7.1.1. Общая характеристика системы кондиционирования воздуха.
Система предназначена для создания в гермокабине самолёта условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека как на земле, так и в полёте.
С помощью СКВ осуществляется:
· обогрев и вентиляция гермокабины;
· регулирование давления в гермокабине;
· обдув стёкол фонаря из нутри.
СКВ оснащена:
· системой автоматического регулирования температуры в гермокабине (САРТ);
· системой автоматического регулирования весовой подачи воздуха в гермокабину (САРВП);
· системой автоматического регулирования давления воздуха в гермокабине (САРД).
Воздух для СКВ отбирается из-за последней ступени (10ст) компрессора каждого двигателя. Температура отбираемого воздуха 210…250оС, давление – 7кгс/см2. Количество отбираемого воздуха (0,4кг/с) обеспечивает 20…26 кратный обмен воздуха в гермокабине в течение 1-го часа.
7.1.2. Система регулирования температуры в гермокабине. Система регулирования весовой подачи воздуха в гермокабину.
Для включения отбора воздуха от двигателей необходимо переключатель «УПРАВЛЕНИЕ ПОДАЧЕЙ ВОЗДУХА В КАБИНЫ СИСТЕМА ЛЕВ (ПРАВ) АВТОМАТ – ОТКР – ЗАКР» (правый пульт кабины лётчиков) установить в положение «ОТКР». При этом, открываются запорные краны отбора воздуха от двигателей (кожух камеры сгорания АИ-24ВТ) и воздух из-за последней ступени компрессора поступает в ВВР1639А (2шт., по 1-у на двигатель, нижняя крышка капота двигателя). Температура на выходе из ВВР1639А 50…90оС. Продувка ВВР осуществляется от набегающего потока воздуха, подаваемого через воздухозаборник (передняя часть капота двигателя). Выход продувочного воздуха происходит через жалюзи в нижней крышке капота двигателя. Внутри выходного тоннеля ВВР установлена заслонка, которая открывается от скоростного напора.
После ВВР16399А воздух поступает в ТХ1277ТД (4шт., по 2-а на двигатель, установлены рядом с ВВР). Пара ТХ1277ТД одного двигателя работают параллельно. Температура воздуха на выходе из ТХ на 40…75оС меньше чем на входе в ТХ. Воздух на загрузку компрессоров ТХ забирается из выходного тоннеля ВВР и выбрасывается через отверстия рядом с выходными жалюзями ВВР.
Температура воздуха за ТХ регулируется путём подмеса более горячего воздуха из линии перед ВВР через смесительный кран (2шт., по 1-у на двигатель, рядом с ТХ177ТД). Управление смесительным краном может осуществляться вручную или при помощи САРТ.
Для управления в ручном режиме, переключатель «РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В КАБИНАХ АВТОМАТ – ОТКЛ – РУЧНОЕ» (правый пульт кабины лётчиков) установить в положение «РУЧНОЕ». После этого, температуру необходимо регулировать переключателями «РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ РУЧНОЕ ЛЕВ (ПРАВ) ТЕПЛО – ОТКЛ – ХОЛОД» (правый пульт кабины лётчиков).
В автоматическом режиме переключатель «РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В КАБИНАХ» должен быть установлен в положение «АВТОМАТ». В этом случае, температура за ТХ будет поддерживаться в соответствии с положением задатчика «РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В КАБИНАХ» (правый пульт кабины лётчиков). Задатчик может задавать значения температуры в гермокабине (а не за ТХ) 0…+50оС.
ПРИМЕЧАНИЕ: в автоматическом режиме происходит автоматическое ограничение максимальной (110±10оС) и минимальной (5±5оС) температуры за ТХ, а так же разницы между правой и левой системами (не более 8оС).
Контроль температуры за ТХ осуществляется по двухстрелочному указателю «Т НАГНЕТАНИЯ ВОЗДУХА В КАБИНЫ» (правая часть приборной доски лётчиков). Левая стрелка показывает температуру за левыми ТХ, а правая – за правыми ТХ. Датчики указателей температуры П-1Тр установлен на трубопроводах СКВ (носки левой и правой СЧК).
Состав САРТ-56-6:
· задатчик температуры «РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В КАБИНАХ» (правый пульт кабины лётчиков);
· блок регулятора температуры 2459ВТ (шп.20...25, под потолком гермокабины), который управляет смесительными кранами в соответствии с задатчиком;
· блок ограничителя температуры (шп.20...25, под потолком гермокабины), который ограничивает температуру за смесительными кранами значениями 110±10оС и 5±5оС;
· блок синхронизации температуры (шп.20...25, под потолком гермокабины), который не допускает разницы между левой и правой системами более 8оС;
· приёмники температуры П-1Тр (5шт.), из них:
- 2-а (трубопроводы в правом носке центроплана) – работают на регулятор температуры;
- 2-а (трубопроводы в носках левой и правой СЧК) – работают на синхронизатор температуры;
- 1-н (трубопровод в левом носке центроплана) – работает на ограничитель температуры;
· приёмник температуры П-9Т (1шт., шп.22, справа), работающий на ограничитель температуры;
· смесительные краны (2шт., на нижнем капоте двигателя рядом с ТХ).
После смесительных кранов воздух проходит через трубки Вентури (2шт., носок центроплана, слева и справа). Далее, пройдя через распределительные краны (передний зализ центроплана), воздух поступает в верхние или нижние короба. И уже оттуда – в грузовую кабину.
После трубок Вентури магистрали подачи воздуха от левого и правого двигателей соединяются через трубу кольцевания (передний зализ центроплана). Трубки Вентури входят в систему автоматического регулирования весовой подачи воздуха (САРВП).
Состав САРВП:
· трубки Вентури (2шт.), являются датчиками для командного прибора и для указателей расхода воздуха;
· командные приборы 1300ЕТ-1 (2шт., шп.15...19, потолок гермокабины);
· запорные краны (2шт.), являются исполнительными механизмами системы.
Контроль расхода воздуха, подаваемого в гермокабину, осуществляется по 2-м указателям «РАСХОД ВОЗДУХА ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ) ДВИГАТЕЛЬ» (правая часть приборной доски лётчиков). Связь указателей с трубками Вентури пневматическая через шланги.
Управление расходом воздуха может производится в ручном и в автоматическом режимах. При ручном режиме запорные краны управляются путём установки переключателей «УПРАВЛЕНИЕ ПОДАЧЕЙ ВОЗДУХА В КАБИНЫ СИСТЕМА ЛЕВ (ПРАВ)» в положение «ОТКРЫТ» или «ЗАКРЫТ». При автоматическом управлении, необходимо в ручную отрегулировать необходимый расход воздуха и после этого установить переключатели «УПРАВЛЕНИЕ ПОДАЧЕЙ ВОЗДУХА В КАБИНЫ СИСТЕМА ЛЕВ (ПРАВ)» в положение «АВТОМАТ». После этого САРВП будет автоматически поддерживать заданный расход воздуха независимо от режима двигателя.
Переключение подачи воздуха в верхние или нижние короба происходит следующим образом. На смесительных кранах имеются КВ, которые, в зависимости от положения заслонок смесительных кранов, выдают сигналы на перекладку распределительных кранов. «Нейтральным» положением заслонки смесительного крана является положение когда она повёрнута на 10о +5 относительно крайнего положения «ХОЛОД». При перекладке заслонок смесительных кранов из «нейтрального» положения к «ХОЛОДУ» (идёт холодный воздух) распределительные краны подключают верхние короба, а нижние короба отключаются. При перекладке заслонок смесительных кранов из «нейтрального» положения к «ТЕПЛУ» (идёт тёплый воздух) распределительные краны подключают нижние короба, а верхние короба отключаются.
Для подачи в кабину экипажа воздух отбирается от трубы кольцевания и по 2-м трубам (левая и правая под потолком) подаётся в кабину экипажа.
Из левой трубы воздух подаётся:
· через кран с ручным управлением на обогрев астролюка;
· через кран (около кресла штурмана) с ножным управлением на обдув ног штурмана;
· через кран (около кресла КЭ) с ножным управлением на обдув ног КЭ;
· через кран (рабочее место штурмана) с ручным управлением на обдув левого лобового стекла лётчиков и блистера штурмана;
Из правой трубы воздух подаётся:
· через кран (около кресла радиста) с ножным управлением на обдув ног радиста;
· через кран (около кресла ПКЭ) с ножным управлением на обдув ног ПКЭ;
· через кран (рабочее место радиста) с ручным управлением на обдув правого лобового стекла лётчиков.
Инструментальный контроль температуры в кабине экипажа не предусмотрен.
Контроль температуры в грузовой кабине осуществляется по указателю «Т В ГРУЗОВОЙ КАБИНЕ» (правая часть приборной доски лётчиков).
7.1.3. Вентиляция МСК-3М.
Вентиляция морских спасательных костюмов МСК-3М обеспечивается при помощи 2-х вентиляторов, подающих воздух из грузовой кабины и от СКВ. Воздух смешивается и подаётся в МСК-3М. Вентиляторы включаются при помощи выключателей
Температура подаваемого воздуха регулируется изменением соотношения воздуха из грузовой кабины (холодного) и воздуха из СКВ (горячего) при помощи нажимного переключателя «ИЗ КАБ – ОТ СКВ» (). Этот переключатель управляет заслонкой
Расход воздуха, подаваемого в каждый МСК-3М регулируется при помощи ручных распределителей воздуха (рабочие места членов экипажа). При температуре воздуха в гермокабине не менее +10оС разрешается включать вентиляцию МСК-3М до запуска двигателей. Для этого перед включением вентиляторов необходимо на 30...40с нажать переключатель «ИЗ КАБ – ОТ СКВ» в положение «ИЗ КАБ».
7.1.4. Система автоматического регулирования давления воздуха в гермокабине.
Система автоматического регулирования давления (САРД) предназначена для поддержания в ГК давления, заданного в зависимости от высоты полёта самолёта.
Состав САРД.
1) Регулятор давления 2077 (правый пульт кабины лётчиков) является командным прибором САРД. На корпусе автоматического регулятора давления имеются:
· задатчик «ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ», который на шкале «ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ» устанавливает перепад давления в гермокабине;
· задатчик «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ», который на шкале «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» устанавливает давление аэродрома взлёта-посадки;
· задатчик «СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ», который на шкале «СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ» устанавливает максимальную скорость изменения давления в гермокабине;
· шкала «ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ», которая проградуирована в «кгс/см2»;
· шкала «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ», которая проградуирована в «мм рт ст х 100»;
· шкала «СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ» (находится внутри шкалы «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ»), которая проградуирована в «мм рт ст/с»;
· трёхходовой кран «ВЫКЛЮЧЕН – ВКЛЮЧЕН – ПРОВЕРКА РЕГУЛИРОВКИ». Нормальное положение «ВКЛЮЧЕН» и законтрен.
Снизу автоматический регулятор давления имеет воздушный фильтр, в котором фильтруется воздух, поступающий из гермокабины.
2) Выпускные клапаны 2176Б (3шт., под полом грузовой кабины, из них 1-н установлен шп.12…13, а 2-й шп.29...30, 3-й шп.30...31) являются исполнительными агрегатами САРД. Кроме этого, они исполняют роль предохранительных клапанов. При отказе автоматического регулятора давления, они открываются, если перепад давления в гермокабине не менее 0,33±0,02кгс/см2. С автоматическим регулятором давления соединены трубопроводами, по которым поступают пневматические команды.
ПРИМЕЧАНИЕ: давление «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» при взлёте-посадке выставляется на 45...50мм рт ст меньше чем давление на аэродроме взлёта-посадки (это соответствует высоте 500м).
После взлёта и до набора высоты, установленной на шкале «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ», регулятора давления, выпускные клапаны открыты и гермокабина свободно вентилируется. При достижении высоты «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ», САРД поддерживает в гермокабине абсолютное давление, равное давлению «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» (горизонтальная площадка на графике). В этот период Нкаб остаётся постоянной, а перепад давления растёт. Такое регулирование происходит до того момента, когда перепад давления в гермокабине станет, равен перепаду давления, установленному на шкале «ИЗБЫТОЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ» (0,3±0,02кгс/см2). После этого САРД поддерживает постоянным этот перепад давления до максимальной высоты полёта. При этом Нкаб растёт. На Нпол=6000м Нкаб=2,4км.
В случае неисправности САРД: при повышении перепада давления в гермокабине до 0,33±0,02кгс/см2, срабатывают выпускные клапаны 2176Б, не давая увеличиться перепаду давления выше указанной величины.
Органы управления и контроля:
· органы управления, расположенные на регуляторе давления 2077;
· вариометр «СКОРОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСОТЫ В КАБИНЕ» (средняя часть приборной доски лётчиков), предназначенный для контроля скорости изменения давления в кабине;
· 2-х стрелочный указатель высоты и перепада давления УВПД-15 (средняя часть приборной доски лётчиков). Одна стрелка которого показывает «высоту» в кабине (в км), а вторая – перепад давления (разность между давлением в гермокабине и атмосферой, в кгс/см2);
· выключатель «АВАР СБРОС ДАВЛЕНИЯ» (средняя часть приборной доски лётчиков), предназначенный для включения экстренной разгерметизации гермокабины;
· табло «ПОЛЬЗУЙСЯ КИСЛОРОДОМ» (2шт, приборная доска лётчиков) и лампы «ПОЛЬЗУЙСЯ КИСЛОРОДОМ» (2шт., рабочие места штурмана и бортового радиста), которые загораются при увеличении Нкаб³3,5км.
При необходимости аварийной разгерметизации гермокабины включается выключатель «АВАР СБРОС ДАВЛЕНИЯ». При этом:
· закрываются краны отбора воздуха от двигателей;
· открываются все выпускные клапаны.
ПРИМЕЧЕИЕ: команду на открытие выпускных клапанов выдают соленоидные клапаны (3шт., около выпускных клапанов).