Ценностно-целевое назначение экспертизы профессиональной деятельности учителя

 

Основное ценностно-целевое назначение экспертизы профессиональной деятельности учителя заключается в содействии развитию профессиональной компетентности учителя не только в условиях функционирования современной системы образования, но и с учетом ключевых направлений развития отечественного образования. Реализация основного ценностно-целевого назначения аттестации будет способствовать:

- выявлению актуальных направлений корректировки программ подготовки и повышения квалификации учителей;

- нахождению новых путей диссеминации лучших практик учителей;

- формированию корпуса учителей, активных участников инновационных изменений региональной системе образования.

Основным ориентиром разработки содержания экспертизы профессиональной деятельности учителя на современном этапе развития отечественной системы образования является стандарт профессиональной деятельности учителя., который предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности; для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации; для планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования; для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Основой единицей стандарта профессиональной деятельности учителя являются трудовые функции, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых производственным (педагогическим) процессом, и отражающая качественные характеристики деятельности и квалифицированность учителя.

Необходимые для осуществления профессиональной деятельности трудовые функции могут быть представлены совокупностью профессиональных задач, которые отражают изменения современной профессиональной деятельности учителя, происходящие под влиянием социокультурных факторов и проявляющиеся в новых функциях, контекстах деятельности, новых профессиональных ролях:

- реализовывать образовательную программу в соответствии с особенностями контингента обучающихся;

- проектировать образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образовательной программы;

- устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ;

- создавать среду реализации образовательной программы (образовательную среду образовательной организации, предметную среду учебной дисциплины) и использовать ее возможности в образовательной процессе;

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, необходимое для успешной реализации образовательной программы.

Решение профессиональных задач отражает творческую уникальность личности учителя, индивидуальность стиля профессиональной деятельности, степень свободы в выборе средств и методов решения задач. Поэтому первая часть содержания аттестации включает в себя набор основных задач профессиональной деятельности учителя. Вторая часть содержания аттестации направлена на выявление рефлексивных умений учителя, поскольку умение критической самооценки собственной профессиональной деятельности является важнейшей предпосылкой развития готовности учителя к непрерывному профессиональному образованию.

Таким образом, содержание экспертизы профессиональной деятельности учителя ориентировано на выявление сформированности компетенций, необходимых для решения профессиональных задач (осуществленияобобщенной трудовой функции профессиональной деятельности):

- когнитивной компетенция, предполагающая использование необходимой совокупности знаний (включая «скрытые» знания, приобретенные в собственном опыте);

- функциональной компетенции (умений «ноу-хау»), характеризующая совокупность необходимых для осуществления профессиональной деятельности умений;

- личностной компетенции, отражающей наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

 

ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРТИЗЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: