Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее рассредоточенные по экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям.
Их интеграция в одном месте свидетельствует о реальном росте влияния человеческих ресурсов в практике внутрифирменного руководства. Такое построение службы позволяет администрации реально управлять этим важным ресурсом и решать сложные задачи повышения эффективности производства.
Опрос специалистов показал, что в настоящее время наибольшие усилия кадровых подразделений (по затраченному времени) направлены на:
совершенствование трудовых отношений,
подбор кандидатов на вакантные должности,
разработку и реализацию учебных программ и программ социального развития,
а также организацию заработной платы.
При этом далеко не во всех случаях они могут самостоятельно принимать соответствующие решения, а делят эту обязанность прежде всего с линейными руководителями и с другими службами.
Таким образом, сегодня все больше преобладают не учетные, а содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности.
Резко возрос профессиональный уровень специалистов кадровых служб.
В их составе психологи, специалисты по управлению, методам обучения (педагоги) и трудовым отношениям, подготовка которых в широких масштабах ведется в университетах.
Из 100 специалистов в среднем:
12 — специалисты по тренингу, повышению квалификации и социальному развитию,
37 — по работе с кадрами и
38 являются руководителями общего профиля по работе с персоналом.
В последние годы во внутриорганизационном управлении выделился ряд новых профессий и специальностей, в том числе:
специалисты по набору персонала (рекрутеры),
интервьюеры (психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы),
методисты и инструкторы,
консультанты по вопросам карьеры,
специалисты по профориентации и организационному планированию.
В настоящее время в США многие кадровые функции для организации выполняются специализированными консультационными организациями, учебными центрами, фирмами по подбору руководителей и фирмами, предоставляющими временных работников, т.е. организациями управленческой инфраструктуры.
По данным опроса консультативных фирм по управлению, 25% из них участвуют в рационализации управления персоналом.
В США наряду с организациями, предоставляющими широкий набор кадровых услуг, наибольшее значение приобрели специализированные компании.
Так, Information Sciences выступает как ведущий разработчик управленческих информационных подсистем для работы с кадрами, одновременно оказывает различные услуги по их внедрению и ведет широкую консультативную работу.
Большая группа фирм специализируется на построении систем оплаты и (или) других видов вознаграждения (социальных льгот). Среди них можно выделить фирмы, предоставляющие услуги комплексного характера, и фирмы, осуществляющие консультирование по определенным видам вознаграждения (льгот) и по отдельным методам их исчисления (например, по аналитической оценке работ и тарификации).
Наряду с консультантами важную роль играют исследовательские фирмы, информационные центры.
Новое явление в сфере обслуживания кадровой работы — обособление функции подбора ключевого персонала, руководителей и специалистов в особый род инфраструктурных организаций (executive search firms).
Некоторые из них ведут счет на сотни тысяч рекомендованных и принятых клиентами на работу специалистов. А число самих фирм, например, в США оценивается примерно в 1,5 тыс.
Самая значительная по масштабу кадровых услуг — сфера профессиональной подготовки и повышения квалификации. На ее долю приходится от 20 до 40% всей суммы, затрачиваемой организациями в этой области. Причем создан также обширный рынок учебных материалов, программ, технических средств обучения.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом:
обеспечение организации кадрами,
их эффективное использование,
профессиональное и социальное развитие (рис. 2.4).
В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации.
В качестве базы для ее построения используются закономерности, принципы и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
«Закономерности и принципы управления персоналом» —тема следующей лекции.






