Тема 3. Сюжетно-композиционное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея»

Темы контрольной работы.

1. Героический и дидактический эпос Древней Греции: Гомер и Гесиод.

2. Эволюция образа Прометея в древнегреческой литературе

3. Сюжетно-композиционное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».

4. Образы героев Аристофана. Приемы создания комического.

5. Основные понятия трактата Аристотеля «Поэтика»

6. «Новая аттическая комедия» Менандра: образы и характеры.

7. Сравнительная характеристика творчества Аристофана и Менандра.

8. Художественный метод «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

9. Римская комедия: творчество Плавта и Теренция.

10. Марк Туллий Цицерон – великий оратор и теоретик красноречия.

11. Римская сатира: Гораций и Ювенал.

12. Греческая мифология в ее историческом развитии: древность и современность.

13. Тема войны и мира в поэме Гомера «Илиада».

14. Люди и боги в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»: соперничество, союз, противостояние?

15. Художественное своеобразие древнегреческой лирики (основные черты, тематика, стиль на примере творчества одного или нескольких поэтов – по выбору студента).

16. Вызов верховному божеству в трагедии Эсхила «Прометей прикованный».

17. Творчество Платона: анализ одного диалога («Протагор», «Пир», «Федр», «Федон», «Ион», «Тимей», «Критий» - по выбору студента).

18. Литература эпохи эллинизма: специфика и характерные черты на примере конкретных произведений (лирика Каллимаха и Феокрита или комедии Менандра – по выбору студента).

19. Римская мифология и ее отличие от греческой. Легенда об основании Рима в контексте исторической судьбы Великой Империи.

20. Творчество Плавта и Теренция: типология сходства и отличия.

21. Римская поэзия: основные темы и особенности творчества Катулла, Вергилия, Горация, Овидия (один поэт по выбору студента).

22. Поэма Вергилия «Энеида» и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»: типология сходства и отличия.

 

Методические указания по подготовке работы.

Тема 1. Героический и дидактический эпос Древней Греции: Гомер и Гесиод. При написании работы основной целью является сопоставление двух основных жанров архаического эпоса: героического и дидактического. Для достижения этой цели необходимо сравнить творческую манеру Гомера («Илиада», «Одиссея») и Гесиода («Труды и дни», «Теогония»); чтобы осуществить сравнение, предлагается использовать следующую схему:

1. Отношение к мифу и мифологии:

а) Гомер (миф как повествование, миф и метафора)

б) Гесиод (миф как имя собственное; миф о пяти веках, миф о Пандоре в структуре поэмы «Труды и дни»).

2. Художественная действительность:

а) Гомер (люди и боги; изображение войны, мифологема пути в «Одиссее» и т.д.)

б) Гесиод (Космос и Хаос; изображение богов в «Теогонии»; крестьянский быт, календарь полевых работ, приметы и суеверия в «Трудах и днях»).

3. Дидактика:

а) Гомер (монолог Феникса в девятой песне «Илиады», диалоги Телемаха и Афины, Афины и Одиссея в «Одиссее».) Роль афоризмов, включенных в диалоги.

б) Гесиод (наставления Персу в «Трудах и днях»). Функции сентенций и афоризмов в поэме Гесиода.

 

Тема 2. Эволюция образа Прометея в древнегреческой литературе

В работе надо показать,как проявляется патриархально-консервативное мировоззрение Гесиода в оценке образа Прометея (на примере поэмы «Теогония»), затем обратиться к образу Прометея у Эсхила (трагедия «Прометей прикованный») и объяснить, в чем заключается причина кардинального переосмысления этого образа в творчестве первого греческого трагика. Дать толкование мифа о Прометее у Платона (диалог «Протагор») и объяснить значение этого образа в Сатирах Лукиана.

 

Тема 3. Сюжетно-композиционное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».

Для успешного выполненияработы необходимо разобраться в структурных компонентах античной трагедии, понять их традиционную обусловленность и функциональную значимость. После внимательного прочтения «Орестеи» в процессе написания работы нужно ответить на следующие вопросы:

- Почему произведение носит такое название? Объясните смысл названия каждой из составляющих частей трилогии.

- Сколько эпизодов в каждой из частей «Орестеи»? Что происходит в каждом из них? Покажите тематическую и композиционную взаимосвязь эписодиев и стасимов.

- Какова функциональная роль хор в трилогии?

- Что Вы можете сказать о языке и стиле «Орестеи»? Охарактеризуйте отношение Эсхила к мифу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: