Контрольные термины
Народное отделение
Класс струнно-щипковых инструментов
Класс
Звукоряд – семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – 7 ступеней лада.
Такт – фрагмент музыки, заключенный между сильными долями, ограниченный тактовыми чертами.
Размер – обозначает количество долей определенной длительности, образующих такт.
Метр – последовательное чередование опорных (сильных) и неопорных (слабых) долей такта.
Ритм – чередование звуков или созвучий различной длительности.
Темп – скорость движения музыкального произведения. Чаще всего в музыке обозначается итальянскими терминами.
Пауза – знак молчания. В музыке перерыв звучания определенной длительности обозначается паузами. Длительности пауз соответствуют длительности нот.
Приемы игры – штрихи
Гитара
апояндо (удар), тирандо (щипок), апогадос – приемы приглушения струн или прекращение их звучания.
Домра
одинарные удары вниз, переменные удары, тремоло нон легато
(тремоло деташе) – тремолирование каждого звука отдельно.
Балалайка
пиццикато большим пальцем – щипок большим пальцем.
Знаки альтерации
Знаки альтерации – знаки изменения высоты звуков.
Диез – знак повышения ноты на полтона
Бемоль – знак понижения ноты на полтона
Бекар – знак отмены действия диеза и бемоля.
Динамика
Динамика – сила звучания
Динамические оттенки – оттенки силы звука
p (пиано) – тихо
f (форте) – громко
mf (меццо форте) – не очень громко
mp (меццо пиано) -не очень тихо
Класс
Приемы игры – штрихи
Гитара
арпеджио – последовательное исполнение в одном или нескольких аккордах всех записанных звуков, один за другим – «рассыпчато», как на арфе; легато - применяется для достижения плавной и связной звучности, певучей мелодии – восходящее и нисходящее легато; нон легато – извлечение каждого звука отдельно; стаккато – отрывистое, короткое звучание.
Домра
тремоло легато – связное тремоло - применяется для достижения плавной и связной звучности, певучей мелодии.
Балалайка
бряцание - чередующиеся удары указательным пальцем правой кисти по всем струнам (вниз и снизу вверх).
Гамма – звукоряд в пределах октавы.
Лад – соотношение устойчивых и неустойчивых звуков. Основными ладами музыки являются мажор и минор.
Тональность – звуковысотное положение лада. Например: до мажор, ля минор.
Затакт – это неполный такт. В затакте отсчитываются те доли, которые остались до начала следующего такта. Затакт вместе с последним тактом пьесы (также неполным) по количеству длительностей образует один полный такт.
Длительность ноты с точкой – точка, поставленная справа от ноты, увеличивает длительность ноты на половину ее основной длительности.
Темп
Медленные темпы:
Andante – анданте – не спеша, шагом.
Умеренные темпы:
Andantino – андантино – чуть скорее, чем анданте
Moderato – модерато – умеренно
Быстрые темпы:
Allegretto – аллегретто – менее скоро,чем аллегро
Allegro – аллегро - скоро
Знаки альтерации
Ключевые знаки – выставляются при ключе, указывают на тональность и действуют на протяжении всех октав.
Случайные знаки – выставляются перед нотой и действуют до конца такта в пределах данной октавы.
Динамика
сresc. (крещендо) – постепенно усиливая звук
dim. (диминуэндо) – постепенно ослабляя звук
pp – пианиссимо – очень тихо
ff – фортиссимо – очень громко
Знаки нотного сокращения
Реприза – знак повторения
Вольта – различные окончания при повторении
Музыкальная форма
Элементы музыкальной формы
Мотив – наименьшее музыкальное построение, состоящее из нескольких нот, одна из которых ударная (сильная доля). Мотивом может быть и одна нота.
Фраза - часть предложения, состоящая из двух или более мотивов.
Предложение – музыкальное построение, состоящее из двух или более фраз, завершенное каким-либо кадансом.
Класс
Приемы игры - штрихи
Гитара
Арпеджиато – прием, очень сходный с арпеджио, но исполняющийся несколько более быстрее при игре аккордов пальцами правой руки;
баррэ – прижатие двух или более струн на одном ладу. Прижатие двух или трех струн одним пальцем левой руки – малое баррэ, четырех и более струн – большое баррэ.
Домра
стаккато – коротко, отрывисто; пиццикато – щипок производится подушечками (ногтевой фалангой) пальцев – большим, средним или указательным.
Балалайка
двойное пиццикато – звук извлекается большим пальцем вниз и указательным снизу (одноголосно), тремоло – быстрое скольжение по струнам подушечками указательного пальца (этот прием является выразителем беспрерывного звучания).
Увеличение длительности с помощью лиги – одинаковые по высоте и наименованию звуки могут быть соединены лигой. При этом знаке извлекается непрерывный звук, продолжительность которого равна сумме длительностей залигованных нот. Увеличенная при помощи лиги длительность отсчитывается в соответствии с тактовым размером.
Темп
Медленные темпы:
Largo – ларго – медленно, широко
Lento – ленто – медленно
Быстрые темпы:
Vivo – виво – живо
Vivace – виваче – живее
Дополнительные обозначения, уточняющие темп:
Molto – мольто – очень
Accai – ассаи – весьма, очень
Агогические нюансы
Агогика – отклонение от темпа
Агогические нюансы – оттенки темпа
accel. (accelerando) – ачелерандо – ускоряя
rit. (ritenuto) – ритенуто – замедляя
a tempo – а темпо – в прежнем темпе
tempo primo – темпо примо – в первоначальном темпе
Динамика
sf. (sforzando) – сфорцандо – внезапно сильно выделяя
sub.f (subito forte) – субито форте – внезапно громко
sub.p (subito piano) – субито пиано – внезапно тихо
Акцент – выделяя отдельный звук или аккорд.