Тема 1. Введение в курс «История политической и правовой мысли Беларуси». Политическая и правовая мысль Беларуси IX –начала XIIIвв

 

Предметом истории политической и правовой мысли Беларуси является возникновение и развитие политических положений о государстве, праве и законодательстве, политике, судопроизводстве высказанных национальными мыслителями, общественными, государственными и религиозными деятелями, поэтами, писателями, учеными, публицистами в той либо иной форме. Политико-правовая мысль отражает политические, социальные, национальные, религиозные процессы, которые происходят в государстве в определенный период его существования, и развивается на основе взаимопроникновения и противостояния различных социальных групп и политических партий.

Изучение истории политической и правовой мысли Беларуси имеет как познавательное, так и воспитательное значение, так как формирует у будущих юристов представление о высоком теоретическом уровне национальной мысли, ее тесной связи с философскими, общественно-политическими традициями как западноевропейской, так и восточно-европейской цивилизацией.

Главная тема устного фольклора (легенд и былин) – сопротивление захватчикам и насильникам, охрана родной земли. Его герои никогда не путешествуют в поисках военных приключений с целью захвата чужих земель, держат заставу, оберегают родную землю, ведут только оборонительные бои. Можно констатировать, что уже в то время закладывалась такая черта восточнославянской (и особенно белорусской) ментальности, на отсутствие агрессивности, враждебности к соседним народам.

IX-XIII вв. - времена глубоких социальных, духовных и политических перемен в жизни наших предков. Они связаны с углублением социальной деференциации в обществе, возникновением и укреплением государств-княжеств на территории Беларуси и заменой язычницкого мировоззрения христианским.

Проникновение христианства на земли восточных славян началось, как свидетельствуют летописи, в середине IX в., когда киевские князья Аскольд и Дир во время похода в Византию приняли христианство.

Известно, что в их войске, а позднее и войске князя Олега, были кривичи-полочане. Есть основания считать, что после возвращения в Полоцк из Константинополя ими была основана христианская община. О существовании до официальной даты крещения христианской общины свидетельствует и «Сага о крещении», посвященная подвигу паломничества Торвальда-путешественника. Христианское миссионерство последнего, не представляется возможным без опоры на представителей княжеской власти. Поэтому очевидно, полоцкий князь Рогволод был уже знаком с христианской идеологией и симпатизировал ей.

Следующий этап христианизации связан с киевским князем Владимиром, который в 988 г. начал распространение христианства, как среди населения Киевского княжества, так и земель находящихся в вассальной зависимости от Киева.

Цезаропапизм (от цезарь + папизм) государственная идеология, согласно которой светская власть признаётся одновременно главой церкви, либо является автономной относительно власти духовной и рассматривается ответственной непосредственно перед Богом.

 

 
 

 




 


   
 
 
 

 

 
 

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: