Тема. Буксы 2ТЭ116 и ТЭП70

Через буксы вес тепловоза переда­ется на оси колесных пар. Кроме того, буксы участвуют в передаче тяговых и тормозных усилий от колесных пар на раму тележки.

Поводковые буксы (бесчелюстные) (рис.34.) применяются в бесчелюстных тележках тепловозов 2ТЭ116, ТЭП70 и др. Корпус буксы защищает подшипники и шейку оси от грязи и влаги. Он заполнен смазкой Буксол для обеспечения нормальной работы подшипников. Стальной, литой корпус имеет два боковых опорных кронштейна для установки пружин рессорного подвешивания тележки и восприятия вертикальной нагрузки. С рамой тележки корпус буксы соединяется кососимметрично расположенными поводками. В цилиндрическую расточку корпуса буксы до упора в заднюю крышку устанавливаются два роликовых подшипника с дистанционными кольцами между ними. Потолок корпуса буксы выполнен в виде свода параллельного сечения, с увеличенной толщиной в верхней части. Это обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на ролики подшипников.

 

Рис.34. Поводковая букса и поводок тепловоза 2ТЭ116:

а — буксовый узел: 1 — поводок; 2 — лабиринтное кольцо; 3 — стопорный болт; 4 — задняя крышка; 5 — роликовый подшипник; 6— корпус; 7, 8— дистанционные кольца; 9, 11 — стопорные кольца; 10 — кронштейн; 12 — шарикоподшипник; 13 — амортизатор; 14— передняя крышка; 15 — пружина; 16— упор; 17 — коническая пробка; 6 — поводок буксового узла: 1 — полукольцо; 2, 13 — амортизаторы; 3, 12 — резинометаллические втулки; 4 — штифт; 5 — длинный валик; 6 — полукольцо; 7 — корпус; 8 — короткий валик; 9 — кольцо; 10 — резиновый элемент; 11 — шайба

 

На предподступичную часть оси до упора в галтель с натягом устанавливается лабиринтное кольцо, которое вместе с задней крышкой образует лабиринтное уплотнение буксы. Внутренние кольца роликовых подшипников удерживаются на шейке оси стопорным кольцом. В передней крышке монтируется осевой упор качения. Одно кольцо упорного шарикоподшипника устанавливается на торцевой проточке оси, а другое — на упоре крышки.

 

На ЧМЭ3 применены буксы с двухрядными ро­ликовыми сферическими подшипни­ками, смонтированными в корпусах, которые одновременно выполняют роль балансиров рессорного подвеши­вания. Применение опорно-упорного подшипника со сферическими ролика­ми упрощает конструкцию буксы, которая не нуждается в специальном осевом упоре. Такой подшипник одно­временно является самоустанавлива­ющимся, т. е. он обеспечивает нор­мальную работу буксового узла при небольших перекосах оси относитель­но корпуса буксы.

Рис. 5. Роликовая букса (а) и привод скоросте­мера (б):

1-болт; 2 - ролик; 3- отбойное кольцо; 4 -смен­ное кольцо; 5 - войлочное кольцо; 6, 8 - задняя и пе­редняя крышки; 7 - резиновое кольцо; 9 - шейка оси; 10, 11 - внутреннее и наружное кольца роликового под­шипника; 12 - корпус буксы; 13 - сепаратор; 14 па­лец; 15,18 - валики; 16 - корпус привода; 17 сто­порное кольцо; 19, 22 - крышки; 20, 25 шариковые подшипники; 21 - масленка; 23, 24 - конические ше­стерни; 26 — дистанционная втулка; 27 - поводок; 28 приводной вал; 29 - кожух; 30 — втулка; 31 имечка: 32 -шарик; а,б,г,д,е -отверстия; в- выступ; ж-борт валика.

 

Роликовый подшипник состоит из внутреннего 10(рис. 5, а) и наружного 11 колец и двух рядов сферических роликов 2 в сепараторах 13. Собран­ный подшипник насаживают на шейку 9 оси колесной пары в горячем состо­янии, чем обеспечивается необходи­мый натяг между шейкой оси и коль­цом 10. Корпус 12 буксы плотно наса­живается на наружную поверхность кольца 11 и закрывается двумя крыш­ками 6 и 8. Уплотнение между крыш­ками и корпусом буксы осуществляет­ся постановкой резиновых колец 7.

Задняя крышка 6 свободно надета на предподступичную часть оси. Предварительно в кольцевую канавку крышки ставят прожированное вой­лочное кольцо 5. Для защиты оси от износа из-за трения войлочного коль­ца на нее с натягом надевают сменное стальное кольцо 4. Уплотнение каме­ры смазки буксового узла, кроме вой­лочного кольца 5, обеспечивает сталь­ное отбойное кольцо 3, которое в на­гретом состоянии насаживают на ось до упора к кольцо 4.

Передняя 8 и задняя 6 крышки прикреплены к корпусу буксы во­семью болтами 1, головки которых по­парно за ш плинтованы.

При сборке в буксу закладывают 1,25 кг смазки ЖРО, причем пере­днюю крышку заполняют на 1/3 объ­ема, а остальная смазка должна быть равномерно распределена между кольцами и роликами подшипника. Смазка Буксол (тугоплавкая темпе­ратура каплепадениа 200 °С) должна оставаться в консистентном состоя­нии, т. е. не разжижаться при любых условиях работы буксового узла, тем­пература которого может превышать температуру окружающей среды только на 30°. Вытекание смазки из буксы является признаком сильного ее перегрева и, следовательно, при­знаком разрушения подшипника.

Правый буксовый подшипник чет­вертой колесной пары используется для привода скоростемера, установ­ленного в кабине машиниста. Корпус 16 привода (рис. 5, б) отлит из стали за одно целое с передней крышкой 8 бук­сы, В расточке корпуса на двух шариковых подшипниках 25установлен ва­лик 15. В торец оси колесной пары запрессован палец 14, выступающий конец которого входит в паз поводка 27, укрепленного на валике 15 посред­ством шпонки. На противоположном конце валика 15 установлена на шпон­ке и дополнительно закреплена гай­кой коническая шестерня 24 (z—15). Она входит в постоянное зацепление с конической шестерней 23 (z—33), ук­репленной аналогичным образом на вертикальном валике 18, вращаю­щемся в двух шариковых подшипни­ках 20. Фиксация подшипников осу­ществляется при помощи дистанцион­ных втулок 26 и стопорных колец 17.

Спереди корпус закрыт крышкой 22, которая крепится четырьмя болта­ми Мб. Между крышкой и корпусом ставят паронитовую прокладку. На верхнем торце корпуса 16 проточена канавка, образующая вместе с крыш­кой 19 лабиринтное уплотнение, пред­отвращающее попадание грязи внутрь корпуса. Крышка 19 плотно прижата к кольцевому борту ж валика 18 и вращается вместе с ним. При сборке в корпус привода закладывают смазку ЖРО, а на ремонтах добавляют ее че­рез масленку 21.

От вертикального валика 18 на приводной вал 28 вращение передает­ся через шарнир Гука, состоящий из двух стальных втулок 30 и стального шарика 32. Втулки 30 имеют прорези (канавки), в которые вставляют сталь­ные щечки 31 и закрепляют их штиф­тами, проходящими через отверстия а и б. Цилиндрические выступы в щечек вставляют в перпендикулярно про­сверленные сквозные отверстия ша­рика 52, после чего на втулки 30 на­прессовывают тонкостенные трубки (кожухи) 29, фиксирующие положение щечек. Втулки 30 вместе с кожухами 29 закреплены на валиках шплинта­ми, проходящими через отверстия Г,Д и Е. На реверсивный вал скоростемера вращение передается через ряд шар­нирных соединений, два промежуточ­ных редуктора и промежуточный вал (на рис. 5, б эти элементы не показаны).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: