Деятельность и педагогические взгляды Я.А. Коменского

Родился в Южной Моравии в местечке Нивница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. Рано лишившись родителей, учился урывками сначала в братской, потом, уже в возрасте 16 лет, в традиционной латинской школе. То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Недаром позднее Коменский называл школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования. Проучившись, некоторое время в немецких университетах в Герборне, в Гейдельберге, Коменский возвратился на родину, где и начинается его педагогическая деятельность. В результате Тридцатилетней войны Чехия потеряла свою независимость, а чешские протестанты были изгнаны за пределы родины. Коменский нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих трудов.: «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия», «Дидактика», «Всеобщий совет об поправлении дел человеческих» и др.

Все учебные книги Коменского пронизаны идеей пансофии, всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире. Внешне эта идея сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Коменского была гораздо глубже. Пансофия, в понимании Коменского, – это отражение в сознании человека всего реально существующего мира со всеми его сложностями и противоречиями.

Главный педагогический труд Коменского«Великая дидактика». Однако следует иметь в виду, что сам автор этого труда трактовал термин «дидактика» значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержании этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельности учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. В целом дидактика Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом рассмотрения в рамках современной педагогики.

Так, цель воспитания Коменский видит в следующем: каждый человек должен быть готов к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. Он должен все исследовать и давать всему имена, все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и понять, что находится в мире. Таким лишь образом человек будет в состоянии удержать за собой имя разумного существа. Быть владыкой всех созданий – это значит, приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употреблять их с пользой для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью, соблюдать дарованное достоинство. Наконец, быть образцом Божьим – значит, в точности представлять совершенство своего прообраза. Отсюда следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был:

1) знающим все вещи;

2) владыкою всех вещей и самого себя;

3) чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей.

Если все эти требования суммировать, то получится: человеку необходимо в процессе воспитания дать:

I) Научное образование;

II) Добродетель и нравственность;

III) Религиозность или благочестие.

Таким образом, воспитание с точки зрения Коменского – универсально. Оно имеет и философское, и практическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: