Действия экипажа в особых случаях. Пожар на самолете в воздухе

Пожар на самолете в воздухе.

Признаки пожара:

· загорание светосигнализатора, указывающего место пожара, на пульте сигнализации управления противопожарной системой: красных ламп-кнопок "ПОЖАР ЛЕВ (ПРАВ) КР", "ПОЖАР МОТОГОН ЛЕВ (ПРАВ) ДВ", “ПОЖАР РУ-19” или красных ламп “ПОЖАР ВНУТРИ ЛЕВ (ПРАВ) ДВ";

· срабатывание звуковой сигнализации;

· появление дыма, пламени или запаха гари в кабине.

 

Во всех случаях возникновения пожара на самолете экипаж обязан:

· установить место возникновения пожара по сигнализации о пожаре или визуально;

· принять все меры для ликвидации пожара;

· доложить руководителю полетов о возникновении пожара;

· при необходимости выполнить экстренное снижение.

 

При возникновении пожара в отсеке правого или левого двигателя загорится лампа "ПОЖАР ПРАВ ДВ" или "ПОЖАР МОТОГОН ЛЕВ ДВ" и автоматически сработают огнетушители первой очереди.

По команде командира экипажа:

· зафлюгировать винт аварийного двигателя (см. 5.1.2);

· выключить двигатель РУ19А-300 и закрыть его противопожарный кран (при пожаре на двигателе);

· нажать кнопку разрядки "ОГНЕТУШ. ВНУТРИ ЛЕВОГО ДВИГАТ." или "ОГНЕТУШ. ВНУТРИ ДВИГАТ.", при этом погаснут желтые лампы разрядившихся огнетушителей;

· проверить результаты тушения пожара первой очереди огнетушителей, для чего не раньше чем через 15с после того, как погаснут желтые лампы первой очереди огнетушителей, установить главный выключатель противопожарной системы кратковременно в нейтральное положение, а затем в положение "ПОЖАРОТУШЕНИЕ".

Если при этом сигнальная лампа-кнопка не загорится, пожар в данном отсеке ликвидирован. Если лампа-кнопка горит (пожар продолжается), разрядить в очаг пожара вторую очередь огнетушителей, нажав кнопку "ОГНЕТУШ. 2 ОЧЕРЕДИ", а также все баллоны системы НГ, нажав кнопку "НГ К ПОЖАРУ" на щитке НГ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: запускать в воздухе двигатель на котором был пожар, запрещается.

 

При возникновении пожара в отсеке двигатели РУ19А-300 загорится лампа-кнопка "ПОЖАР РУ-19" и автоматически разрядятся огнетушители первой очереди (сигнализация о пожаре выполнена раздельно для отсека двигателя АИ-24ВТ и для РУ19А-300).

В этом случае:

· выключить двигатель РУ19А-300 и закрыть его противопожарный кран;

· выключить генератор ГС-24Б;

· проверить, ликвидирован ли пожар, и при необходимости разрядить в отсек правого двигателя вторую очередь огнетушителей и все баллоны системы НГ.

 

При возникновении пожара в отсеках крыла загорается лампа-кнопка "ПОЖАР ЛЕВ. (ПРАВ) КР.” и срабатывают огнетушители первой очереди. В этом случае командиру экипажа дать команду борттехнику произвести проверку результатов тушения пожара.

Если после проверки красная лампа-кнопка загорается снова, необходимо разрядить в очаг пожара вторую очередь огнетушителей и баллоны системы НГ.

Если пожар обнаружен визуально, а система пожарной сигнализации не сработала, борттехнику по команде командира экипажа необходимо нажать соответствующую лампу-кнопку на щитке пожаротушения и выполнить все действия, указанные для соответствующего случая срабатывания системы пожарной сигнализации.

 

При возникновении пожара во внутренних полостях правого (левого) двигателя на щитке пожаротушения загорится красная лампа "ПОЖАР ВНУТРИ ЛЕВ. (ПРАВ) ДВ.". По команде командира экипажа борттехнику:

· нажать кнопку разрядки "ОГНЕТУШ. "ВНУТРИ ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТ. ", при этом погаснут желтые лампы разрядившихся огнетушителей;

· зафлюгировать винт аварийного двигателя (см. 5.1.2);

· внимательно следить за лампой "ПОЖАР ВНУТРИ ЛЕВ. (ПРАВ) ДВ". Если лампа погасла, пожар ликвидирован.

При необходимости разрядить в отсек аварийного двигателя первую очередь огнетушителей, нажав для этого лампу-кнопку "ПОЖАР МОТОГОН. ЛЕВ. (ПРАВ) ДВ." На щитке пожаротушения.

 

Если пожар обнаружен на взлете до отрыва самолета, командир экипажа обязан прекратить взлет и дать команду на тушение пожара.

Если прекратить взлет нельзя (наличие препятствий), продолжать взлет и приступить к тушению пожара.

 

При пожаре (появлении дыма) в кабине экипажа или в грузовой кабине:

· каждый член экипажа, обнаруживший дым в кабине, обязан немедленно сообщить об этом командиру экипажа;

· дать команду "Экипаж, надеть кислородные маски и перейти на питание чистым кислородом" (на время надевания маски командир экипажа передаёт управление самолётом помощнику КЭ);

· доложить руководителю полетов (диспетчеру) о случившемся;

· выполнить экстренное снижение до безопасной высоты;

· дать команду борттехнику подсоединить маску к переносному кислородному прибору, покинуть свое рабочее место, определить место пожара (источник дыма) и погасить пожар переносным огнетушителем;

· если источником дыма является система кондиционирования, выключить систему через которую поступает дым;

· при интенсивном заполнении кабины (кабин) дымом применить ускоренную вентиляцию кабины, для чего:

а) на установившейся высоте при скорости 300км/ч отключить отбор воздуха от двигателей на систему кондиционирования;

б) включить выключатель "АВАР. СБРОС ДАВЛ";

в) после выравнивания давления открыть правую форточку и кабине экипажа;

г) включить систему кондиционирования, доведя величину расхода воздуха до максимально возможного.

При пожаре в одном из потребителей электроэнергии немедленно обесточить его.

После ликвидации пожара командир экипажа обязан дать команду одному из членов экипажа вести тщательное наблюдение за отсеком, в котором был пожар.

После ликвидации возникшего на самолете пожара произвести посадку на ближайшем аэродроме. Если пожар (источник дыма) не ликвидирован, принять решение о вынужденной посадке самолета вне аэродрома или его покидании в воздухе и зависимости от обстановки.

 

При возникновении пожара на рулении:

· сообщить о пожаре руководителю полетов;

· остановить самолет;

· применить систему пожаротушения, имеющуюся на самолёте, в последовательности аналогичной тушению пожара в воздухе, выключить двигатели.

Если пожар возник снаружи самолёта (например, в отсеке шасси), дать команду пассажирам и экипажу “ПОКИНУТЬ САМОЛЁТ” и приступить к тушению пожара ручными огнетушителями до прибытия пожарно-спасательной команды.

 

При пожаре на стоянке:

· выключить двигатели;

· закрыть перекрывные топливные (пожарные) краны;

· переключить системы на электропитание от аварийной шины;

· проконтролировать срабатывание огнетушителей 1-й очереди в горящий отсек по погасанию сигнальных ламп, установив главный переключатель в нейтральное положение, а затем в положение "ПОЖАРОТУШЕНИЕ".

Если пожар не погашен, лампа-кнопка горящего отсека загорится вновь, в этом случае нажать кнопку разрядки огнетушителей 2-й очереди и кнопку “НГ К ПОЖАРУ”.

ПРИМЕЧАНИЕ: не устанавливать главный переключатель в нейтральное положение раньше чем через 15с после срабатывания огнетушителей.

· если пожар обнаружен визуально, а лампа-кнопка горящего отсека не загорелась (не сработало автоматическое тушение пожара), нажать лампу-кнопку горящего отсека для срабатывания огнетушителя 1-й очереди и открытия соответствующего распределительного клапана;

· при необходимости использовать наземные средства тушения пожара.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: