double arrow

Иезуитская система воспитания в период контрреформации.


Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. С этой целью она создала боевую организацию – Общество ИисусаилиОрден Иезуитов(1534 г.). Основателем ордена стал бывший испанский офицер, религиозный фанатикИгнатий Лойола (1491 – 1556). В качестве основных средств борьбы с Реформацией иезуиты определили инквизицию и воспитание.Главными способами борьбы с ересью, как записано в «законах» Ордена Иезуитов были «проповедь, с целью воздействия на массы, исповедь, подчиняющая церкви отдельных лиц и воспитание, подчиняющее римскому престолу молодежь». Являясь орденом воинствующего католицизма, иезуиты в XVI – XVII вв. развили большую педагогическую деятельность с целью подчинить подрастающее поколение влиянию католической церкви. Вся система образовательных учреждений создавалась иезуитами для привилегированных слоев общества. Иезуиты откровенно признавали образование для трудящихся масс «вредным», что подтверждает цитата из Устава ордена (1559 г.) «Никто из лиц, употребляемых для домашних услуг в ордене, не должен уметь читать и писать, а кто умеет, того не следует учить дальше».

Основа иезуитского воспитания – подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики. Достигалось это, прежде всего жесткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением детей в классах, системой доносительства и слежкой, суровой дисциплиной и нездоровым соперничеством. Однако наряду с реакционными педагогическими установками иезуиты сочетали достаточно эффективные приемы и методы обучения.

В иезуитские коллегии (закрытые интернаты) детей и их родителей привлекали – хорошая оснащенность учебных заведений различными пособиями и оборудованием, забота о здоровье учащихся, усиленное питание, просторные и светлые помещения, умелое распределение учебной нагрузки и отдыха, частые каникулы и праздники, бесплатность обучения. Значительное число учебных заведений Ордена Иезуитов были закрытыми интернатами. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и полностью находились под влиянием ордена. В программу иезуитской коллегии входило преподавание «семи свободных искусств». Позже иезуиты были вынуждены в курсе грамматики и риторики давать попутно ряд сведений по литературе, истории и географии. В дальнейшем элементы этих общеобразовательных знаний стали преподаваться в особом курсе – «эрудиция». Однако основное внимание уделялось древним языкам и изучению катехизиса. Важное место в процессе обучения отводилось светскому воспитанию (правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника). Достаточно серьезную роль играло физическое развитие. Иногда в коллегиях обучали верховой езде, фехтованию, плаванию.

К положительным чертам иезуитской системы образования следует отнести:

· прочное усвоение учащимися полученных знаний;

· применение в учебном процессе принципа наглядности;

· внедрение элементов классно-урочной системы при жесткой регламентации деятельности учащихся и учеников;

· регулярное повторение и закрепление пройденного материала;

· использование расписания и планирования, как в деятельности учителя, так и учеников;

· разработку подробных методических указаний по изложению учебного материала;

· основательный подход к отбору и подготовке преподавательского состава.

Но, несмотря на все позитивные стороны данной педагогической системы, она уничтожала чувство товарищества, устанавливала непрерывный надзор за всеми учащимися и развивала среди них непрерывный шпионаж, наушничество, лесть, подобострастие по отношению к старшим товарищам и учителям. Каждый ученик должен был доносить о своих проступках педагогу, а провинившийся освобождался от наказания, если мог указать на аналогичный поступок своего товарища. Телесные наказания отсутствовали, но была создана система воспитания, бьющая по самолюбию (колпак с ослиными ушами, позорная скамья и др.). Но, несмотря на все педагогические издержки, данные учебные заведения были достаточно престижными и популярными среди населения, особенно состоятельного. Во многих странах Западной и Восточной Европы в XVI – XVII вв. иезуиты серьезно закрепили свое религиозное и политическое влияние через созданную ими систему школ и оказывали значительную конкуренцию другим учебным заведениям того времени.


Сейчас читают про: