Тема 4. Образы героев Аристофана. Приемы создания комического

Для выполнения работы необходимо рассмотреть по 2-3 пьесы Аристофана и охарактеризовать центральных персонажей каждой из анализируемых комедий. Имеют ли эти герои реальные прототипы? К каким средствам прибегает Аристофан, чтобы сделать их смешными? Как соотносятся сюжеты и герои комедий второго периода творчества Аристофана с исторической действительностью? В чем заключается своеобразие комедий-утопий? Что можно сказать об их персонажах? Какие черты доминируют в их обрисовке?

По окончании анализа комедий необходимо сделать вывод об эволюции творчества Аристофана и о приемах создания комического в разных произведениях Аристофана: что делает комедиограф для того, чтобы стало смешно?

 

Тема 5. Основные понятия трактата Аристотеля «Поэтика»

Цель работы – уяснить основныепроблемы «Поэтики» Аристотеля, различающего искусство по предмету, способу и средствам «мимесиса» (подражания). Прочитав книгу Аристотеля, следует, во-первых, обратиться к статье Ю.Н. Давыдова (Давыдов Ю.Н. Диалектика произведения искусства // Вопросы литературы. 1972. № 5) и показать, чем отличается трактовка искусства у Аристотеля и Платона. Во-вторых, следует описать механизм трагического «катарсиса» по Аристотелю. Какую роль играют в этом эффекте личные качества героя трагедии и механизмы «перипетий» и «узнавания»? Каковы две стороны способа подражания (характер обобщения жизни и характер форм обобщения в искусстве)? Как должна строиться фабула и работа драматурга по Аристотелю?

 

Тема 6. «Новая аттическая комедия» Менандра: образы и характеры.

Перед выполнением работынеобходимо прочитать комедии Менандра «Брюзга» и «Третейский суд» и «Характеры» Феофраста. В процессе написания работы покажите, как представлены герои произведений Менандра. В каком мире они живут? Как представлена их повседневность? Это «характеры» или типические маски? Меняются ли герои в продолжении действия комедии? В чем специфика комического у Менандра? Какова сюжетная схема произведений? На конкретных примерах проиллюстрируйте связь комедий Менандра с «Характерами» Феофраста.

 

Тема 7. Сравнительная характеристика творчества Аристофана и Менандра.

а) Выбрать произведения для анализа (Менандр «Брюзга» или «Третейский суд» и 1-2 комедии Аристофана – «Облака», «Лягушки», «Плутос», «Женщины в народном собрании», «Женщины на празднике Фесмофорий» и др.

б) План анализа:

1. Сюжетная проблематика; образы героев, типы характеров.

2. Авторская позиция.

3. Стиль произведений.

4. Сходства и различия в комедиях Аристофана и Менандра.

5. Произведения какого из рассматриваемых художников Вам импонируют? Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

Тема 8. Художественный метод «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

Необходимо прочитатьодну пару биографий из «Сравнительных жизнеописаний» (по своему выбору). Далее приступить к анализу художественного метода Плутарха, отвечая на следующие вопросы:

1. Что служит предметом изображения у Плутарха: биография или характер? Разграничивает ли Плутарх задачи биографа и историка?

2. Чем отличается изображаемый Плутархом характер от эпического? Приведите конкретные примеры.

3. Что лежит в основе концепции характера? Как (посредством чего) раскрывается характер?

4. Существует ли у Плутарха «внутренний человек»? Свой ответ подкрепите примерами из текста.

5. Каков социальный статус героев Плутарха? Каковы их взаимоотношения с обществом?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: