Элементы музыкальной формы

Контрольные термины

Народное отделение

Класс струнно-щипковых инструментов

 

Класс

Звукоряд – семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – 7 ступеней лада.

Такт фрагмент музыки, заключенный между сильными долями, ограниченный тактовыми чертами.

Размер обозначает количество долей определенной длительности, образующих такт.

Метр последовательное чередование опорных (сильных) и неопорных (слабых) долей такта.

Ритм – чередование звуков или созвучий различной длительности.

Темп – скорость движения музыкального произведения. Чаще всего в музыке обозначается итальянскими терминами.

Пауза знак молчания. В музыке перерыв звучания определенной длительности обозначается паузами. Длительности пауз соответствуют длительности нот.

Приемы игры – штрихи

Гитара

апояндо (удар), тирандо (щипок), апогадос – приемы приглушения струн или прекращение их звучания.

Домра

одинарные удары вниз, переменные удары, тремоло нон легато

(тремоло деташе) – тремолирование каждого звука отдельно.

Балалайка

пиццикато большим пальцем – щипок большим пальцем.

 

Знаки альтерации

Знаки альтерации – знаки изменения высоты звуков.

Диез – знак повышения ноты на полтона

Бемоль – знак понижения ноты на полтона

Бекар – знак отмены действия диеза и бемоля.

 

Динамика

Динамика – сила звучания

Динамические оттенки – оттенки силы звука

p (пиано) – тихо

f (форте) – громко

mf (меццо форте) – не очень громко

mp (меццо пиано) -не очень тихо

 

Класс

Приемы игры – штрихи

Гитара

арпеджио – последовательное исполнение в одном или нескольких аккордах всех записанных звуков, один за другим – «рассыпчато», как на арфе; легато - применяется для достижения плавной и связной звучности, певучей мелодии – восходящее и нисходящее легато; нон легато – извлечение каждого звука отдельно; стаккато – отрывистое, короткое звучание.

Домра

тремоло легато – связное тремоло - применяется для достижения плавной и связной звучности, певучей мелодии.

Балалайка

бряцание - чередующиеся удары указательным пальцем правой кисти по всем струнам (вниз и снизу вверх).

Гамма – звукоряд в пределах октавы.

Лад – соотношение устойчивых и неустойчивых звуков. Основными ладами музыки являются мажор и минор.

Тональность – звуковысотное положение лада. Например: до мажор, ля минор.

Затакт – это неполный такт. В затакте отсчитываются те доли, которые остались до начала следующего такта. Затакт вместе с последним тактом пьесы (также неполным) по количеству длительностей образует один полный такт.

Длительность ноты с точкой – точка, поставленная справа от ноты, увеличивает длительность ноты на половину ее основной длительности.

Темп

Медленные темпы:

Andante – анданте – не спеша, шагом.

Умеренные темпы:

Andantino – андантино – чуть скорее, чем анданте

Moderato – модерато – умеренно

Быстрые темпы:

Allegretto – аллегретто – менее скоро,чем аллегро

Allegro – аллегро - скоро

Знаки альтерации

Ключевые знаки – выставляются при ключе, указывают на тональность и действуют на протяжении всех октав.

Случайные знаки – выставляются перед нотой и действуют до конца такта в пределах данной октавы.

Динамика

сresc. (крещендо) – постепенно усиливая звук

dim. (диминуэндо) – постепенно ослабляя звук

pp – пианиссимо – очень тихо

ff – фортиссимо – очень громко

Знаки нотного сокращения

Реприза – знак повторения

Вольта – различные окончания при повторении

Музыкальная форма

Элементы музыкальной формы

Мотив – наименьшее музыкальное построение, состоящее из нескольких нот, одна из которых ударная (сильная доля). Мотивом может быть и одна нота.

Фраза - часть предложения, состоящая из двух или более мотивов.

Предложение – музыкальное построение, состоящее из двух или более фраз, завершенное каким-либо кадансом.

Класс

Приемы игры - штрихи

Гитара

Арпеджиато – прием, очень сходный с арпеджио, но исполняющийся несколько более быстрее при игре аккордов пальцами правой руки;

баррэ – прижатие двух или более струн на одном ладу. Прижатие двух или трех струн одним пальцем левой руки – малое баррэ, четырех и более струн – большое баррэ.

Домра

стаккато – коротко, отрывисто; пиццикато – щипок производится подушечками (ногтевой фалангой) пальцев – большим, средним или указательным.

Балалайка

двойное пиццикато – звук извлекается большим пальцем вниз и указательным снизу (одноголосно), тремоло – быстрое скольжение по струнам подушечками указательного пальца (этот прием является выразителем беспрерывного звучания).

Увеличение длительности с помощью лиги – одинаковые по высоте и наименованию звуки могут быть соединены лигой. При этом знаке извлекается непрерывный звук, продолжительность которого равна сумме длительностей залигованных нот. Увеличенная при помощи лиги длительность отсчитывается в соответствии с тактовым размером.

Темп

Медленные темпы:

Largo – ларго – медленно, широко

Lento – ленто – медленно

Быстрые темпы:

Vivo – виво – живо

Vivace – виваче – живее

Дополнительные обозначения, уточняющие темп:

Molto – мольто – очень

Accai – ассаи – весьма, очень

Агогические нюансы

Агогика – отклонение от темпа

Агогические нюансы – оттенки темпа

accel. (accelerando) – ачелерандо – ускоряя

rit. (ritenuto) – ритенуто – замедляя

a tempo – а темпо – в прежнем темпе

tempo primo – темпо примо – в первоначальном темпе

Динамика

sf. (sforzando) – сфорцандо – внезапно сильно выделяя

sub.f (subito forte) – субито форте – внезапно громко

sub.p (subito piano) – субито пиано – внезапно тихо

Акцент – выделяя отдельный звук или аккорд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: