Тема 9. Римская комедия: творчество Плавта и Теренция

Цель работы–пониманиенациональных фольклорных истоков римской комедии и ее художественного своеобразия. При написании работы важно отметить и показать на примерах функциональную значимость контаминации римского национального колорита и мотивов греческой комедии в одном тексте. Следует выбрать и прочитать 1-2 комедии Плавта и 1-2 комедии Теренция, затем проанализировать их, ответив на следующие вопросы:

1. Как относится Плавт к греческим сюжетам? Как трансформирует их в духе карнавальной игры? Приведите примеры.

2. Опишите Греко-римский колорит комедий Плавта? Какую роль он играет в произведениях? Покажите на примерах из текста.

3. В чем особенности композиции комедий Плавта? Опишите основных персонажей его произведений. Как Плавт относится к рабам? Почему? Приведите примеры из текстов.

4. Проблематика, композиция и персонажи комедий Теренция. Чем его произведения отличаются от комедий Плавта

5. Как Теренций трактует греческие сюжеты? Почему Юлий Цезарь назвал его «Полуменандром»? Свой ответ обоснуйте.

 

Тема 10. Марк Туллий Цицерон – великий оратор и теоретик красноречия.

Необходимо внимательнорассмотреть и проанализировать жизненный и творческий путь Цицерона. Ознакомление с текстами речей Цицерона обязательно. Особое внимание нужно обратить на диалог «Об ораторе», трактаты «Брут», «Оратор». Для удобства анализа следует ориентироваться на предлагаемый план:

1. Основные события биографии Цицерона. Характеристика его личных качеств.

2. Политические речи Цицерона и ораторские приемы, которые в них применяются (привести примеры из речей).

3. В чем ценность частной переписки Цицерона?

4. Труды Цицерона по истории и теории красноречия. Концепция личности оратора.

 

Тема 11. Римская сатира: Гораций и Ювенал.

Перед написанием работы необходимопрочитать на выбор 3-4 сатир Горация и 2-3 сатиры Ювенала, затем последовательно рассмотреть и проанализировать особенности художественного метода каждого из двух писателей и сопоставить их творческую манеру, выделив сходства и различия. Для проведения анализа предлагается следующий план:

1. Как в сатирах проявляется «философия золотой середины», исповедуемая Горацием? Приведите примеры из текста.

2. Каковы приемы создания комического, которые использует Гораций? Покажите на примерах.

3. Каким способом Гораций пытается преодолеть страх перед иррациональными силами бытия? Какую функциональную значимость имеет юмор в сатирах Горация?

4. Что можно сказать об изменении средств художественной выразительности и тематики сатир Ювенала (по сравнению с Горацием)? Есть ли у этой тематики «традиционные корни»? Свой ответ подкрепите примерами.

5. Чем объясняется гневный тон Ювенала? Почему ему столь близки эсхатологические настроения?

6. Есть ли положительные ориентиры у «негодующего сатирика»? Может ли не погибнуть (уцелеть) Рим Ювенала?

 

Тема 12. Греческая мифология в ее историческом развитии: древность и современность.

Рассмотреть мифологию древних греков в эволюционном развитии, порассуждать об истоках ее становления. Выделить конкретные сюжеты и образы, персонажи, имена, которые особенно актуальны и сегодня. Как это отражено в русской и /или зарубежной литературе? Привести примеры вплетения древнегреческой мифологии в нашу повседневную действительность. Сформулируйте собственное мнение о мифологических сюжетах и мифологическом сознании древних греков. Какие сюжеты Вам наиболее импонируют и почему? Какие, наоборот, отталкивают и возмущают? Свои рассуждения подкрепите примерами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: