Аббревиатура – сокращения, упрощение нотной записи при помощи специальных знаков
- сеньо – играть от знака, фонарь – играть до знака
Da capo al Fine – да капо аль финне – повторить сначала до слова конец
Интервал – соотношение звуков по высоте.
Нижний звук называется основанием, верхний – вершиной. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Обращения интервалов – перенос вершины на октаву вниз или основания на октаву вверх.
Музыкальная форма
Музыкальной формой называется строение музыкального произведения.
Каданс – гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.
Период – одночастная музыкальная форма, состоящая из двух или более предложений, завершенная каким-либо кадансом.
Простая двухчастная форма – музыкальная форма, состоящая из двух сходных или различных по содержанию периодов (АВ или АА1).
Класс
Приемы игры – штрихи
Гитара
вибрато - прием, при помощи которого достигаются небольшие периодические изменения высоты основного звука, воспроизводимого в пьесе; флажолет – звуки воспроизводятся легким касанием подушечкой пальца левой руки струн над ладовыми пластинками так, чтобы струна не была прижата к грифу.
|
|
Домра
портаменто – это переход от одного звука к другому путем скольжения пальца по прижатой струне; глиссандо – это легкое быстрое скольжение пальца по крепко прижатой струне.
Балалайк а
Пиццикато вибрато – вибрация звука (колебание тона) меняется за счет повышения и понижения его. Существует несколько видов данного приема: звукоизвлечение производится указательным, большими средним пальцами (как отдельно, так и в различных сочетаниях) и, когда подушка запястьевой ладони кладется на струну, а нижняя часть ребра ладони – на нижний конец подставки.
Мелизмы
Мелизмы – мелодические украшения (обозначаются сокращенно особыми знаками, либо выписываются в виде мелких нот). Помимо украшения мелизмы используются для продления звучания нот.
Форшлаг (с нем. предудар) – вид мелизма, состоящий из одного или нескольких звуков, предваряющих основной звук мелодии (обозначается мелкими нотами).
* короткий форшлаг (перечеркнутый) – исполняется за счет
предшествующей ноты
*длинный форшлаг (неперечеркнутый) – исполняется за счет последующей
ноты
Темп
Медленные темпы:
Adagio – адажио - медленно
Agitato – ажитато - взволнованно
Быстрые темпы:
Presto – престо – быстро
Дополнительные обозначения, уточняющие темп:
Meno – мено - менее
Mosso – моссо - оживленно
Piu – пиу - более
|
|
Агогические нюансы
accel. (accelerando) – аччелерандо – ускоряя
retard.(ritardando) – ритардандо – расширяя
poco a poco… - поко а поко… -постепенно
Фермата – остановка. Знак продления звучания или паузы в 1,5 – 2 раза
Динамика
poco a poco crescendo - поко а поко крещендо – более длительное нарастание силы звука
poco a poco diminuendo – поко а поко диминуэндо – более длительное ослабление звука
Знаки нотного сокращения
- перенос мелодии на октаву вниз
- перенос мелодии на октаву вверх
sempre – семпре – все время
simile – симиле – так же
Синкопа – перемещение ударения – акцента – с сильной доли такта на слабую.
Мелодия – выраженная одноголосно музыкальная мысль.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в мелодии.
Интервалы
- сочетание 2-х звуков одновременно называется гармоническим интервалом
- сочетание 2-х звуков последовательно называется мелодическим интервалом
В обозначениях указывается количество ступеней, которые охватывает интервал:
Прима - 1
Секунда – 2
Терция - 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава – 8
Чистые – прима, кварта, квинта, октава
Малые и большие – секунда, терция, секста, септима
Характер звучания
Dolce – дольче – нежно
Cantabile – кантабиле – певуче
Risoluto – ризолюто – решительно
Maestoso – маестозо – торжественно, величественно
Музыкальная форма
Простая трехчастная форма (репризная) – музыкальная форма, состоящая из трех частей, каждая из которых – период, третья часть является повторением первой, а средняя часть – контрастна им (А-В-А)
Вариации – (или тема с вариациями) – музыкальная форма, образуемая изложением музыкальной темы в полном объеме и последующим рядом ее видоизмененных повторений.
Класс
Приемы игры – штрихи
Гитара
глиссандо – естественное и искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой а иногда и правой руки; портаменто – прием, в котором следующий звук (или аккорд) после воспроизведения первого должен возникнуть за счет остановки пальцев левой руки в нужном месте (ладу).
Домра
флажолеты – это мягкий, прозрачный воздушный звук. Он воспроизводится легким прикосновением пальца левой руки к струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатором или пиццикато.
Балалайка
дробь – существует три разновидности дроби: большая, малая, обратная. Исполняются они скользящими движениями пальцев правой руки по всем струнам. По характеру напоминает арпеджированное звучание.
Мелизмы
Трель – вид мелизма, быстрое и многократное чередование написанной ноты с соседней и верхней, отстоящей на полтона или на тон (малая секунда или большая секунда)
Мордент – (бук. кусающийся, острый) – вид мелизма образующийся путем исполнения после основного звука вспомогательного (на ступень выше или ниже) и повторения основного
*неперечеркнутый мордент – с верхней нотой
*перечеркнутый мордент – с нижней нотой)
Агогические нюансы
Meno mosso – мено моссо – менее подвижно
Piu mosso – пиу моссо – более подвижно
Tempo rubato –темпо рубато – более свободное в отношении темпа исполнение, не строго в такт
Ad libitum – ад либитум – по желанию исполнителя
Аккорды
Гармония – наука о строении аккордов и их соединении.
*Аккорд – созвучие, одновременное звучание не менее 3-х звуков различной высоты.
*Аккорды имеют основной вид и обращения.
*В основном виде аккорда звуки располагаются по терциям (большим и малым).
*Обращение аккорда – видоизменение аккорда путем перемещения верхнего звука на октаву вниз или нижнего на октаву вверх.