Группы потребителей, различия между ними.
- Товародвижение:
а/ элементы товародвижения;
б/ каналы товародвижения и их функции;
в/критерии эффективности каналов товародвижения;
- Горизонтальная и вертикальная разновидности организации каналов распределения товаров.
- Оптовая и розничная торговля.
Группы потребителей, различия между ними
Различают две категории или группы покупателей:
1 - Организации-потребители, к которым относят производителей, оптовую и розничную торговлю, государственные и другие учреждения, приобретающие товары или услуги для дальнейшего производства, использования в процессе производства или перепродажи другим потребителям.
2 - Конечные потребители, приобретающие товары для личного пользования.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ:
АСПЕКТЫ | ПОТРЕБИТЕЛИ | |
МАРКЕТИНГА | организации-потребители | КОНЕЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ |
1.Приобретение товаров | 1. Для использования в дальнейшем производстве или перепродажи. 2. Приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты покупают часто и в большом количестве. 3. Покупку осуществляют на основе спецификаций и технических данных. 4. Чаще всего принимают решение о покупке коллективно: предварительно исследуют цены конкурентов, часто берут оборудование не в собственность, а в аренду. | 1. Для личного домашнего или семейного использования. 2. Редко покупают оборудование, сырье; чаще – готовые изделия. 3. Покупку товаров осуществляют на основе словесного описания, моды, стиля, цвета. 4. Решение о покупке принимают лично, часто берут в аренду производственные помещения или жилые помещения. |
2. Различия в характеристике рынков | 1. Спрос является производной от спроса конечных потребителей. 2. Организации расположены географически более сконцентрировано. 3. Часто используют специализированные службы снабжения. 4. Каналы товародвижения короче. | 1. Спрос определяет сам потребитель. 2. Покупатели географически более разбросаны и многочисленны. 3. Реже используют специализированные службы снабжения. 4. Каналы товародвижения длиннее. |
Товародвижение
Товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей с выгодой для себя.
Товародвижение включает:
- транспортировку;
- обработку заказов;
- упаковку;
- получение и обработку товаров;
- поддержание запасов;
- складирование;
- любую форму информации о товаре или услуге
- распределение и сбыт продукции.
Каждый производитель стремится сформировать собственный канал товародвижения путем прямого контакта с потребителем или через посредника.
Канал товародвижения (канал реализации) – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к покупателю.
Различают несколько каналов товародвижения:
- оптовая торговля;
- рассылка почтой;
- специализированные магазины;
- розничная торговля;
- точки, пункты обслуживания клиентов;
Каналы товародвижения выполняют функции:
1 - проведения маркетинговых исследований (сбор информации, необходимой для планирования объема продаж);
2 - стимулирование сбыта (это рекламирование товара, оповещение покупателей о сроках поставки);
3 - установление контактов с покупателями;
4 - приспособление товара к требованиям покупателя, т.е. подгонка товара, упаковка, сортировка;
5 - ценообразование, т.е. определение и согласование цен, скидок, надбавок;
6 - организация товародвижения – складирование товара, транспортировка;
7 - принятие риска и ответственности за работу канала.
Понятие «длина товара» характеризуется числом участников товародвижения. Прямой канал, когда производители реализуют свой товар потребителю, является самым коротким и называется каналом нулевого уровня. Каналы, где участвуют посредники, называются косвенными.
Каналы товародвижения различных уровней:
|
|
0
|
|
|
|
|
|
|
2
| |||||||
| |||||||
|
|
|
Прямой контакт считается выгодным, когда:
1. количество продаваемого товара достаточно велико и представляет возможным оправдать расходы на прямой сбыт;
2. потребители расположены на относительно небольшой территории и их немного;
3. товар требует высокоспециализированного сервиса;
4. имеется достаточная сеть собственных складов на рынке, где фирма реализует свой товар;
5. цена часто колеблется;
6. при установке товара нужно каждый раз учитывать специфику эксплуатации;
Услуги посредника оправданы, если:
1. рынок требует создания мощной сбытовой сети, а средств собственных для этой цели недостаточно;
2. рынок разбросан географически;
3. велики транспортные расходы;
4. плохо изучен рынок.
Каналы товародвижения продукции производственного назначения отличаются отканалов потребительских товаров. Это отличие в следующем:
1. обычно не используется розничная торговля;
2. чаще используются прямые каналы;
3. продажа осуществляется чаще по спецификациям;
4. более квалифицированные участники сбыта;
5. может применяться вместо продажи лизинг.