Оттепель» в духовной жизни

 

Взятый Н.С. Хрущевым курс на либерализацию общества получил адекватное выражение и в духовной сфере, хотя давали себя знать попеременные накаты и откаты демократизма. Известный советский писатель И.Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. «Оттепель» породила всплеск активности творческой интеллигенции, которая ставила перед обществом важнейшие вопросы: как оценить прошлое? какова роль интеллигенции? как должны строиться взаимоотношения творческих людей в партии? какова роль писателя и художника в советском обществе? XX съезд партии породил оптимистическую атмосферу в творческой среде, однако, реальная действительность вскоре разочаровала интеллигенцию. Она видела, что партия опять отводит ей роль проводника своей политики через творческие союзы. Свобода творчества распространялась, главным образом, на форму, а откровенные ссылки на каноны «социалистического реализма» отошли на второй план.

Тем не менее, принцип «партийности», призванный вдохновлять писателя, остался в неприкосновенности. Критерием предела десталинизации в отношении между властью и интеллигенцией стало «Дело Пастернака». Невозможность опубликования своего романа «Доктор Живаго» в советских журналах заставила автора передать рукопись на Запад. Б.Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, что вызвало гнев Н.С. Хрущева. Б.Л. Пастернак был обвинен в «антисоветизме», «презрении к русскому народу», «преклонении перед Западом». Несмотря на отказ от премии, Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей. Власть еще раз показала, что только ей дано право решать вопрос о пределах свободы творчества. Интеллигенция, не найдя в себе силы открыто противостоять давлению властей, впала в апатию. Отдельные попытки небольшой группы творческих работников оказать сопротивление через «самиздат», стихийные митинги у памятника А.С. Пушкина в Москве не оказали на общество значительного влияния, а их организаторы Б.А. Ахмадулина, В.П. Некрасов, Б.Ш. Окуджава, Е.С. Гинзбург попали в опалу. Кредит доверия, который Н.С. Хрущев получил от интеллигенции после XX съезда, был исчерпан.

Такое положение объяснялось тем, что процесс очищения общества от сталинщины не мог быть ни простым, ни безболезненным. Это наглядно проявлялось во взглядах и действиях политического руководства того времени и самого Н.С. Хрущева. Характерно в этом отношении его собственное признание: «Шли на оттепель в руководстве, и в том числе и я в этом коллективе, и шли сознательно, и сознательно побаивались этой оттепели, потому что как бы из этой оттепели не наступило половодье, которое бы захлестнуло и с которым бы было трудно справиться. Это возможно во всяком политическом деле. Поэтому мы как бы сдерживали эту оттепель с тем, чтобы эта оттепель не вызвала бы половодья и не захлестнула».

Представления Н.С. Хрущева и его окружения того времени о сущности демократизации напоминало скорее положение «ослабленного поводка», нежели идею духовного раскрепощения личности. Вопрос о «дозе» демократии по-прежнему решался наверху. За попытками углубить и расширить этот процесс виделись происки недоброжелателей и угроза «реставрации». По инициативе Н.С. Хрущева стали практиковаться регулярные встречи высшего партийного и государственного руководства с творческой интеллигенцией. Они состоялись в 1957, 1960, 1962, 1963 гг. Содержание и атмосфера их сводились к назиданиям, поучениям и проработке отдельных представителей литературы и искусства. К примеру, поэт А.А. Вознесенский так оценил проходившие встречи: «Был шок от неоправдавшихся надежд на начавшуюся было демократизацию, потом была боль».

1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки молодых московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руко­водимой Э.М. Билютиным творческой студии. После отставки Н.С. Хрущев сам признавался, что в отношении искусства он «остался сталинистом».

Тем не менее, оздоровительная тенденция в духовной сфере все же себя проявляла. В период «оттепели» была проведена реабилитация части де­ятелей культуры, репрессированных при И.В. Сталине. В 1958 г. появилось постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Создавались новые творческие союзы - Союз работников кинематог­рафии СССР, Союз писателей РСФСР, и др.

В 50-х - начале 60-х гг. появились такие значительные произведения литературы и искусства, как роман «Русский лес» Л.М. Леонова, балет «Спартак» А.И. Хачатуряна, 11-я симфония «1905 год» Д.Д. Шостаковича, скульптуры С. Коненкова, А.П. Кибальникова. В «Новом мире», главным редактором которого являлся А.Т. Твардовский, были опубликованы вызвавшие большой общественный резонанс повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», рассказ Д.А. Гранина «Собственное мнение» и ряд других произведений. В эти годы стали широко известными имена Ф.А Абрамова, В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева и других талантливых писателей.

Произошло рождение таких журналов, как «Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература» и др. Всего в середине второй половины 50-х гг. впервые или после длительного перерыва стали выходить в свет 28 журналов, 7 альманахов, 4 газеты литературно-художественного профиля.

В то же время в рамках литературно-художественного процесса «оттепели» происходило формирование оппозиционного советскому режиму движения интеллигенции - диссидентства [111]. Началось регулярное издание «самиздатовской» литературы, активизировалась деятельность «антисоветчиков» первого поколения диссиде­нтов - В.К. Буковского, А.В. Кузнецова и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: