Факторы воздействия на людей в организации

Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

 

Первый — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — это отношения власти-подчинения, дав­ление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

 

Второй — культура, т.е. вырабатываемые обществом, органи­зацией, группой людей совместные ценности, социальные нор­мы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

 

Третий — рынок,сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственнос­ти, равновесии интересов продавца и покупателя.

 

Эти факторы воздействия — понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

 

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерар­хического управления, жесткой системы административного воз­действия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношениям, отношениям собственности, базирую­щимся на экономических методах.

Поэтому необходима разработ­ка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Главное внутри организации — работники, а за пределами — по­требители продукции.

Необходимо повернуть сознание работаю­щего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом эко­номическом смысле, не забывая о нравственности.

Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: