Тема 2. Информационные технологии как необходимое условие менеджмента

Становление менеджмента как науки. Процесс принятия решения с точки зрения менеджмента. Стратегическая роль информации. Развитие инструментальных средств сбора и обработки информации. Концепция хранилищ данных - Data Warehouse.

Распределенные информационные ресурсы.

 

Этапы развития менеджмента в мире

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. По оценке Питера Друкера: «С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась раз в пятьдесят. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран… К 1930 г. система научного управления Тейлора вопреки сопротивлению со стороны профсоюзов и интеллигенции получила широкое распространение во всех развитых странах…капитализм и промышленная революция принесли выгоды прежде всего рабочим, а не капиталистам. Этим и объясняется полный провал марксизма в высокоразвитых странах…»

Интересно, что появившись в свет в 1911 году книга Фредерика Тейлора уже в 1912 году была издана в России на русском языке, в 1913 году заклеймлена В.И. Лениным как «Научная» система выжимания пота», а в 1918 году рекомендована им же для внедрения: "...Учиться работать —эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, —как и все прогрессы капитализма, —соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области…. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее». Система Тейлора или тейлоризм получила широкое распространение в нашей стране в годы советской власти. Она была известна под названием НОТ – научная организация труда.

Естественно от системы Тейлора была отсечена ее капиталистическая составляющая –оплата труда.

Сам Ф. Тейлор считал, что: «Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника». Система Тейлора (тейлоризм) основана на глубоком разделении труда, рационализации трудовых движений. Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы.

 

Учитывая важность применения на практике методов научной организации труда (НОТ), Ф.Тейлор сформулировал на основе этих методов новые обязанности администрации. Среди обязанностей администрации он выделил следующие:

•выработка научного фундамента для каждого отдельного действия во всех разновидностях труда с установлением строгих правил для каждого движения, усовершенствование и стандартизация всех орудий и условий труда;

•тщательный отбор рабочих, их последующая тренировка, обучение и развитие с целью получения высококвалифицированных работников;

•сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия всех отдельных отраслей производства ранее выработанным администрацией научным принципам, а также обязательное поощрение рабочих за ускоренную работу и за точное выполнение ими производственных заданий;

•равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими (администрация берет на себя те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной).

 

Важной особенностью системы Тейлора является ее практическая реализация посредством конкретных методов, так называемая «техника системы», в которую входят:

•калькуляция производственных затрат;

•дифференциальная оплата труда;

•введение инструкционных карт;

•образование распределительных бюро — определение видов работы и расстановка по ним исполнителей;

•стандартизация движений, рабочих операций, инструмента и орудий труда;

•подбор функциональных мастеров —по регулированию конфликтов и дисциплине, планово-распределительным работам, ремонту оборудования, заработной плате и нормированию, проектированию работы;

•определение и точный учет рабочего времени и решение в связи с этим проблемы нормирования труда.

 

Основным недостатком системы Ф.Тейлора представляется то, что она в своем первоначальном виде была рассчитана на дисциплинированных рабочих. Тем не менее, на современном этапе развития науки и практики управления персоналом принципы научного управления по-прежнему являются прогрессивными и актуальными. Кроме того, Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования 11 рабочих. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил использовать “прогрессивную” систему оплаты труда.

Другой представитель «организационной школы» - Г. Форд (1863—947 гг.), в свое время названный «автомобильным королем». По мнению экспертов, именно он совершил «революцию в цехе», изобретя конвейер для производства автомобилей. Приоритет в этой системе отдавался технологии и технике, в которые «вписывали» человека. Главные идеи Г. Форда представлены в трудах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).

 

Следует заметить, что в эпоху индустриализации СССР отдельные руководители, инженеры и рабочие проходили стажировку на заводах Г. Форда, изучая технику, управление производством и организацию труда.

 

К числу главных принципов системы Г. Форда относятся:

•экономический эффект системы;

•ведущая роль технико-технологической системы;

•точность как стандарт и качество продукции;

•новая технология на базе поточного производства;

•максимально высокие темпы работы;

•подвижность и непрерывность процесса производства;

•массовое производство шаблонной продукции на базе конвейера;

•независимость производства от субъективных характеристик работника.

 

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. Он предложил 14 принципов, обеспечивающих качественное управление,

•Разделение труда.

•Власть и ответственность.

•Дисциплина.

•Единоначалие.

•Единство руководства.

•Подчиненность частных интересов общественным.

•Справедливое вознаграждение персонала.

•Централизация.

•Скалярная цепь подчинения в иерархии.

•Порядок.

•Справедливость.

•Стабильность работы для персонала.

•Инициатива.

•Корпоративный дух.

 

Для наших целей наиболее важны 6 групп операций, который выделили Файоль:

•технические,

•коммерческие,

•финансовые,

•страховые,

•учетные,

•административные, административные операции он разделил на

- планирование,

- организацию,

- мотивацию,

- контроль и координацию.

 

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 –1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно- вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции –1950 –1960 г.).

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 –1980 гг. Учеными –управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация –это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

•возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

•создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

•усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

 

Школа науки управления (количественная школа)

С точки зрения информатизации управления эта школа внесла, пожалуй, наибольший вклад. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

•рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

•исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Подходы к процессу управления

•Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

•Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

•Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Взаимодействие математики и управления

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико- математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

 

Понятие управленческого решения.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление –это не только наука, но и искусство. Осознается и формулируется понятие управленченского решения и как последовательности, состоящей из следующих шагов:

•сбор нформации и диагностика проблемы,

•выявление альтернатив,

•оценка альтернатив,

•окончательный выбор

 

Стратегическая роль информации в управлении

Работа с информацией (информационная культура) является одним из важнейших средств для управления изменениями в компании. Мы можем говорить о ценностях, установках и поведении, которые влияют на процессы осознания, сбора, организации, обработки, распространения и использования информации.

Есть три принципиальных причины, в силу которых менеджер сегодня должен заботиться об информационной культуре своей компании.

•Во-первых, она уже не является частью общей организационной культуры компании. Все больше компаний понимают необходимость преобразований, ориентированных на свои отрасли и рынки. Чтобы влиять на будущее, нужно представлять себе, на что оно будет похоже, для чего, в свою очередь, нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.

•Во-вторых, информационные технологии делают возможным создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, но важно знать, как люди используют эту информацию. Само по себе создание такой сети со всеми ее рабочими станциями и мультимедийными возможностями не гарантирует того, что информация будет использоваться более разумно и более эффективно.

•В-третьих, для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп информационная культура различна, а это означает различие подходов к процессам осознания, сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому многие менеджеры согласятся с тем, что информационная культура важна для выработки стратегии и осуществления перемен, но нет определенности в вопросе —как повлиять на использование информации.

 

Четыре типа информационной культуры

Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры Каждая влияет на способ использования информации - информационное поведение - и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

Рис. 1. Определение типа информационной культуры.

 

Первая — это функциональная культура, где информацию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит прежде всего для управления и контроля. Характерным для этой культуры информационным поведением является контроль. Здесь этот термин используется не в отрицательном смысле, а просто как обозначение необходимой для компании деятельности. Многие деловые процессы используются для контроля во всех областях - от бухгалтерского учета до снабжения. Вопрос в том, является ли контроль положительной характеристикой культуры корпорации или он взращивает негибкость и подозрительность. Швейцарско-шведская конструкторская компания АВВ хорошо известна своей системой финансового учета, которая охватывает более 1600 разбросанных по миру отделений. Чтобы управлять такой корпорацией при наличии довольно маленького центрального аппарата управления, нужно иметь точную и полную информацию о деятельности отделений. Без положительного отношения к контролю АВВ была бы просто неуправляемой.

В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям. Правда, есть немало компаний, внедряющих программы Тотального управления качеством или Перестройки управления, и которые одновременно наказывают служащих и менеджеров, решившихся заговорить о недостатках и ошибках. Но есть и компании вроде Boss Corporation, где такая информация рассматривается как необходимое условие успеха. Они полагают, что доводя такую информацию до своих служб и рабочих групп, до потребителей и поставщиков, компания помогает устранению проблем и совершенствованию производства.

В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу.

Здесь господствующим информационным поведением является предвидение.

Сегодня во многих компаниях существуют анклавы исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации. Но для многих отраслей, таких как производство полупроводников и разработка программного обеспечения, этого недостаточно. Все в компании —от генерального директора до низовых звеньев —должны быть бдительными. Эндрю Гров, генеральный директор Intel, заявил, что “выживают только параноики”, потому что смена технологий в производстве полупроводников происходит примерно каждые 18 месяцев, а инвестиции на создание нового производства огромны —от 1,5 до 2 млрд. дол.

Наконец, есть культура открытости. Здесь служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рынков и отраслей.

Корпорация Microsoft одновременно конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции, чем радикально изменила традиционное представление о производителе программного обеспечения.

Компания не просто предвидит изменения или адаптируется к ним, но перекраивает саму базу конкуренции в самых разных отраслях. Немало компаний обладают анклавами культуры открытости, где собирают и обрабатывают информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру открытий неотъемлемой частью своей стратегии.

 

Инструментальные средства сбора и обработки информаци

Исторически первыми инструментальными средствами сбора и обработки информации стали сначала файлы, в которых хранились данные, затем системы управления базами данных (СУБД). Предпосылкой введения СУБД явлаясь формализация подходов к структуре информации: реляционное исчисление, модели «сущность-связь», онтологические модели. С помощью СУБД накоплены и обрабатываются гиганствие массивы данных.

 

Концепция «хранилищ данных» (Data Warehous)

Согласно классическому определению Б. Инмона, DW есть предметно ориентированный, интегрированный, неизменный, поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для поддержки принятия решений. Следует отметить, что в этом определении соединены две различные функции:

а) сбор, организация и подготовка данных для анализа в виде постоянно наращиваемой базы данных;

б) собственно анализ как элемент принятия решений.

Принятие решений в качестве сферы применения DW существенно сужает определение.

Если в определении оставить лишь анализ (как элемент научных, технологических и экологических систем), круг использования данной концепции может быть значительно расширен. Очень важен основной принцип действия DW: единожды занесенные в DW данные затем многократно извлекаются из него и используются для анализа. Отсюда вытекает одно из основных преимуществ использования DW в работе предприятия - контроль за критически важной информацией, полученной из различных источников, как за производственным ресурсом. Суть определения DW проиллюстрирована на рисунке 1.

Исторически концепция хранилищ данных возникла после того, как на предприятиях накопилось большое количество база данных в различных подразделениях: бухгалтерии, финансовом отделе, отделе кадров и появиласть необходимость связать эти сведения в единое целое для построения общей картины. Для технического исполнения хранилища данных используются нтенет/интранет технологи и СУБД.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: