Джойс «Портрет художника в юности»

Худ-к Стивен Дедал. Игровой роман. Имеет видимость психолог. романа. Напоминает стр-ру романом Толстого. Понравился всем. Но это лишь видимость, на самом деле - модернистск. роман. Каждая глава - своя техника, свой стиль.

Релятивизм Джойса: реальность для Дж. находится в восприятии, только что-то обличенное в слово. Жизнь - пустое пространство, кот. заполняется словами. Системы. Знаки. Для него нет познания, только называние. Нет истин, только хорошо сформулированный текст. Наука, религия = текст (набор терминов, «покаяние» и т.д.). Религия - набор риторических приемов. Познание чел. - это путешествие по разн. текстам. Реальность - тоже текст, в нем надо осваиваться. С возрастом все лучше осваиваешься. Не умнеем, а лучше владеем текстами. Джойс - номиналист. Чистое пространство текстов и нет реальности. Нет объективной данности.

Мир - паутина текстов. Познание мира не адекватно, не сущ. адекватных идей. Текст должен развиваться логично. В романе семиотическое путешествие гл. героя. Начало ром. - ранее понимание яз. (примерно яз. Бэнджи «Шум и ярость»). Затем школьные годы: меняется предст. о мире, меняются яз. и стиль. Непрерывное изменение точек зрения (даже в одном абзаце = модернизм), столкновение разн. яз.

Озарение (Эпифания), когда гер. стан. ясно, что между ним и реальностью стоит сетка яз., знаки, а думал, что непосредственно соприкасался с объектами. Он становится заложником этого яз., нет входа в реальный мир.

Символика: открытые окна, двери - стремление к реальности. Ирония. Озарение, чувств., что знаки расступаются, в них оказываются «дырки», и он видит реальность. Он там осваивается и через некот. время понимает, что снова обманулся. Он принял знаки за реальные вещи. Из одного текста он попадает в др. Утопическое путеш., т.к. нет никакой реальности. Роман не является сиволист., хотя есть масса символов (все символы - автопроекция, игра в символист. роман, пародия, все не всерьез).

В романе - тема возрождения Ирландии. Бессмысленная патриотич. риторика. 3 текста: Родина, семья, религия - разорвать, почувствовать условность этих ритор. приемов. Приемы обнажения текста, конструкций. Дж. раскрывает сделанность текста. Дань тому, что с Дж. происходило в лит-ре. Рефлексирующий автор. Роман похож на «Шум и ярость», психол. роман.

Роман заканч. рассужд. о мире, об искусстве, кот. во многом отраж. мировоззрение Дж. Ст. Дедал - томист (томизм, Фома Аквинский). Искусство зависит от себя, обращается само к себе, сосред. на себе. Внутри себя оно органично (=идеи Ф.А). А на самом деле под риторикой Ф.А. скрывается чистый декаданс. И предметы, и вещи самодостаточны. Отсутст. обращение к Богу. нет иерархии, нет высшей цели. Все => текст. Красота - высш. истина. Дж. - чистый номиналист. Структурн. последователь Фомы, но не сущностно. Чистый памятник модернизму. Математ. расчет для изображения потока жизни. Идея порядка, тотальной структуры, рационализма (из католицизма). Мир Дж. - мир вещей, мир мелочей, мир, где трудно найти главное, путаешься в деталях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: