Реформация в Швейцарии

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Идеалом для Цвингли была раннехристианская церковь. Он не признавал того, что нельзя было, на его взгляд, обосновать свидетельством Священного Писания, и потому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. В критике обрядов католической церкви он шёл дальше Лютера. Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении».Идеи Кальвина получили широкое распространении и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.

Реформация в Шотландии

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг. Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

Реформация в Нидерландах.

Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах – Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Чтобы остановить реформацию в Нидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов.

Не менее свирепым было для Нидерландов и правление сына Карла 5, Филиппа 2 Испанского (1556-1598гг.). Он частично вернул захваченные протестантами церковные земли, наделил католических епископов правами инквизиции.

Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. Реформация разделила нидерландское общество на тех, кто представлял новые центры и новые ценности европейской жизни, и тех, кто представлял традиционное общество. Первые – владельцы мануфактур, связанные с развивающейся мировой торговлей купечество и дворянство, фермеры, наемные работники. Все они были, как правило, протестантами – кальвинистами, анабаптистами, лютеранами. Вторые – католическое духовенство, бюргеры старинных ремесленных городов, землевладельцы, крестьяне – оставались верны католицизму.

Реформация в Англии.

В 1521г. король Генрих 8 написал декларацию против Лютера. Однако когда папа отказался расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской, Генрих объявил себя главой англиканской церкви (1534г.) и подвергся отлучению. Тогда Генрих занялся ликвидацией монастырей, чтобы пополнить казну и укрепить свое главенство в церковных делах. Он приказал сжечь все иконы, ввести новый молитвенник.Генрих 8 разделял принципы католической теологии, но некоторые люди из его окружения были убежденными протестантами. К их числу принадлежали архиепископ Томас Кранмер (1489 – 1556гг.) и государственный деятель Томас Кромвель (1485 – 1540гг.).

В результате политической смуты в англиканской церкви возникло интересное смешение взглядов. Вот некоторые ее характерные особенности:

- Верующие с ярко выраженными протестантскими убеждениями;

- Верующие, которые придерживались патерналистской теологии (теологии ранних отцов церкви) и традиций;

- Литургия и структура церкви (епископы, одеяние и церковное управление) сохраняли много связей с прошлым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: