельных угодий: скот приходится пасти зимою на тех же пастбищах, где он пасся летом и осенью».130

Следует отметить, что сложные и запутанные земельные отношения и казахском обществе начали складываться еще раньше. Процесс отторжения общинных земель отдельными общинами или индивидуумами шел на протяжении многих десятилетий и получил юридическое обоснование в ряде постановлений царской администрации. Земельные споры усугубило, преж­де всего, административное деление степи на волости, которое не учитыва­ло родового землепользования. «Вот почему получалась такая страшная путаница в землепользовании киргиз, — делал вывод один из современни­ков, - и теперешняя волость, разделенная по владению киргиз, представля­ет несообразную картину каких-то изрезанных земельных лоскутков. О равномерности владения... наконец, просто соотношения количества деся­тин во владении одного рода с населением и скотом не может быть и речи».131 В «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г. § 172 гласил, что «каждому кирги­зу, который пожелает производить хлебопашество или иметь другие на ме­сте хозяйственные заведения, отводить для сего по 15-ти десятин надушу».132 Эти земли передавались по наследству как недвижимая собственность. По­ложение 1886 г., а затем и Положение 1891 г., развили и закрепили этот прин­цип землепользования в казахском обществе (см. § 4 гл. ХШ). Все этапы обособления земли довольно подробно описаны Т. И. Седельниковым, в течение семи лет служившим землемером и статистиком переселенческого управления, депутатом I Государственной Думы.133 Он писал, что после 1868 г. оседлые казахи, поняв выгоду своего положения, обозначали часть летовочных территорий, находившихся до того в общественном пользова­нии, как посевы, покосы, места поселений. Особенно этим пользовались богатые и влиятельные роды. Так, использовав законы, они лишали своих сородичей удобных для кочевки земель. Из-за массы жалоб на захват зе­мель местная администрация созывала множество съездов, где решались спорные земельные вопросы. Однако чаще всего решения съездов не вы­полнялись, а местные административные органы предпочитали занимать сторону оседлых общин, внося тем самым еще больший раздор в поземель­ные отношения. Подобные же явления захвата общинных земель наблюдал и Л. К. Чермак, в течение ряда лет проработавший в экспедиции по иссле­дованию степных областей. Он отмечал, что на летовочных пространствах общинного пользования отдельные хозяева производили запашку, а затем, согласно статьи 125 Степного положения 1891 г., объявляли ее наследствен­ной собственностью. «И в материалах экспедиции, - заключал Л. К. Чер-мак, — попадаются указания, что только с подобной целью распахано та­кое-то урочище, закрепленное затем русскою властью за захватчиком.»134 «Отдельные кибитковладельцы, - писала «Киргизская степная газета, -имеют неограниченное право на пользование обрабатываемой землею лишь для собственных потребностей» и основанием для этого служило опять-таки Степное положение.135 Отторжение земель сильными у слабых шло и на уровне общин. Так, в Кокчетавском уезде Акмолинской области две трети общин имели нехватку земель, тогда как оставшаяся треть была обеспечена землями выше средних данных. Земельные площади высшей группы пре­вышали площади низшей группы в 41 раз.136

Одной из существенных причин, осложнявших поземельные отноше­ния в Казахстане, была принадлежность части земель казачьим войскам. К 1917 г. Оренбургское войско имело св. 7,4 млн дес. земли, Семиречен-ское - 681,5 тыс. дес, Сибирское - 4,9 млн дес, Уральское - 6,4 млн дес, Астраханское - св. 808 тыс дес137 Земли были разного качества, часть казачьих станиц, например, Сибирского войска, располагалась в районах, не­пригодных для земледелия. Но значительная часть земель была занята каза­ками у местного населения на выбор и представляла собой удобные и пло­дородные земли. Так, к 1902 г. семиреченское казачество владело 26,4% всех орошаемых земель Семиреченской области, причем раньше эти земли при­надлежали казахам.138 Три четверти земли Сибирского казачьего войска от­носилось к удобным для земледелия землям, и из этого количества на каж­дого казака приходилось по 76,6 дес.139 Из-за необходимости несения воен­ной службы и особенностей ведения хозяйства казачество слабо занима­лось земледелием, предпочитая сдавать земли в аренду. Такая система арен­дных отношений сложилась в Павлодарском уезде еще с 1839 г., когда 10-верстная полоса вдоль Иртыша была отмежевана Сибирскому казачье­му войску. С 70-х гг. XIX в. из этих земель стали выдаваться в виде пенсии личные наделы офицерам и чиновникам войска. К началу XX в. 7788 казах­ских хозяйств с 43 690 чел. за неимением собственных зимовок жили на землях, арендованных в основном у Сибирского казачьего войска и час­тично у Алтайского горного округа. 52% казахов-арендаторов арендовали земли, принадлежавшие офицерам, 36% - юртовые, т.е. казачьи общинные наделы. Вначале арендная плата была сравнительно невелика, но со време­нем крестьяне-переселенцы оказались более платежеспособны и стали пе­ребивать получение арендных площадей казахами. Это вызвало рост аренд­ной платы. Так, в XX в. плата за аренду у казачьих земель ежегодно возрас­тала в 2-3 раза.140 Казахским хозяйствам становилось не под силу арендо­вать земли для зимовок. Казачье землепользование создавало трудности и для крестьян. Так, в 1916 г. в Степном крае крестьяне пользовались 8% зе­мель, на которых засевали 61% всех посевных площадей, тогда как казаки, владея 6,8% земель, засевали всего 19% от всех посевных площадей.141 По расчетам степного генерал-губернатора, на казачьих землях можно было разместить 37 тыс. крестьян-переселенцев, однако Николай II не согласил­ся с этим, заявив, что «земли войсковые должны оставаться навсегда войско­выми».142

На фоне сложных поземельных отношений в Казахстане развернулось проведение столыпинской аграрной реформы, целью которой было усиле­ние переселенческого движения.

П. А. Столыпин, председатель Совета министров и министр внутренних дел в 1906-1911 гг., выработал принципы модернизации страны, первым условием которой было сделать крестьянина собственником земли. Суть аграрной политики П. А. Столыпина выражена в трех законодательных ак­тах. Это Указ для рассмотрения Сенатом «О дополнении некоторых поста­новлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., который был дополнен и перера­ботан во II Государственной Думе в закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г. 29 мая 1911 г. был принят закон «О землеустройстве». Проведение мероприятий по аграрной реформе началось с 1906 г. после принятия Указа Сенатом. С 1 января 1907 г. отменялись выкупные платежи за надельные земли, которые крестьяне должны были платить при выходе из общины. Этим было снято главнейшее ограничение для свободного выезда крестьян с мест прежних поселений. Указ декларировал «право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, перехо­дящих к личному владению, участков из мирского надела».143 Кроме того, в законе 1910 г. в пункте 42 специально оговаривалось, что переселившиеся на земли азиатской России через два года со дня их окончательного при­числения к новому поселению утрачивают право претендовать на общин­ную землю в местах выхода.144 Таким образом столыпинская аграрная ре­форма освободила крестьян-общинников и дала им свободу миграции: пре­доставила право личного землепользования, ограничила возможность об­ратного возвращения переселенцев на родину в случае неудачи на новом месте. Одним из последствий реформы стала массовая миграция крестьян­ства на окраины, в частности, в Казахстан. Общее количество земель, изъя­тых в Казахстане для переселения, значительно разнится по разным сведе­ниям. Так, поданным, опубликованным в 1917 г. компетентным чиновни­ком переселенческих органов В. А. Тресвятским, в Степном крае к 1916 г. из 106 млн дес. обследованных земель 30 млн дес, т.е. около одной трети, было отнесено к так называемым излишкам и предназначалось к изъятию у казахов.145 Однако по подсчетам А. Б. Турсунбаева, произведенным по «Об­зорам землеустройства и переселения за Уралом», за период 1906—1915 гг. в Акмолинском, Семипалатинском и Тургайско-Уральском переселенческих районах реально было изъято 15,8 млн дес. казахских земель. К тому же в Семиреченском переселенческом округе было изъято 3,3 млн дес, в Сырда-рьинском - 2,5 млн дес. Итоговая цифра составила 21 206 187 дес.146 Эти же данные приведены Б. С. Сулейменовым.147 Изъятые у местного населения земли составили 9111 участков. Но на практике заселялись не все отведен­ные для переселенцев участки. Многие переселенческие участки планиро­валось заселить в будущие 10-15—20 лет. Так, в Зайсанском уезде крестья­не, минуя выделенные для них участки, «устремились на поливные пашни в Китай».148 И таких случаев было множество. Очевидно, истинную площадь земель, занятых переселенцами, установить невозможно, особенно из-за большого количества самовольных поселений. Но помимо отмежеванных в переселенческий фонд земель, из землепользования казахов были исклю­чены земли для казачьих войск, под лесные дачи и другие казенные надоб­ности, под расположение городов и железных дорог. Общий объем изъятых земель вместе с переселенческим фондом составил более 45 млн дес.149 По уездам и областям Степного края процент изымаемых земель распределял­ся неравномерно. Так, в Омском уезде это было 52% от всех земель, в Ак­молинском - 73%, в Кустанайском - 54% и т.д.150 Нетрудно заметить, что чем больший процент земель подлежал изъятию, тем удобнее были эти зем­ли в земледельческом отношении. Эту закономерность отмечали и сами чи­новники Переселенческого управления, когда писали, что «наибольшее ко­личество излишков находится в уездах, расположенных в северной, наибо­лее плодородной зоне с черноземными и темно-каштановыми почвами».151

Однако даже такие земельные массивы не могли вместить всех желаю­щих. Этому способствовала неразбериха с выделением земельных участков, сопровождавшая все переселенческое движение. С 1906 по 1915 гг. в пере­селенческие районы Степного кран прибыло 580 587 чел. (учтены лишь души мужского пола). Из них 47% направлялось в Акмолинский переселенчес­кий район, 38% - вТургайско-Уральский, 15% - в Семипалатинский.152 Если же проследить динамику численности переселенцев по годам, то видно, что

первый же год после выхода указа 1906 г. дал небывалый всплеск. В 1906 г. в Степной край приехало 25 100 душ мужского пола, а в 1907 г. уже 80 360 душ. Уровень переселения держится на этой отметке с не­большими колебаниями в 1908 г. и 1909 г., затем волнообразно понижа­ется и повышается, и к 1914 г. падает до 53 360 душ.153 Видно, что в пер­вые годы проведения реформы определенная часть крестьянства евро­пейской России связывала свои надежды на улучшение жизненных ус­ловий с переездом в Казахстан. Сокращение количества переселенцев иллюстрирует неудачный итог реформы. Об этом же говорит и значи­тельный отток переселенцев. Так, от 20 до 34% переселенцев в 1906-1915 гг. ежегодно возвращались обратно.154

Неудачу потерпела и одна из идей реформы П. А. Столыпина о разруше­нии общины и создании хуторских хозяйств. Сама идея о развитии фермер­ства в стране была позитивной.155 Но в условиях Казахстана, на неосвоен­ных землях, в крестьянской среде, наоборот, возросла роль общины как гаранта выживаемости.

Печальным итогом реформы стало массовое обезземеливание казах­ского населения, обнищание, и, как следствие, возрастание социальной напряженности. Стихийные акты протеста выразились в избиения хо­зяев, представителей власти, отказах от уплаты налогов, угоне скота, потраве посевов и др. Коренные жители, лишившись исконных земель, пытались защитить свои права законными методами — подачей проше­ний, огромное количество которых отложилось в архивных фондах. В январе 1913 г. Исимболат Доспаев и Гали Усманов от имени своего аула жаловались заведующему переселенческим делом Тургайско-Уральско-го района, что «лучшие земли киргизов аула № 4 Чингирлаувской воло­сти были изъяты под переселение, оставленные же в пользу наших до­верителей земли не отличаются таким достоинством» и просили о при­резке участков.156 В ответ на это прошение, как практически и на все остальные, последовал отказ.157

В то же время и значительная масса переселенцев была недовольна соб­ственным землеустройством. Крестьяне пос. Карачаевский Полтавской волости Актюбинского уезда Тургайской области писали заведующему пе­реселенческим отделом, что после поселения на отведенные им участки «у нас земли оказалось для обработки хлеба совсем малое количество удоб­ной» и из записанных на каждого 12 десятин пригодны для пашни едва 4 десятины.158 В итоге практически повсеместно возникали споры и столкно­вения из-за землепользования как между переселенцами и казахами, так и в среде местного населения. Так, крестьяне пос. Белоярского и Каменского, самовольно поселившись на землях казахов Кин-Аральской волости Кус-танайского уезда, вначале арендовали у них земли, а потом, прослышав про крестьянские захваты земель в России периода 1905—1907 гг., вознамери­лись насильно захватить у местных жителей облюбованные участки. Такую же участь они уготовили и землям казаков пос. Луганского. Для осуществ­ления этих воинственных целей ждали каких-то «очень отчаянных людей» из России.159

Земельные утеснения и смещение традиционных кочевых путей вызва­ли массу конфликтов и в среде кочевого населения. Зачастую они заканчи­вались трагически, как это было, например, в 1907 г. в Иргизском уезде

Тургайской области, где в результате спора из-за урочища Каракуль, ис­пользуемого как кузеу, погибло два человека.160

Злоупотребления же чинов переселенческих районов были безмерны. Крестьяне с. Арал-Тюбе Джаркентского уезда Семиреченской области два года ждали выплаты денежных ссуд для обзаведения хозяйством и, совсем обнищав, поехали к заведующему водворением Джаркентского подрайона Теплову, долго ждали его, а он «...отворил двери и еще дополнял свою ру­гань, пока не упали две женщины и один крестьянин на колени перед ним как перед Богородицей и просили выдачи пособия, умоляя его, что малые дети голодом и в холоде остались в деревне. А г. Начальник захлопнул дверь с руганью и мы ушли».161

Надо сказать, что проблемы переселенческой политики широко об­суждались общественностью страны, что выразилось в массе публика­ций разного толка. Этот аспект как составная часть аграрной политики правительства весьма бурно дебатировался в Государственной Думе. Решение аграрного вопроса перекликалось с рассмотрением политичес­ких прав народов, населявших окраины Российской империи. Это объяс­нялось тем, что правительство видело возможность ликвидировать кре­стьянское безземелье в России путем массового переселения бедноты на восток. Интересы местных жителей не учитывались совершенно. О защите интересов как казахского населения, так и русских переселен­цев заявил на заседаниях I Государственной Думы (1906 г.) депутат от Оренбургской губ. Т. И. Седельников, который обратил внимание, что «сотни тысяч киргизов являются безземельными в буквальном смысле слова, а если возьмем малоземельных киргизов, то их наберется не ме­нее миллиона».162 Часть правых депутатов, как, например, кн. Голицын, по-прежнему настаивала на «усилении всеми возможными способами пе­реселенческого дела». Против этого положения резко выступил Т. И. Се­дельников, который открыто сказал, что переселение разоряет как бед­нейшую часть тех крестьян, которые решились на переезд, так и тех местных жителей, у которых насильственно отобрали землю для этих переселенцев.163 И во II Государственной Думе (1907 г.) в центре обсуж­дения стоял аграрный вопрос. Часть правых депутатов выступила в за­щиту столыпинского закона от 9 ноября 1906 г. Однако депутаты от Казахстана противостояли этим взглядам. Депутат от Уральской облас­ти И. И. Космодамианский объявил Столыпина «противником всего за­конодательного собрания, всей страны и всего русского народа», ибо «правительство рекомендует переселиться и заселить киргизские зем­ли... нисколько не считаясь с последствиями своей политики».164 С кри­тикой методов переселения выступил член аграрной комиссии Б. Кара­таев, который назвал этот процесс как «насилие сильного над слабым».165 В III Государственной Думе (1908 г.) казахское население было лишено даже представительства. Между тем, предыдущие думские дебаты о на­рушении земельных прав казахов настолько привлекли внимание, что бюджетная и переселенческая комиссии Думы внесли в правительство предложение о скорейшей разработке и принятии законопроекта о зем­леустройстве казахов.166 До ввода в действие такого закона (который так и не вышел в свет) мусульманская фракция III Думы в лице депутата от Закавказья Хас-Мамедова заявила, что переселение в Казахстан «во имя справедливости вековых прав киргизского населения на земле, находя­щейся в пользовании его, и гуманности» должно быть прекращено до тех пор, пока не будут устроены все коренные жители.167 Другие депута­ты напомнили о тяжелом положении переселенцев и прямо потребова­ли от правительства изменить переселенческую политику.168

Между тем, часть депутатов, защищая интересы правящих кругов, пыта­лась изобразить картину в улучшенном виде. В 1909 г. Жетысу специально посетил депутат А. Трегубов, который «восторженно отозвался о правиль­ной постановке всего переселенческого дела во всей области и, в частно­сти, Верненского подрайона».169 И это приблизительно в то время, когда заведующий переселенческим делом в Семиреченской области Белецкий сообщал о конкретных случаях голода среди переселенцев, вызванных ис­ключительно неупорядоченным состоянием переселенческого дела.170

С положением переселенческого дела в Казахстане во всех тонкостях был знаком известный казахский ученый, публицист и политический дея­тель А. Н. Букейханов. Он принимал деятельное участие в работе экспеди­ции Ф. А. Щербины, избирался депутатом I Государственной Думы. Почти во всех своих работах — научных монографиях или газетных статьях он рас­сматривал последствия крестьянской колонизации степи, отделяя от этого процесса собственно правительственную аграрную политику. С глубокой иронией пишет он о «ни в чем не сомневающихся людях», которые, сидя в Петербурге, играют землями Казахского края, «введя в практику за­чет нескольких десятин неудобной земли за удобную».171 Сопоставляя многочисленные факты переселения крестьян в засушливые степи и солонцы, А. Н. Букейханов предрекал, что «сочтены дни переселенческой политики правительства, предлагающего безземельному голодному народу безводные киргизские степи».172 Защищая интересы своего народа, он пи­сал, что «киргизы находят ненормальным то, что происходит в настоящее время при отрезке переселенческих участков... Производители работ заме-жовывают в участки наиболее ценные для скотоводства угодия: покосы, зимние пастбища, пашни, лучшие водопои...оставляют киргизам камни, солонцы, болота, безводные степи».173

Наконец, официальными органами было признано, что переселение не сыграло той роли, которая ему отводилась. Комиссия по вопросам пересе­ления и колонизации в августе-сентябре 1917 г. обсудила положение пере­селенческого дела в стране и пришла к выводу, что «земледельческая коло­низация... пришла как бы в тупик. Настал конец старому благодушному переселению».174 Сам термин «переселение» предлагалось раз и навсегда за­менить на «колонизацию». Колонизационная политика теперь исходила из общего плана оживления экономики страны, большую роль в этом должны были сыграть окраины. Решающее значение придавалось промышленной колонизации, что должно было поднять и сельское хозяйство. Переселяю­щийся элемент, по определению комиссии, должен быть вне сословий, об­ладать нужным запасом материальных средств, энергией и предприимчиво­стью. Известные события в октябре 1917 г. помешали осуществлению этого плана. Однако, очевидно, что Казахстан, как и другие окраины империи, ждала жестокая и прагматичная система колонизации, в которой даже не упоминалось об интересах местного населения.

Хорошо известно, что аграрное переселение сыграло роль детонатора в

социально-экономической сфере жизни Казахстана. О массовом отторже­нии казахских земель в пользу переселенцев и о негативных последствиях этого процесса уже было сказано выше. Вместе с тем, переселение кресть­ян из земледельчески развитых районов России принесло в Казахстан зна­чительные трудовые и материальные ресурсы, способствовало хозяйствен­ному освоению новых земель.

1 Алексеенко Я. В. Население дореволюционного Казахстана. А., 1981, с. 94.

2 Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967, с. 64.

3 Сулейменов Б. С Аграрный вопрос в Казахстане последней трети XIX — начала XX вв. (1867-1907 гг.). А., 1963, с. 35.

4 Там же.

5 Бекмаханов Е. Б. Присоединение Казахстана к России. М, 1957, с. 198.

6 АлампиевП. М, Ликвидация экономического неравенства народов Советского Востока и социалистическое размещение промышленности: (Исторический опыт Казахской ССР). М., 1958, с. 126-127.

7 Галузо П. Г. Социальные отношения в казахском ауле и переселенческой деревне Казах­стана в начале XX в. //Казахстан в канун Октябрьской революции. А., 1968, с. 38—39; Алексе­енко И. В. Указ.работа, с. 94-95.

8 См.: КПСС в резолюциях, т. 2, с. 252.

9 Бекмаханова И. Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капи­тализма. М., 1986, с. 243.

10 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 4, с. 86.

11 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 90-91.

12 Там же, с. 92-94.

13 Фридман Ц. Л. Иностранный капитал в дореволюционном Казахстане. А., 1960, с. 15-20.

14 Там же, с. 23-24.

15 Гак же, с. 25-38.

16 Казахстан в канун Октября: Сб. статей. А., 1968, с. 205.

17 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 94.

18 Казахстан в канун Октября, с. 164—167.

19 Там же, с. 171-172, 202-204 идр.

20 Подсчитано на основе данных книги Е. Б. Бекмухамстова «Цветная металлургия и гор­ное дело дореволюционного Казахстана» (А., 1964, с. 164-165).

21 Казахстан в канун Октября, с. 171-172.

22 Маликов Ф. Февральская буржуазно-демократическая революция в Казахстане. А., 1972, с. 47-48.

23 Дильмухамедов Е., Маликов Ф. Очерки истории рабочего класса лоре вол юционного Ка­захстана. А., 1963, с. 39.

24 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 96; Дильмухамедов £., Маликов Ф. Указ. работа, с. 36-40.

25 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 96.

26 Фридман Ц. Л. Иностранный капитал, с. 39—52.

27 Шаукенбаев Т. Урало-Эмбенский нефтяной район. А., 1961, с. 16; Машков Ф. Указ. ра­бота, с. 54.

28 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 97.

29 Там же, с. 97-98.

30 Казахстан в канун Октября, с. 151 — 154.

31 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 99.

32 Казахстан в канун Октября, с. 155—156.

33 Там же, с. 253.

34 Там же.

35 Дильмухамедов £., Маликов Ф. Указ. работа, с. 18; История Чимкентского химико-фар­мацевтического завода им. Ф. Э. Дзержинского. Чимкент, 1958, с. 20.

36 Казахстан в канун Октября, с. 158-161.

37 Дильмухамедов Е., Маликов Ф. Указ. работа, с. 24-29.

38 Кислинский Н. А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета Министров (Исторический очерк под ред. Кулемзина). СПб., 1902, т. 2, с. 170-172.

39 Саблер С. В., Сосновский И. В. Сибирская дорога в ее прошлом и настоящем. СПб., 1903, с. 12-13, 24, 81, 93, 96 и др.

40 Россия: Полное географическое описание нашего отечества. СПб., 1903, т. 18. Киргизс­кий край, с. 306.

41 РГИА, ф. 446, on. 31, д. 4, л. 33-37.

42 РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 7, л. 49; Саблер С. В., Сосновский И. В. Указ. работа, с. 186-187.

43 Азиатская Россия. СПб., 1914, т. 1,с. 545-549; ЦГА, ф. 1,оп. II, д. 92-95.

44 Материалы по обследованию казенных железных дорог; Ташкентская ж.д. СПб., 1913,с.123.

45 Туркестанские ведомости. 1951, 11 октября, №81; Материалы по обследованию казен­ных железных дорог; Ташкентская ж. д. с. 1-3; Асылбеков М. X. Некоторые вопросы истории строительства Оренбургско-Ташкентской ж.д. //Изв. АН КазССР. Сер. ист., арх. и этногр., 1962, вып. 2, с. 44-51.

46 Отчет по постройке северной части Оренбургско-Ташкентской ж.д., ч. 1. СПб., 1908, с. 1-2, 4; РГИА, ф. 446, on. 31, д. 20, л. 69 и об.; ф. 273, оп. 12, д. 398, л. 47 и об.

47 Степь. (Троицк). 1909, 16 апреля.

48 Степь. 191 1, 4 января, 15, 20 октября и 15 ноября.

49 РГИА, ф. 1157, оп. 1,д. 31, л. 2.

50 Степь. 1909, 16 апреля.

51 ЦГА РУз., ф. 1, оп. 2, д. 1725, л. 29-210, 219-224, 250 и др.; д. 1726, л. 62 и др.

52 Дахшлейгер Г. Ф. Турксиб — первенец социалистической индустриализации. А., 1958, с. 1.

53 РГИА, ф. 291, on. 1,д.22,л. 1-27.

54 Там же; ЦГА РК, ф. 64, оп. 1, д. 12886, л. 20.

55 Отчет по постройке южной части Оренбургско-Ташкентской железной дороги. СПб., 1908, с. 30.

56 РГИА, ф. 268, оп. 8, д. 31,л.53;оп. 1, д. 21, л. 1-27; ф. 268, оп. 1,д. 1131, л. 213; д. 1086, л. 25.

57ЦГАРК,ф. 17,оп. 1,д.2,л. 183-184, 192-193; Район железной дороги Петропавловск-Спасский завод в экономическом отношении. СПб., 1914, с. 257-258.

58 Казахстан за 40 лет: Статсборник. А., 1960, с. 225-230.

59 Обзор Семипалатинской области за 1886 г. Семипалатинск, 1887, с. 26—27; Обзор Семи­палатинской области за 1894 г. Семипалатинск, 1895, с. 17-18; Обзор Семипалатинской обла­сти за 1897 г. Семипалатинск, 1898, с. 30.

60 Обзор Сырдарьинской области за 1910 г. Ташкент, 1911, с. 122; Обзор Сырдарьинской области за 1911 г. Ташкент, 1912, с. 133.

61 Обзор Семипалатинской области за 1894 г., с. 17—18.

62 См.: Восточное обозрение. 1895, № 61 Социалиста Казакстан, 1960, 12 ноябрь.

63 Тургайская газета. 1901, 24 марта.

64 Подсчет произведен по данным газеты «Туркестанские ведомости» (1902.12 мая, 20 июня), а также рапортов с участков дороги: ЦГИАП, ф. 346, д. 359, л. 1 — 154 и др.

65 Оренбургская газета. 1902, 19 июля.

66 Тургайская газета. 1901, 24 марта.

67 Туркестанские ведомости. 1903, 4 мая; 1904, 3 марта.

68 Обзор Семипалатинской области за 1894 год. Семипалатинск, 1895, с. 17—18; Материалы по киргизскому землепользованию. Акмолинская область. Омский уезд, т. 11. Омск, 1902, с. 65 — Там же. — Сырдарьинская область. Перовский уезд. Ташкент, 1912, с. 96. — Там же. — Казалинский уезд. Ташкент, 1913, с. 72.

69 Хворостянский П. Очерки экономического благосостояния поселков Кустанайского уез­да. Омск, 1911.

70 Материалы по обследованию переселенческого хозяйства в Туркестанском крае. Таш­кент, 1909, т. 2; Русские селения в Чимкентском уезде Сырдарьинской области, с. 19—25.

71 Обзор по Акмолинской области за 1894 г. Омск, 1895, с. 50; Обзор Семипалатинской области за 1895 год. Семипалатинск, 1897, с. 37-38.

72 Обзор Акмолинской области за 1901 г. Омск, 1903, с. 29; Обзор по Сырдарьинской обла­сти за 1913 год. Ташкент, 1915, с. 93-94.

73 ЦГИАП, ф. 1396, оп. 1, д. 216, л. 24.

74 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 23, с. 341.

75 Алексеенко Н. В. Население дореволюционного Казахстана, с. 79.

76 А сшбеков М. X. К вопросу о влиянии железных дорог на экономику дореволюционного Казахстана //Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1964, № 1, с. 55.

77 Там же.

78 Здесь и далее под служащими надо понимать всех работающих на железных дорогах, в том числе и рабочих.

79 РГИА, ф. 273, оп. 12, д. 431, л. 22-23.

80 РГИА, ф. 1396, оп. 1,д. 216, л. 22, 24 об; Революционное движение в Казахстане в 1905— 1907 гг.: Сб. документов и материалов/Под ред. И. С. Гороховодатского, А. Каиргельдина, Б. С. Сулейменова. Сост. Ф. Н. Киреев, Т. П. Губа, Ф. И. Колодин. А., 1956, с. 29-30.

81 ЦГА РК, ф. 95, оп. 1, д. 364, л. 35-36.

82 ГАОрО, ф. 22, оп. 4, д. 18, л. 38 и об.

83 Труды ЦСУ. 1926, т. 26, вып. 1-2, с. 80.

84 Социалистическое строительство Казахской ССР за 20 лет. А., 1940, с. 13.

85 Нусупбеков В. Формирование и развитие советского рабочего класса в Казахстане. А., 1966, с. 38; Асылбеков М. X. Железнодорожники Казахстана в первой русской революции (1905— 1907). А., 1965, с. 36.

86 Мозгунова Е. А. О численности и составе промышленных рабочих в Казахстане накануне Октябрьской революции //Изв. АН КазССР. Сер. истории, археологии и этнографии. 1959, вып. 2(10), с. 41-50.

87 Асылбеков М. X. Железнодорожники Казахстана, с. 36.

88 По данным Е. Дильмухамедова, Ф. Маликова, число рабочих на промышленных пред­приятиях Казахстана в 1916-1917 гг. превышало 65 тыс. человек, в горнодобывающей - 20 тыс., нефтяной — 5 тыс. и на соляных промыслах 5 тыс. человек. См.: Дильмухамедов Е. Д., Маликов Ф. Указ. работа, с. 267.

89Заорская В. В., Александр К. А. Промышленные заведения Туркестанского края. Пг., 1915, с. 29-30.

90 Там же,

91 Там же, с. 43.

92 Пясковсшй А. В. Революция 1905-1907 гг. в Туркестане. М., 1958, с. 25.

93 Маликов Ф. Указ. работа, с. 68.

94 РГИА, ф. 273, оп. 12, д. 527, л. 5-6.

95 РГИА, ф. 276, оп. 12, д. 527, л. 7-9.

96 ГАОмО, ф. 270, оп. 1, д. 40, л. 5-9.

97 Обзор Акмолинской области за 1907 г. Омск, 1908, с. 27.

98 Заорская S. В., Александр К. Л. Промышленные заведения Туркестанского края. Табл. 2.

99 Там же, табл. 5, с. 52.

100 Там же, с. 53.

101 Асылбеков М. X. Железнодорожники Казахстана, с. 39—40.

102 РГИА, ф. 229, оп. 4, 1908, л. 49.

103 ГАОрО,ф. 146, оп. 1, 1917, д. 7, л. 1-3, 20 и др.

104 РГИА, ф. 1396, оп. 1, 1908, д. 216, л. 23 об.

105 Степной голос. 1905, № 17.

106 См.: Рабочее движение в Казахстане в 1907-1914 гг. А., 1957, с. 472-473.

107 Асылбеков М. X. Железнодорожники Казахстана, с. 42-43.

108ЦТАРК, ф. 10, оп. 1,д. 69, л. 36; Семеновский В. Рабочие на золотых промыслах. СПб., 1908, т. 2, с. 651; Дшьмухамедов К., Маликов Ф. Указ. работа, с. 180.

109 Алампиев П. М. Указ. работа, с. 107.

110 Асылбеков М. X. Железнодорожники Казахстана, с. 51.

111 См.: ДильмухамедовК., Маликов Ф. Указ. работа, с. 136.

112 См.: Маликов Ф. Указ. работа, с. 76-77. ЦГА РК, ф. 9, он. I, д. 86, л. 127. Цит. по: Дильмухамедов К, Маликов Ф. Указ. работа, с. 141.

113 Маликов Ф. Указ. работа, с. 79-80.

114 Красовский М. Область сибирских киргизов. СПб., 1868, ч. 2, с. 145. Цит. по: Дильмуха­медов Е., Маликов Ф. Указ. работа, с. 164.

115 Переселение и землеустройство в Азиатской России: Сб. законов и распоряжений. Пг., 1915, с. 40.

116 Тамже,с. 112.

117 Сборник узаконений и распоряжений о водворении переселенцев и образовании пере­селенческих участков. СПб., 1907, с. 23.

118 Черников В. С. Крестьянская колонизация Северного Казахстана в эпоху капита­лизма //История СССР. 1982, № 6, с. 135.

119 История КазССР с древнейших времен до наших дней. III том. А., 1979, с. 405.

120 ТурсунбаевА. Б. Из истории крестьянского переселения в Казахстан. А., 1950, с. 30.

121 Черников В. С. Указ. работа, с. 135.

122 Переселение и землеустройство за Уралом за 1906-1910 гг. СПб., 1911, с. 47.

123 Особое мнение //Сибирские вопросы. 1908, № 2, с. 29—30.

124 Статистико-экономические исследования переселенческого управления: 1893-1909 гг. СПб., 1910, с. 16.

125 Переселение и землеустройство в Азиатской России, с. 4-8.

126ЦГАРК,ф. 19, оп. 1,д. 1260, л. 31.

127 Там же, л. 36.

128Пален К. К. Отчет по ревизии Туркестанского края. СПб., 1910, с. 50.

129 Киргизская степная газета «Человек, общество, природа». 1888-1902 гг. А., 1994, с. 127.

130Тамже,с. 130-131.

131 Оыпафьев В. Колонизация степных областей в связи с вопросом о кочевом хозяйстве // Зап. Сиб. отд. ИРГО, кн. XVII, вып. 2. Омск, 1896, с. 34.

132 Материалы по истории политического строя Казахстана, т. 1. А., 1960, с. 101 — 102.

133 Седельников Т. Борьба за землю в Киргизской степи (Киргизский земельный вопрос и колонизационная политика правительства). СПб., 1907. А., 1991, с. 35—52.

134 ЧермакЛ. К. Формы киргизского землепользования//Сибирские вопросы, 1908, №23-24, с. 42.

135 Киргизская степная газета, с. 470.

136 Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспеди­цией по исследованию степных областей, т. 1. Воронеж, 1898, с. 66.

137 КазССР: 4-томная Краткая энциклопедия, т. 1, А., 1985, с. 225.

138 Талузо П. Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867—1914 гг. А., 1965, с. 171.

139 Общие сведения о Сибирском казачьем войске. Омск, 1897, с. 17.

140 Материалы по Киргизскому землепользованию, т. V. Воронеж, 1903, с. 48.

141 Там же, с. 63.

142 Тресвятпский В. А. Материалы по земельному вопросу в Азиатской России: вып. 1. Степ­ной край, II т., 1917, с. 45, 497.

143 ПСЗРИ, т. XXVIII. 1906, отд. 1. № 28528, с. 970.

144 Там же, т. XXX, 1910, отд. 1. № 33743, с. 749.

145 Тресвятский В. А. Указ. работа, с. 113.

146 Турсунбаев А. Б. Указ. работа, с. 61.

147 Сулейменов Б. С. Аграрный вопрос в Казахстане последней трети XIX - начала XX века. А., 1963, с. 252.

148 ЦГА РК, ф. 469, оп. 1, д. 590, л. 189 об.

149 История КазССР, т. III, с. 411.

150 Тресвятский В. А. Указ. работа, с. 113.

151 Там же, с. 115.

152 Там же, с. 41.

153 Там же, с. 41.

154 Там же, с. 37.

155 Рынок и реформы в России: исторические и теоретические предпосылки. М., 1995, с. 68.

156ЦГАРК,ф. 29, оп. 1, л. 287, л. 7.

157 Там же, л. И.

158 Там же, л. 60.

159 Там же, ф. 25, оп. 1, д. 969, л. 1-3.

160 Там же, л. 20.

161 Там же, ф. 19, оп. 1, д. 491, д. 68 об.

162 Государственная Дума. Первый созыв. Стенографические отчеты. Сессия первая, т. 1. СПб., 1906, с. 113-114.

163 Там же, с. 203.

164 Малтусынов С. М. Социально-экономическое и политическое положение Казахстана и Государственная Дума. Дисс... канд. ист. наук, А., 1981, с. 169. 165 Там же, с. 172.

166ЦГАРК,ф. 19, оп. 1, д. 64, л. 52, 61 об.

167 Там же, л. 52-53.

168 Там же, л. 56.

169 Там же, ф. 19, оп. 1,д. 116, л. 42.

170 Там же, д. 57, л. 14.

171 БукейхановА. Избранное. Алматы, 1995, с. 236.

172 Там же.

173 Там же, с. 250.

174 Материалы по земельному вопросу в Азиатской России, выл. XVIII. Журналы комис­сии по вопросам переселения и колонизации, т. II, 1918, с. 17.

Г л а в а пятая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: