Развитие церковной культуры в период раннего средневековья

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют 3 периода: V - X вв. – раннее средневековье; XI – XIII вв. – развитое или «высокое» средневековье; и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения.

Возникновение и становление средневекового образования связывают обычно с развитием церковное культуры. Связано это было с тем, что знания требовались, во-первых, для проповедования церковной догматики, а, во-вторых, для борьбы с еретиками.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным). Он один из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании.

В начале VII века на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в этих школах черпалось главным образом из сочинений Августина. Его образовательная программа предусматривала изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих не только светскому образованию, но и углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества («пострига»), так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы. Из философов, заслуживающих изучения в школе, Августин рекомендовал произведения последователей Платона, ибо они наиболее полно отражали христианство.

Основное внимание в монастырских, а позднее и в кафедральных школах (открывались при кафедральных соборах), уделялось воспитанию нравственности. Основные приемы воспитания нравственности – наставления, посты, отказ от пристрастия к богатству, чтении сочинений на религиозные темы. Особенно это относилось к ученикам «внутренних» школ.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения:

Элементарный уровень включал: чтение, письмо, счет, пение, срок обучения 5 лет

Средний уровень включал тривиум: латинская грамматика, риторика, диалектика.

Повышенный уровень включал изучение свободных искусств и к тривиуму добавлялся квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия (грамматические руководства, латинские разговорники, словари, хрестоматии).

Средоточием образования и воспитания на всей территории Западной Европы считались монастырские школы. И поэтому идеал воспитания предлагали именно они. Аскетический идеал требовал от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с миром, особенно с его соблазнами.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось открывать школы при каждой церкви. Период правления Карла Великого вошел в историю под названием «Каролингское возрождение», поскольку задолго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению классической древности и сохранении её культуры. В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения «золотого» и «серебряного» века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Цицерона и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка «для школы».

Следует отметить, что на протяжении всего средневековья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка.

Со временем последние представители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Период с XI по XIII вв. отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Это вызывало яростное сопротивление церкви, не желавшей сдавать своих позиций. Оно добивается господства религиозной философии в обществе – схоластики. В результате вырабатывается иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие.

Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала Фоме Аквинскому. В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретирует церковную традиции, пытаясь подчинить светское знание вере. В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в школах повышенного типа – коллегиях и университетах. Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподавания. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для заведения образования – высшей. Курс обучения в школах был рассчитан на 6–8 лет. Первые 2 года посвящались философии, два следующих – изучению богословия, церковной истории и права, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т.е. получить один из высших духовных санов.

В связи с огромным ростом школ схоластической направленности появляется определенная прослойка общества, занимающаяся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединяются в корпорации, называемые университетами. Появление университетов было признаком возрастающей специализации и дифференциации внутри средневекового образования. Обычно университеты состояли из 4-х факультетов – младшего (артистического), где изучались искусства и 3-х старших – юридического, медицинского, богословского.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, из которого выделилась буржуазия. Для удовлетворения торгово–ремесленного городского населения появляется ряд городских школ – магистратских, цеховых, гильдейских. Это были независимые от церкви учебные заведения, где изучался счет, латинский язык, родной язык. Первые такие школы появились в Италии.

Помимо городских школ средневековье выработало и такую форму образования как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников. В ремесленной и купеческой среде такой вид образования осуществлялся следующим образом. Мастер брал к себе в обучение 1-2 учеников за определенную плату. Об умении мастера осуществлять обучение судили представители ремесленного и гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождению полного курса (от 2 до 6 лет) работать подмастерьем до тех пор, пока он не найдет себе средств для открытия собственного дела.

Для детей феодалов существовала регулярная система воспитания. Мальчик 10-12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни семьи и выполняя роль пажа, прислуживая своим благодетелям, ребенок одновременно учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Для этого приглашались в дом учителя. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь истинный» и учил грамоте. В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания предполагал высокую культуру, нравственность, наличие специальных военных умений и навыков.

Девочки знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Их учили грамоте, языкам, рукоделию, пению, музыке, чтению религиозных книг.

Таким образом, несмотря на религиозную направленность средневековое образование обогатило античное знание, расширило представление о гармонии души и тела человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: