«Проходя протекшие времена и столетия, мы везде обретаем терзающие черты власти, везде зрим силу, возникающую на истину, иногда суеверие, ополчающееся на суеверие».
Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Настоящая работа представляет дополненное издание лекций, читанных автором в Русской Высшей Школе общественных наук в Париже в конце 1904/05 академического года. Она относится к области, известной в России под устарелым названием «Полицейского права». Естественно поэтому, что центром изложения является законодательство. Но, входя в подробности законодательства, автор старался сделать издание доступным для большого круга читателей, для чего потребовалось отказаться от иностранных цитат, постатейного изложения законов и других внешних принадлежностей научного аппарата. Кроме того, специальное законодательство пришлось оживить общими историческими сведениями. Последнее казалось тем более уместным, что голый текст закона довольно бледно, а часто и совершенно неверно отражает в себе действительность.
|
|
Бумага все терпит и покорно служит официальному живописанию. Лучшим подтверждением сказанного может служить наше отечество. Владея ключами от всех просветительных источников: школ, библиотек, музеев, выставок, печатных станков и т.р., бюрократия хотела великую Россию обратить в «дортуар в участке». На необъятной русской территории стремилась водворить спокойствие могилы. Насколько это удалось, свидетельствуют события последнего времени. Но историку пореформенного периода придется преодолеть густую чащу законов, указов, временных правил, Циркуляров и других в этом роде «письменных свидетельств» прежде, чем добраться до «естественного грунта народной жизни, который с затратой колоссальных средств застраивался «согласно видам правительства».
Беспримерный позор японской авантюры бросил яркий свет на язвы властной распорядительницы русской жизни — бюрократии, со всей ясностью раскрыл заветные стремления русского общества. Новая Россия уже родилась. Ковачами свободной, обновленной родины становятся безыменные герои серой трудовой массы.
Из прекрасного далека уже светит пантеон народного освобождения, и своевременно предупредить, что высшая из свобод — это свобода слова, что вместе с другими свободами она приходит и заносится в конституционные хартии, но долго влачит тяжелое существование постоянных насилий, гонений и ограничений. Прикрываясь заботами о народном благе, все, без исключения, правительства — деспотические, монархические, республиканские — стремятся держать народную мысль в подначальном положении. Но культура сознания побеждает все препятствия, и, наконец, берется последний этап политического освобождения. Настоящая работа посвящается читателю-другу. И при жизни великого сатирика, незабвенного творца этого отражения, положение читателя-друга было тягостное: его мысль рвалась из тесных рамок гнетущей обыденщины и не находила выхода. Помпадуры et tutti quanti усердно оберегали всякую щель, через которую мог бы проникнуть луч света в темное царство. В удушливых губернских и уездных омутах жизнь была нестерпима и час от часу становилось не легче. С одной стороны, сгущались сумерки, с другой — читатель-друг все более перерастал власть тьмы и тем мучительнее реагировал на окружающее.
|
|
В настоящий момент мы можем констатировать не одну только духовную зрелость читателя; мы вправе уже говорить о его подавляющей многочисленности и безостановочно возрастающем спросе на серьезную литературу. Но, как и раньше, духовный голод многомиллионного населения остается без удовлетворения: работа писателя и ученого разбивается о средостение.
Придет время, Attalea princeps преодолеет стеклянную шнуровку и вырвется из казенной теплицы на широкий простор. Таков непреложный закон жизни. Пока же «над отечеством свободы просвещенной» взойдет «прекрасная заря», история заносит на свои страницы все уродства современности.
В подкрашенной действительности и в том, как она отражается в изуродованной литературе, господствовали казенные узоры. Читатель-друг не находил в них знакомой ему скорбной обстановки. Он тщетно докапывался животрепещущей правды, между тем как творческое пламя вдохновения «великою скорбью народной» беспощадно задувалось «наваждением». В неравной борьбе погибал писатель. На смену павшему в строй становился другой и продолжал святое дело своего предшественника. Так, тяжкий млат, дробя стекло, кует булат...
Н. Новомбергский
27 октября 1905 г.
ВВЕДЕНИЕ
Дар слова принадлежит к одной из самых драгоценных особенностей человека. Это становится очевидным при сравнении жизни народов с развитой речью с жизнью диких племен, язык которых исчерпывается двумя, тремя десятками слов.
Но этот божественный дар приобретает еще большую силу с изобретением различных способов передавать мысль одного человека другому вне личного общения.
Еще с незапамятных времен человечество владело средствами духовного общения, помимо живой речи. Конечно, первоначальные способы были несовершенны и затруднительны; но с течением времени они упростились, стали более общедоступны, вышли за пределы тесного круга самозванных посредников между Богом и народом. Высшим искусством в этом отношении нужно признать изобретенное Гутенбергом в половине XV столетия книгопечатание.
Как ни очевидна польза взаимного обмена мыслями, однако история знакомит нас с многообразными стремлениями ограничить или даже подавить этот обмен. Уже в древнем классическом мире существовали цензурные установления, которыми преследовались разные лица за высказанные ими мысли, считавшиеся опасными для целости государства, общественной нравственности, господствующих религиозных понятий и доброго имени частных лиц.
На развалинах греко-римского мира возникли новые европейские государства. С развитием в них христианства преследование мысли становится обычным делом представителей новой церкви. Со времени Никейского собора 325 г. высшими представителями христианской церкви издаются списки книг, предназначенных к уничтожению. Борьба духовных властей с рукописями переносится впоследствии на печатные произведения.
Чрезвычайный гнет, которым обрушилось католическое духовенство на европейские народы, вызвал освободительное движение, известное под именем реформации. Чтобы задержать поток жизни, папы римские не остановились перед кровавой расправой с обличителями католического всевластия. На защиту своего господства они призвали даже светскую государственную власть. Эта последняя, как увидим ниже, выступив с цензурными узаконениями в защиту католицизма, скоро поняла силу орудия, указанного ей папами, и направила это орудие в целях светского угнетения. Такова перспектива истории законодательства о печати.
|
|
I.Франция
Начало книгопечатания и отношение к нему Людовика XI, Людовика XII и Франциска I; акты по делам печати Генриха II, Карла IX; регламент Людовика XIII и политика Ришелье. Последние короли и памфлетная литература; происхождение периодической печати; декларация прав и последующие наросты; печать при Наполеоне и реставрации; июльская монархия и террор; февральская революция и усиление репрессий; полицейское безумие Наполеона III, разгром Франции, переходное время, ныне действующее законодательство
Западноевропейская культура начинается, собственно говоря, с XI в., когда Европа пришла в соприкосновение с культурами византийской и арабской. Главное орудие просвещения — книги в то время были редки и дороги, потому что материалом для них служил дорогой пергамент, а, за отсутствием способов механического воспроизведения сочинений, последние расходились в рукописных списках.
Переписка книг — старое явление. В Риме ею занимались рабы. Уже тогда раздавались многочисленные жалобы на ошибки переписчиков. В новых государствах переписка стала делом монахов. Не все из них были настолько образованы, чтобы правильно понимать оригинал и в копиях не делать ошибок. Но приготовление рукописей считалось среди монахов богоугодным делом, поэтому за него брались все, кто как-нибудь мог справиться с этой задачей.