Наука и техника Нового времени (эпохи Возрождения и Просвещения)

Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. «Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─ возврат к ценностям античного мира.

Блестящие опыты по магнетизму проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и описал их в своей книге «Магнетизм».

Одним из основателей науки «об электричестве и магнетизме» был ученый и врач по профессии Вильям Гильберт (1544-1603). Он провел много экспериментов по электричеству, но создать теорию электромагнитного поля ему не удалось.

В это время были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствован часовой механизм. Иоганн Гуттенберг создал печатный станок, что по значимости сравнимо с изобретением в древности колеса или письменности.

Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами. Эти идеи воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В Париже был возведен знаменитый собор Парижской Богоматери, начато строительство Лувра и новой ратуши.

В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым тлеющим фити­лём), изобретение пистолета. При этом (как уже отмечалось выше), повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшие в горнорудном деле.

Таким образом, в XIV—XVI столетиях в науке и технике большинства стран Европы произошли важные изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Прежде всего, стал возрождаться интерес европейцев к полузабытому наследию разрушенной античной культуры. В этот период истории жили знаменитые учёные и инженеры - Леонардо да Винчи, Николай Коперник и Галилео Галилей. Быстро развивались такие науки, как математика, астрономия, механика. Продолжалось становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества.

Наука в Эпоху Просвещения, развивалась в рамках рационализма и эмпиризма. Заняла ведущие позиции в формировании картины мира, стала рассматриваться как несущая свет разума высшая культурная ценность, антитеза порокам социальной действительности и способ её преобразования.

Учёным Просвещения эпохи свойственна энциклопедическая широта интересов, разработка фундаментальных научных проблем наряду с практическими. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) считали исходным пунктом построения научного знания идеи разума, эмпири (ци) сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм) - опыт.Органицисты (Лейбниц, Спиноза) рассматривали природу в целом и её элементы как живые организмы, в которых целое определяет свойства её частей.

Бэкон не считал дедуктивный метод, господствовавший ранее, удовлетворительным инструментом познания мира. На его взгляд, нужен был новый инструмент мышления ("новый органон") для построения системы знания, познания мира и развития науки на более надёжной основе. Такой инструмент он видел в индукции - собирании фактов и подтверждении их экспериментом.

Декарт предложил свой метод решения проблем, разрешимых с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов, - скептицизм. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями; мир, воспринимаемый им с помощью чувств, может оказаться сном. Недостоверны и рассуждения: никто не свободен от ошибок; рассуждение есть выведение заключений из посылок; пока нет достоверных посылок, нельзя рассчитывать на достоверность заключений. Декарт полагал, что достоверное знание содержится в разуме. Рационализм и эмпиризм спорили и по вопросу о методах получения истинного знания. Центральное место в системе знаний отводилось точным и естественным наукам (математика, физика, астрономия, химия, биология и др.).И. Ньютон и Лейбниц, выявлявшие соотношение эмпиризма и рационализма через призму математики и физики, разными способами пришли к разработке дифференциальных и интегральных уравнений. Главной заслугой Ньютона, основывавшего свои работы на открытиях И. Кеплера (основы движения планет, изобретение телескопа), явилось создание механики небесных и земных тел и открытие закона всемирного тяготения. Алексеев П.В., Уч. п., Хрестоматия по философии - М.: ТкВелби, Изд. Проспект, 2004. - 576 с. Лейбниц развивал учение об относительности пространства, времени и движения.

Идеи Ньютона и Лейбница определили путь развития естествознания в 18 в. Система разработанных ими понятий оказалась превосходным инструментом исследовательского поиска. Стремительно развивалась математическая физика, высшей точкой её развития стала "Аналитическая механика" Ж.Л. Лагранжа (1787). В эпоху Просвещения естествознание было неразрывно связано с философией. Этот союз известен как натурфилософия. В явлениях общественной жизни (религии, праве, морали) учёные искали естественные начала. Локк утверждал, что этика может быть такой же точной наукой, как математика. Считалось, что физика (как наука, просвещающая разум и освобождающая от суеверий, заблуждений и страха, происходящих от ложного понятия о вещах) развивает не только ум, но и нравственность. В познании природы учёные видели путь к благоденствию человечества.

Успехи механики предопределили формирование механистической картины мира (Л. Эйлер, П. Лаплас и др.). Философские учения о природе человека, об обществе и государстве составляли разделы учения о едином мировом механизме (Декарт, идеи Ж. Бюффона о единстве плана строения органического мира, концепция человека-машины Ж. Ламетри и др.). Природа состоит из машин-механизмов разной сложности (образец таких машин - механические часы), а эти машины - из деталей-элементов; их сочетание определяет свойства целого

С переходом к политике протекционизма и меркантилизма научные исследования стали более систематизированными и последовательными, развивалась прикладная наука и техника (выплавка чугуна на коксе, окуривание хлором как способ дезинфекции, труды А. Пармантье по картофелеводству и К. Буржела по ветеринарии и др.). В эпоху Просвещения сложилась сеть академий наук (Париж, 1666 г., и др.) и отраслевых научных учреждений (академии хирургии, горного дела и др.), научных обществ, кабинетов естественной истории, лабораторий, аптекарских и ботанических садов; была налажена система обмена научной информацией (переписка, научные журналы). Лучшие научные силы консолидировались вокруг издания "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (см. ст. Энциклопедисты). Образованность вошла в моду. Изысканная публика обратилась к научной литературе, получили распространение публичные лекции.

Характерное для того времени стремление не только познавать мир рационально или мистически, но и пытаться создать свой собственный рационально устроенный мир, выступая в роли Творца, нашло отражение в феномене усадьбы. Оборотной стороной проблемы "культура и природа", отразившейся в садово-парковом искусстве 18 в., выступала проблема "техника и природа".

Научные открытия и развитие промышленности порождали наряду с социально-историческим оптимизмом технизацию взгляда на окружающий мир, устройство природы и человека, одним из выражений которого стала любовь к механическим устройствам, куклам-автоматам.

Считалось, что, создавая с помощью правильного метода совершенные для того времени творения, человек уподоблялся Богу, сотворившему его самого по своему образу и подобию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: