Реформация и ее политика в области образования и воспитания

В XVI в. гуманистическая трактовка природы человека столкнулась с религиозной антропологией реформационных учений. В этот период в Западной и Центральной Европе развернулось широкое социально-религиозное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Главная цель Реформации была в замене авторитета церкви, авторитетом Библии. Сторонники этого течения считали, что любой христианин обладал правом самостоятельного толкования Писания, поэтому священник и церковь являлись лишними связующими звеньями между Богом и простым верующим. Ведущим принципом Реформации стал принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Идеологи Реформации стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность.

Широкое распространение в Европе идеи Реформации получили в связи с тем, что в западноевропейском обществе роль католической церкви в лице папской власти значительно пошатнулась и утратила свое политическое и духовное значение. Реформация приблизила христианство к человеку, в значительной степени прагматизировало его, признав выполнение долга мирской жизни и профессиональной деятельности высшей нравственной задачей человека.

Движение Реформации связано, прежде всего, с именами Мартина Лютера (1483 – 1546), Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), Иоганна Штурма (1507 – 1587), Жана Кальвина (1509 – 1564) и др. 31 октября 1517 года Мартин Лютер, католический священник, прибил к дверям собора в Виттенберге 95 тезисов, которые обличали злоупотребления католической церкви. Это событие явилось манифестом непримиримых социальных противоречий. В течение двух недель тезисы обошли всю Германию, а за месяц облетели Западную Европу. Они подняли волну национально-освободительного движения, которое вылилось впоследствии в Крестьянскую войну 1524 – 1526 гг.

Деятели Реформации быстро осознали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей. Они доказывали необходимость распространения образования, проникнутого духом реформированного христианства, значительно приближенного к жизни, чем традиционная школа, и ориентированного на охват более широких масс населения, чем это было ранее. Идеологи Реформации выдвинули прогрессивный лозунг о всеобщем образовании детей всех сословий на родном языке. В 1524 г. Мартин Лютер обратился к городскому самоуправлению с призывом открыть доступные начальные школы для всего населения. Он настойчиво убеждал родителей отправлять детей в школу, начиная с 6 – 7 лет. Организовал пребывание детей в школе не менее двух часов ежедневно. Указывал на необходимость специальной подготовки учителей. Для того чтобы сделать Библию доступной каждому, Мартин Лютер посвятил 15 лет своей жизни ее переводу на немецкий язык. Мартин Лютер выдвинул программу широкого гуманитарного образования, в центре которого стояла задача воспитания мальчиков и девочек в духе христианских добродетелей, трактуемых с реформаторских позиций. Стремясь сделать источник Божественной истины (Священное писание) доступным каждому верующему, он утвердил обучение чтению и катехизису основой складывающейся протестантской народной школы.

Большое значение Лютер придавал изучению древних языков (греческого и латинского), чтению классических текстов. В преподавании немецкой истории он видел важнейшее средство развития национального самосознания. Школа, по мнению Лютера, должна была готовить людей и для духовной, и для светской деятельности, помогать человеку, становиться человеком посредством его систематического обучения и воспитания, ибо таковым он от рождения не является. Мартин Лютер активно выступал за открытие новых школ повышенного типа для будущих проповедников, юристов, медиков, перестраивая их работу в духе своего течения.

В отличие от гуманистов Возрождения, выдвинувших много продуктивных педагогических идей и создавших отдельные очаги просвещения нового типа, Мартин Лютер связал необходимость широкомасштабной реформы образования с радикальными изменениями в обществе и церкви. Это способствовало претворению многих его идей по обновлению массовой школы в практику. Просвещение, по его мнению, должно было помочь в решении центральной проблемы реформаторского движения – поставить внутреннюю религиозность человека на место внешней религиозности, а веру в авторитет заменить авторитетом веры. Последователи Мартина Лютера Филипп Меланхтон и Иоганн Штурм в 20 – 30-е гг. XVI в. создали новый тип школы, ставшей в дальнейшем основой для классической гимназии.

Являясь одним из крупнейших немецких гуманистов, Филипп Меланхтон был энциклопедически образованным человеком. В 21 год он был лектором, а затем профессор Виттенбергского университета, где читал лекции по философии, этике, физике, истории. Был составителем ряда учебников для протестантских университетов. Будучи убежденным, что «государство меняется, если меняется обучение», Меланхтон разработал в 1528 г. учебный план, получивший название Саксонского устава. В этом школьном плане Меланхтон предлагал, во избежание переутомления детей, разделить их на классы, занятия вести в школе два часа до обеда и два часа после. В первом классе рекомендовалось обучать детей чтению, религии (главные молитвы), пению, одновременно дети учились писать по латыни и ежедневно должны были показывать учителю свои письменные работы. Во втором классе дети изучали грамматику, пение и закон Божий. Кроме этого занимались чтением басен Эзопа, произведений римских поэтов и музыкой. В третьей классе учащиеся продолжали изучать римских писателей (Вергилий, Цицерон), сочиняли стихи, обучались риторике, диалектике и закону Божию. Работавшие по этому плану школы получили название гимназий. Именно этот тип школ существенно усовершенствовал Иоганн Штурм, создавший в 1538 г. гимназию в городе Страсбурге. Гимназии Штурма давали крайне одностороннее образование, принося в жертву древним языкам все остальные предметы средней школы, не давая при этом практически никаких реальных знаний.

Таким образом, Реформация и протестантизм, в частности, вначале выступили с отрицанием католического догматизма, консерватизма, религиозной нетерпимости и привилегий католического духовенства. Однако протестантские университеты скоро выродились в такие же теологические учебные заведения, какими были и раньше. Вместо католического засилья в них стало господствовать – протестантское. Преподавание снова ушло в узкий круг чисто церковных, теологических интересов. А в средних школах и университетах расцвело направление известное под названием неосхоластика.

В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. Педагогические идеалы Реформации реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики Контрреформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: