Экономическая политика Н.С. Хрущева

 

Конец 50-х гг. - это время поиска путей подъема экономики страны. Сталинский режим не оставил в наследство ни стратегии, ни тактики, ни конкретной экономической программы. Общество после съезда настоятельно требовало скорейшего исправления недостатков, тем самым, подталкивая Н.С. Хрущева к поспешным решениям и нереальным срокам претворения этих решений в жизнь. Сам Н.С. Хрущев являлся продуктом сталинской системы, идейно убежденным сторонником превосходства социалистической организации хозяйства над западной рыночной экономикой. Безгранично веря в неисчерпаемые резервы социализма, он искал пути и методы реализации его потенциала. Одна из первых новаций конца 50-х гг. была оформлена в лозунг «Догнать и перегнать Америку!». В данном случае ставка делалась на конкретные области - мясо и молоко. Это было началом волюнтаристской политики «прыжка вперед», опасность которой показала советская история прошлых лет. В отличие от Г.М. Маленкова, который в своей экономической политике пытался опираться на научно обоснованный подход, Н.С. Хрущев абсолютизировал организационный фактор - широкая пропаганда, лозунги, упор на сознательность колхозников и совершенствование методов руководства. Именно в руководителях нового типа - честных, самоотверженных - Н.С. Хрущев видел путь к успеху. Экономика, по-прежнему, управлялась политикой. Идеальный руководитель виделся Н.С. Хрущеву, как и в прежние времена, послушным винтиком огромного социалистического механизма. Нерадивые руководители жестоко бичевались, критиковались, что в свою очередь вело к их частой сменяемости, кадровой нестабильности. Желание добиться быстрых и реальных результатов и с наименьшими затратами на основе методов сталинской практики порождало авантюристические инициативы, непродуманные административные реформы, экономические и социальные перегибы, которые не замедлили четко обозначить пределы хрущевских проектов и привели к серьезному экономическому и социальному кризису начала 60-х гг.

По инициативе Н.С. Хрущева, считавшего себя большим специалистом сельского хозяйства, значительная реорганизация была осуществлена, в первую очередь, именно в этой, наиболее отсталой отрасле экономики. Н.С. Хрущев с его «постоянным непостоянством, изумительным даром хаотического [108] импровизатора», с «красочным динамичным характером» вошел в историю как неутомимый реформатор, особенно в аграрной политике.

Сразу после смерти И.В. Сталина в сентябре 1953 г. он выдвинул идею необходимости коренных изменений в сельском хозяйстве. Это была объективная потребность, поскольку к тому времени продовольственная проблема в стране приобрела острые формы. В начале 50-х гг. торговля хлебом во многих городах и промышленных центрах шла с перебоями, иногда, по несколько дней его не было в продаже. Такое положение объяснялось не только тяжелыми последствиями войны и постигшей страну в 1946 г. жестокой засухой, но и в целом неэффективностью отечественного сельскохозяйственного производства. Ежегодный урожай зерна в 1949-1954 гг. составлял в среднем всего 81 млн. т., что было ниже уровня 1913 г. На 1 января 1954 г. за колхозами числилась недоимка в 1,5 млрд. пудов зерна. Это было равно почти годовому плану хлебозаготовок. Производство мяса едва превышало показатели дореволюционных лет. Между тем, численность населения к 1950 г. по сравнению с 1913 г. выросла почти на 20 млн. чел., в том числе в городах - на 40 млн. чел.

Исчерпав последние резервы энтузиазма, обнищавшая, полуразрушенная деревня могла подняться только с помощью «полновесного» материального стимулирования, при условии демократизации управления колхозно-совхозным производством и других кардинальных мер. Н.С. Хрущев начал реформу сельского хозяйства с того, что круто изменил курс аграрной политики в сторону коренных интересов крестьянства. Впервые было выдвинуто положение о материальной заинтересованности работников сельского хозяйства в развитии производства и увеличении его доходности как об одном из «коренных принципов социалистического хозяйствования». Заготовительные цены на скот и птицу увеличивались более чем в 5 раз, на молоко - в 2, картофель - в 1,5 раза, овощи - на 25-40%. Повысились и закупочные цены на продукцию, продаваемую сверх обязательных поставок. Были снижены нормы обязательных поставок продукции с личных подсобных хозяйств, предусмотрены твердые ставки налогообложения в соответствии с размерами приусадебных участков. За реализованную колхозами продукцию стали выплачиваться денежные авансы, часть которых предназначалась для выдачи колхозникам по трудодням в течение всего сельскохозяйственного года. Этот порядок позволил впоследствии ввести в колхозах денежную гарантированную оплату труда.

В целях повышения эффективности работы колхозов МТС были ликвидированы, а техника передана в собственность колхозов за выкуп. Однако только рентабельные хозяйства получили выгоду от этой политики. Большинство же колхозов, заплатив за технику последние средства, осталось на голодном пайке, а отток в город специалистов, обслуживавших МТС, усугубил положение. В 1958-1961 гг., впервые с момента начала коллективизации, произошло сокращение парка сельскохозяйственных машин.

В расчете на эффект быстрой отдачи и разрешение продовольственной проблемы была направлена программа освоения целинных и залежных земель. За 1954-1956 гг. было освоено 36 млн. га таких земель, на них образовалось более 420 новых крупных зерносовхозов. В результате освоения целины валовые сборы зерна возросли с 82,5 млн. т в 1952 г. до 125 млн. т в 1956 г. Аналогичный прирост можно было бы получить за счет повышения урожайности на уже освоенных землях, однако стремление к достижению сиюминутных результатов толкало Н.С. Хрущева на традиционный для советской экономики экстенсивный путь развития.

При Н.С. Хрущеве был сделан значительный шаг в ослаблении опеки местных и центральных органов власти над колхозами и совхозами. Принятый в то время новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, содействовал дальнейшей демократизации управления колхозами.

Вместе с тем, не будучи подлинным знатоком сельского хозяйства, не имея специального образования, Н.С. Хрущев допускал крупные просчеты и ошибки в решении продовольственных проблем. До конца своей политической карьеры он был последовательным сторонником Т.Д. Лысенко с его псевдоучениями о чудо-культурах или агрозооприемах, способных одним махом изменить положение дел в сельском хозяйстве.

Широко известная и непопулярная в народе «кукурузная кампания», рассчитанная, главным образом, на решение проблемы кормового зерна, закончилась крахом. Пренебрегая научно обоснованным подходом к ведению сельского хозяйства, Н.С. Хрущев копировал опыт США, где были другие климатические условия и почва, и считал, что урожайность культуры напрямую зависит от уровня политической зрелости руководителей.

Примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам управления стала «мясная кампания в Рязани». В ответ на призыв Н.С. Хрущева за три года утроить производство мяса в стране первый секретарь Рязанского обкома КПСС А. Ларионов публично взял обязательство за один год утроить государственные заготовки мяса в области. Авантюризм рязанского партийного лидера привел к массовому забою скота, в том числе взятого под расписки у колхозников, закупке мяса в соседних областях на деньги из общественных фондов, припискам. Эти меры позволили А. Ларионову через год рапортовать о продаже государству 150 тыс. т мяса. Рязанская область была награждена орденом В.И. Ленина, а первому секретарю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Обязательства на 1960 г. брались еще более высокие - 180 тыс. т мяса. Однако подобная экономическая политика быстро обанкротилась. В 1960 г. заготовки мяса на рязанщине не превысили 30 тыс. т, а численность стада сократилась на 65%. Сам А. Ларионов покончил жизнь самоубийством. В целом по стране эта кампания также провалилась - в 1964 г. производство мяса оказалось ниже уровня 1958 г., что нанесло серьезный удар по престижу Н.С. Хрущева и его политике «Догнать и перегнать Америку!».

Н.С. Хрущев был ярым противником развития личного подсобного хозяйства крестьян, «дачного» и иного «капитализма». В конце 50 - начале 60-х гг. по его инициативе были уничтожены миллионы голов скота, главным образом коров, из личных хозяйств населения. Последствия этой чудовищной ошибки советского лидера ощущаются до сих пор.

В последние годы своего руководства Н.С. Хрущев развернул ничем не оправданное наступление на приусадебные хозяйства колхозников и дачные участки горожан, распорядившись урезать их землевладения. Пагубность этой политики выразилась в том, что в начале 60-х гг. во многих областях личное хозяйство колхозников и рабочих совхозов деградировало [109] до уровня 1953 г.

Немало ошибок было допущено и в ходе многочисленных реорганизаций управления сельским хозяйством. К ним следует отнести решение по переводу министерств сельского хозяйства СССР и РСФСР на базу совхозов «Михайловское» и «Яхрома», расположенных в 100-120 км от Москвы. Или попытку выселения сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева из Москвы с базированием ее факультетов в глубинке в разных местах. При этом он приговаривал: «Нечего им пахать по асфальту». К счастью, реализовать это самодурство Н.С. Хрущев не успел. Во многих областях он предлагал ликвидировать колхозы, преобразуя их в совхозы, которые считал более рентабельными. Непрерывно велось необоснованное, волюнтаристское укрупнение колхозов и совхозов, расселение деревень.

В результате непоследовательности и необдуманности осуществляемых мер вновь начался спад сельскохозяйственного производства. Так если в 1955 г. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства составляли 9,9% к предыдущему году, то в 1965 г. - только 2%. Произошло повышение цен на мясо, молочные продукты, что ударило по материальному положению населения. Все это происходило на фоне декларативного призыва в кратчайшие сроки догнать и перегнать США по производству молока, масла и мяса на душу населения.

Не принесла ожидаемых результатов и целинная эпопея. Несмотря на создание при ЦК института уполномоченных, которые курировали рост колхозов и совхозов, огромные финансовые вложения, хлебного бума не получилось. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства давал дорогой хлеб. Основные хлебопроизводящие районы - центр, центрально-черноземный - оставшись без средств, приходили в упадок. Абсолютизация организаторского фактора, пренебрежение экономической и научной сторонами дела не могли привести к прорыву в решении продовольственной проблемы. Еще на ХХ съезде КПСС А.Н. Косыгин предупреждал о необходимости улучшения планирования, но в отсутствие экономической стратегии это улучшение сводилось лишь к многократной корректировке планов.

Н.С. Хрущев сам критически оценивал сложившуюся ситуацию, нервничал, искал выход. Однако, не понимая глубинных причин нарастающих трудностей, которые скрывались в самой сельскохозяйственной системе производства, он придавал первостепенное значение перестановке кадров, изменению административно-организационных структур, подготовке новых реорганизаций.

Анализируя неэффективность советской экономики в целом, Н.С. Хрущев считал важной ее причиной засилье бюрократизма и жесткую централизацию в системе государственного управления. Он неоднократно предпринимал попытки повернуть практику хозяйственного руководства «лицом к народу», развязать местную инициативу, объявить борьбу с бюрократизмом на основе перестройки административных и организационных структур. К немногим таким результативным мероприятиям следует отнести совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 октября 1954 г. «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата». Принятое постановление упрощало структуру министерств и других звеньев управления, предусматривало сокращение их штатов. Было упразднено около 10 тыс. главков, отделов, трестов, управлений, контор и других организаций.

Примечательно, что это было не механическое сокращение аппарата, а мероприятие, предусматривающее делегирование функций, ответственности и прав сверху вниз, к союзным республикам и предприятиям. Вместе с тем резко сокращалась отчетность и иное бумаготворчество. В то же время были расширены права директоров предприятий в области планирования капитального строительства, реконструкции предприятий, реализации материальных ценностей. Предусматривалась возможность маневра в организации и оплате труда в пределах штатов и фонда заработной платы.

В мае 1955 г. были приняты решения по дальнейшему расширению функций и прав союзных республик в области планирования, капитального строительства, бюджета, в решении вопросов труда и зарплаты, в использовании амортизационных отчислений, в перераспределении излишков собственных оборотных средств, в образовании фондов предприятий и др.

Однако ряд реорганизаций, в виду их непродуманности и абсолютизации преимуществ планового ведения хозяйства был крайне неудачен. Примером может служить разделение Госплана СССР в июне 1955 г. на два органа - Государственную комиссию по перспективному планированию народного хозяйства (Госплан СССР) и Государственную комиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия СССР). На первый орган возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов и контроль за их исполнением. В функции второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства. Через несколько лет, в ноябре 1962 г. общесоюзные планирующие органы подверглись новой существенной реорганизации. Функции Госплана СССР были переданы вновь созданному центральному органу - Совету народного хозяйства СССР, а Госэкономсовет СССР был преобразован в Госплан СССР.

В процессе поиска новых организационных форм управления производством в мае 1957 г. по инициативе Н.С. Хрущева был принят закон, согласно которому все общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством вместо отраслевого стало территориальным, в рамках крупных административных районов. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), которому передавались функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек.

Система управления через совнархозы при всей слабости ее научной проработки и стремительности создания имела определенные положительные стороны. Она расширила возможности межотраслевой специализации и кооперации в пределах экономических районов, обеспечила достаточно сбалансированное материально-техническое снабжение внутри совнархозов, способствовала приближению оперативного управления к деятельности подведомственных предприятий и строек, оказала помощь в промышленном и социальном развитии многих регионов.

Децентрализация производства, перенос контроля за работой хозяйственных органов вниз в какой-то степени способствовали комплексному развитию некоторых отраслей местной промышленности, но в то же время затруднили функционирование ряда секторов тяжелой промышленности. Прирост национального дохода в 1958 г. составил 12,4% вместо 7% в 1957 г. Правда, он был достигнут в результате того, что предприятия, брошенные на произвол судьбы, чтобы выжить, стали объективно лучше работать.

Однако многие из этих преимуществ быстро себя исчерпали. К концу 50-х гг. наметился упадок производства, усилились местничество, чиновничий диктат, произвол бюрократии, то есть возродилась в новом обличии административно-командная система, но на региональном уровне. Кроме этого, действия Н.С. Хрущева вызвали волну недовольства со стороны десятков тысяч министерских чиновников, вынужденных ехать на работу из Москвы в провинцию.

Противоречивость новой организационной структуры стала осознаваться уже в начале 60-х гг. В целях выправления положения было решено создать государственные комитеты правительства по отраслям промышленности, передать им ведущие научные, проектные и конструкторские институты, заводские конструкторские бюро с опытными и экспериментальными базами. Само производство оставалось пока в подчинении местных совнархозов. Прежде всего, это был шаг к восстановлению прежней структуры управления. В сентябре 1965 г., сразу после отставки Н.С. Хрущева, новым руководством страны было принято решение о ликвидации территориальных советов народного хозяйства и переходе на отраслевой принцип управления промышленностью.

Тем не менее, несмотря на противоречивую хозяйственную политику, новации, кампании и многочисленные реорганизации в управлении производством в конце 50-х - начале 60-х гг. Советский Союз достиг значительных успехов в развитии экономики и повышении научно-технического потенциала страны. По сравнению с пятой пятилеткой возросли темпы капитального строительства. Если в 1951-1955 гг. в среднем в год вступало в строй 600 новых предприятий, то в 1956-1958 гг. - около 800. По­высилось качество, и снизилась себестоимость строительства. Расширилась металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. В 1956-1958 гг. темпы развития про­мышленности составили 10-15% против планового задания в 7,6%. Наиболее быстро развивалось машиностроение. Велись рабо­ты по созданию единой энергетической системы в европейской части СССР. Увеличилась протяженность железных дорог, составившая в 1958 г. 122,8 тыс. км, росла их пропускная способность, с 1957 г. было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепло­вую тягу. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Развитие советской экономики середины 50-х годов проходило под знаком возрастания роли технического прогресса. Именно к это­му времени относится начало научно-технической революции в СССР. Освоение космоса, химизация народного хозяйства, развитие электроники, многие другие важные научно-технические направ­ления в эти годы подкрепляются крупными государственными прог­раммами. Для руководства внедрением в народное хозяйство достижений науки, техники и технологии в 1955 г. вновь был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике (Гостехника СССР).

В годы семилетки (1959-1965 гг.) было построено около 5,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Удвоились основные фонды в промышленности. Общая мощность электростанций возросла более чем в два раза. Значительный рывок осуществила химическая промышленность, по­лучившая более 500 новых заводов и крупных производств. Рост объемов производства опережал плановый. Ускоренными темпами увеличивалось производство электроэнергии, продукция машинос­троения и металлообработки, химической промышленности, добыча нефти и газа. Качественно изменился топливный баланс страны - в 1965 г. доля нефти и газа в нем составила 52% вместо 32% в 1958 г.

Значительный сдвиг произошел в области технического прогресса. В июле 1956 г. в воздух поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. В 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал советский искусственный спутник Земли. Советский Союз стал пионером освоения космического про­странства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет человека в космос совершил советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. На­чалось освоение человеком околоземного пространства с помощью искусственных спутников.

Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-мате­матических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон.

В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный иссле­довательский центр - Объединенный институт ядерных исследо­ваний. Всемирную известность получили работы советских физиков - академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова. Началось производство отечествен­ной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л.А. Арцимовича, М.В. Кел­дыша, М.А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.

Развитие получили в середине 50-х - начале 60-х гг. средства массовой информации. Радиовещание охватило всю страну. В 1958 г. в стране действовало уже 53 телецентра, а число телевизо­ров достигло 3 млн., тогда как еще в 1953 г. телецентров в стране было лишь три, а число телевизоров едва превышало 200 тыс.

В то же время ряд отраслей народного хозяйства не справлялся с плановыми заданиями и рост их был незначительным. Прежде всего, это относилось к сельскому хозяйству и отраслям легкой про­мышленности. Одна из причин была в том, что еще в 1955 г. при смещении Г.М. Маленкова с поста Председателя Совета Министров, кон­цепция о необходимости ускоренного развития промышленности группы «Б» была подвергнута Н.С. Хрущевым резкой критике. Это привело к тому, что легкая промышленность испытывала постоян­ный недостаток финансовых средств из бюджета.

Другой причиной отставания легкой промышленности являлись хронические трудности в сельском хозяйстве СССР. Хотя кол­хозникам и была поднята зарплата, но стимулы для интенсивного труда в значительной степени уже были подорваны. А финансовые вливания в сельское хозяйство не приводили к изме­нению структуры землепользования, когда крестьянин не был хо­зяином своей земли и результатов труда. Кроме того, работа колхозов и совхозов по-прежнему находилась под мелочной опекой со стороны советских и партийных органов. Помимо постоянной финансовой помощи, решить проблему сельского хозяйства пред­полагалось в основном двумя путями: расширением посевных пло­щадей, прежде всего за счет освоения целины, и незначительного увеличения экономической самостоятельности хозяйств. Помимо этого, развитие сельского хо­зяйства сопровождалось чисто директивными кампаниями. В 1958 г. в сельском хозяйстве работало свыше 1 млн. тракторов, более 500 тыс. комбайнов, а половина колхозов страны пользовалась электричеством. В 1958 г. была произведена реор­ганизация МТС в ремонтно-технические станции с продажей техники колхозам. Теперь колхозы сами могли распоряжаться техникой, их состав пополнили свыше миллиона перешедших из МТС механизаторов. Но, с другой стороны, выплаты за технику, часто изношенную, привели к изъятию у колхозов значительных средств. У хозяйств не было хорошей ремонтной базы, эф­фективность использования техники часто снижалась.

В годы семилетки темпы роста производства сельского хозяйства в СССР стали снижаться. Основными причинами этого были: не­квалифицированное использование земли и техники, грубое административное вмешательство в ход сельскохозяйственных работ, уменьшение капиталовложений. Необоснованно ограничива­лось подсобное хозяйство колхозников и рабочих совхозов. Приня­тые в 1961-1963 гг. меры не смогли выправить положения, и по итогам семилетки рост объема продукции сельского хозяйства со­ставил 14% вместо 70% по плану.

 

Социальная политика

 

Последствия авантюрных инициатив и новаций Н.С. Хрущева начали сказываться только к началу 60-х годов. Какое-то время они компенсировались в глазах общественности социальной политикой, где была велика доля популизма. Во второй половине 50-х гг. Н.С. Хрущев, стремясь ослабить социальную напряженность в обществе, поднять трудовой энтузиазм масс, а также свой авторитет либерального и заботливого руководителя, провел ряд конкретных мероприятий по улучшению условий жизни населения. Принимались конкретные меры, направленные на гуманизацию [110] социальной политики, ее поворот к нуждам и потребностям людей. Произошло упорядочение системы оплаты труда, снижение налогов, рост производства товаров народного потребления и улучшение бытового обслуживания населения, паспортизация на селе. Таких масштабов, как в 50-х гг., социальная политика нашей страны, пожалуй, ранее не знала.

Важным признаком демократизации социальной политики стала отмена закона 1940 г., прикреплявшего трудящихся к их предприятиям. Теперь каждый специалист получал право самостоятельно выбирать себе место работы, не боясь, что его направят для приложения своих знаний и способностей туда, куда он не желает.

В конце 50-х гг. заметно повысился уровень жизни советского народа, причем в городах он был по-прежнему выше, чем в сельской местности. В 1956 г. продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была уменьшена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для под­ростков в возрасте 16-18 лет. В 1956-1960 гг. закончился перевод всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах - на 6-часовой рабочий день. С 1957 г. была повышена зара­ботная плата низкооплачиваемым рабочим и служащим. В 1956 г. в 2 раза и более были повышены размеры пенсий подавляющему большинству пенсионеров и снижен пенсионный возраст до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин. Правда, колхозники добились права на пенсию только в 1964 г., да и то их пенсионный возраст был на 5 лет выше. Повышалась как зарплата, так и общественные фонды потребления. За годы семилетки средне­месячная заработная плата рабочих и служащих выросла - с 78 до 96 руб. Был увеличен отпуск по беременности с 70 до 112 дней. Возросло пот­ребление промышленных и продовольственных товаров.

Принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищно­го строительства СССР» положило начало широкому строительству жилья. Впервые за всю историю советской власти рядовые труженики стали получать отдельные квартиры. Если в течение пятой пятилетки было построено в го­родах и поселках жилых домов общей площадью в 105 млн. кв. м, то в последующие три года (1956-1958 гг.) - около 153 млн. кв.м. Всего же за годы семилетки жилищный фонд страны вырос на 40%. Хотя это были так называемые «хрущобы», острота жилищного кризиса в стране была заметно снижена. Правда, массовая миграция сельских жителей в города в конце 50-х - 60-х гг. способствовала сохранению жилищной проблемы в качестве первоочередной.

В конце 50-х гг. Н.С. Хрущев стал инициатором и вдохновителем перестройки народного образования. Эта реформа являлась попыткой укрепления связи школы с жизнью, с практической деятельностью человека будущего. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет, а с 9 класса учащиеся два дня в неделю должны были осваивать производственные специальности. Правда, материальной базы и преподавательских кадров для этого не существовало. Да и сами профессии, как правило, были связаны не с перспективными отраслями науки и техники, а с рутинным, технически отсталым производством. С целью приближения к производству студенты и школьники должны были работать часть учебного времени на заводах и стройках.

Среднее образование было разделено на два этапа. Первым становилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование (неполная средняя школа) вместо ранее действовавшей семилетней. На втором этапе молодежь для получения полного среднего образования могла продолжать учебу в трех типах средних школ: вечерней (сменной), общеобразовательной трудовой политехнической с производственным обучением и в профессионально-техническом училище или техникуме.

Учебные заведения трудовых резервов были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного до трех лет на базе восьмилетней общеобразовательной школы. Перспективными типами школ считались вновь создаваемые школы-интернаты, школы продленного дня, специальные школы для особо одаренных детей в области некоторых точных наук и искусств. Преимущественное развитие получали вечерние и заочные формы среднего и высшего образования.

Перестройка системы народного образования, безусловно, была своевременной. Однако проводилась она волюнтаристскими методами и задумывалась таким образом, чтобы в обществе, вступающем в коммунизм, ликвидировать противоположность между умственным и физическим, городским и сельским трудом. На практике реформа вылилась в карикатурные и абсурдные кампании за «слияние школы и жизни», «жизни и науки». Люди умственного труда, ученые, инженеры фактически насильно привлекались к тяжелому физическому труду. Их использовали на овощных базах, уборке урожая и т.п. Кроме вреда и недовольства со стороны людей интеллектуальной сферы деятельности эта реформа ничего не давала.

Десятилетнее правление Н.С. Хрущева характеризовалось ростом социальной активности населения. Прежде всего, это коснулось самого массового движения - профсоюзного. Если в сталинское время ВЦСПС был чисто бю­рократическим учреждением, то в 50-е гг. он подвергся радикаль­ной трансформации. В 1957 г. произошла реорганизация профсоюзного движения. Вместо 47 существовавших отраслевых профсоюзов было образовано 23 профсоюза, что позволило уп­разднить одну треть республиканских, краевых, областных комите­тов, значительно сократить их аппарат. Одновременно расширялись права первичных профсоюзных организаций; в большинстве из них работа стала проводиться силами актива, численность которого значительно выросла и в 1958 г. составила 16,4 млн. чел. Общественная активность, всплеск которой начался с исторических решений ХХ съезда партии и разоблачения культа личности, была особенно характерна для молодежи. В этот период наблюдался массовый рост рядов ком­сомола, составивший за четыре года между XII (1954 г.) съездом ВЛКСМ и XIII (1956 г.) свыше 10 млн. чел., а общая численность этой организации достигла 18 млн.

Демократизация общественной жизни вызвала увеличение тру­довой активности. Реанимация коммунистической идеи порождала новые трудовые почины. Так в 1958 г. по инициативе угольщиков и металлургов развернулось мас­совое движение за улучшение всех показателей работы предприятий под лозунгом «Больше, дешевле, лучше!». Известность приобрели имена инициаторов починов - донецких шахтеров Н.Я. Мамая, А.А. Кольчика, сталевара «Азовстали» Н.В. Переверзева и др. Инициативой снизу была рождена новая форма соревнования - движение за коммунистический труд. Начало ему было положено молодежным коллективом депо Москва-Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги. Новаторы, наряду с чисто производ­ственными вопросами, ставили широкий круг социальных задач, в том числе повышения уровня образования и квалификации. Как и многие другие почины, эта форма соревнования в дальней­шем была забюрократизирована и выхолощена.

Социальная политика Н.С. Хрущева объективно была направлена на улучшение материального положения трудящихся, всех советских людей. Однако, опасаясь последствий возможного имущественного расслоения общества, Н.С. Хрущев и его окружение организовали крупномасштабное наступление на «пережитки» капитализма и борьбу с частной собственностью. Управлять одинаково бедными людьми было проще и эффективнее. Чтобы не допустить обуржуазивания населения, Н.С. Хрущев стремился проводить такую социальную политику, в которой роль денег сводилась бы к минимуму. Для этого он пытался ограничить сферы применения денежных средств. В целях пресечения попыток купли-продажи жилья была проведена крупномасштабная кампания по его муниципализации. Ограничивалась продажа автомобилей частникам, уменьшился ассортимент дорогих вещей в государственной торговле. Размер дачного участка и домика были строго регламентированы. Людям предлагалось пользоваться общественным транспортом, столовыми, одними и теми же вещами обихода. Все это по замыслу Н.С. Хрущева должно было вести к развитию духа коллективизма. Сложнейшие проблемы общества, над решением которых человечество трудилось веками, как и прежде, решались простыми методами.

Программа построения коммунизма, обнадеживающие лозунги торжественные обещания, реальная социальная политика правительства, направленная на повышение благосостояния народа, сыграли положительную роль, мобилизовав людей на интенсивный труд. Экономистов и разработчиков программы вдохновили исключительно благоприятные темпы роста промышленной продукции, которые наблюдались в стране в 1959-1961 гг. - 10% в год. Именно из этих темпов исходили Н.С. Хрущев и его окружение, обещая построить коммунизм за 20 лет. Однако к началу 1962 г. стали сказываться результаты реформ, новаций и «кампаний» в экономике, проявляться первые кризисные явления, отразившиеся на жизненном уровне населения.

Примером того служат события 1962 г. в Новочеркасске, имевшие большой резонанс в стране. Ухудшение продовольственного снабжения населения в этот период явилось результатом того, что закупочные цены стали быстро обгонять розничные. Поскольку государственных дотаций для сохранения стабильных розничных цен не стало хватать, правительство пошло на их повышение. В Новочеркасске известие о повышении цен совпало с проводимым снижением расценок рабочим одного из крупных местных предприятий. Это привело к стихийной остановке завода и забастовке. Для расследования обстоятельств туда была направлена комиссия ЦК КПСС во главе с А.И. Микояном и Ф.Р. Козловым. Напряжение в городе нарастало. Были вызваны войска и танковые части, которые блокировали путь от завода, расположенного за городом, до центра. Рабочие, узнав о прибытии партийных руководителей, устроили мирную демонстрацию, чтобы рассказать о своих нуждах. Но когда колонны демонстрантов достигли площади перед зданием горкома, где А.И. Микоян и Ф.Р. Козлов устроили свой штаб, против рабочих было применено оружие. Солдаты открыли огонь, имелись убитые и раненые. Эхо новочеркасских событий прокатилось по стране, хотя печать и прочие средства массовой информации хранили об этом полнейшее молчание. В обществе зрело молчаливое недовольство, но открытых выступлений больше не было.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: