Теория элементарного обучения И.Г. Песталоцци

Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить». Песталоцци одним из первых поставил задачу психологизации обучения, в основу которого положена наглядность и учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Швейцарский педагог подчеркивал, что природа – это скала, а воспитание – здание, силы человеку даны природой, надо уметь только развивать их, укреплять, направлять и устранять вредные внешние воздействия и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого следует владеть законами развития физической и духовной природы ребенка.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к более сложным. Свою теорию формирования личности Песталоцци назвал элементарной по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного развития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Усваивая простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, человек познает мир. Во-вторых, теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, так что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.

Исходя из того, что человек в своем развитии повторяет судьбу человечества в целом, Песталоцци определял этапы образования. Разложив педагогический процесс на простейшие элементы – «кирпичики», он устанавливал число, форму, язык как первичные элементы умственного воспитания. Элементами нравственного воспитания считались отношения ребенка с матерью, чувства гармонии и красоты. Элементами физического и трудового воспитания были простейшие телодвижения и навыки. Число «кирпичиков» постепенно нарастало, позволяя развивать и расширять заложенные в каждом человеке способности.

Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье с раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике. Песталоцци создал определенную «азбуку умений», освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили такие элементарные физические упражнения – бить, толкать, бросать, носить и др. В интернатах, где работал Песталоцци, физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным. По мысли педагога, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Одним из первых Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники трудились в поле, работали на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету, письму. Однако, как показала история, подобное объединение обучения и производительного труда у Песталоцци носило механический характер, но идея, высказанная и реализованная им, была прогрессивной и намного опередила свое время. Песталоцци критиковал современную ему профессиональную и трудовую подготовку молодежи. Он полагал, что правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми.

Нравственное воспитание является центром всего воспитания. По мнению Песталоцци, нравственное воспитание осуществляется в результате постоянных упражнений ребенка в благих делах, приносящих пользу другим людям. Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Особое значение в воспитании нравственности занимают школа и учителя. В школе отношения должны строиться на основе искренности, открытости, духовности, терпения и безграничной любви и веры учителя к своим ученикам. Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием, поэтому Песталоцци был сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций.

Учение Песталоцци об умственном воспитании заслуживает особого внимания. Великому педагогу принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего и развивающего обучения. Он считал, что «обучение должно быть подчинено воспитанию, а учитель должен вырабатывать в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд уже готовые знания».

Большая заслуга И.Г. Песталоцци заключается в том, что он разработал основы частных методик начального обучения, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. С целью упорядочить наблюдения ребенка над сложным миром и облегчить их Песталоцци сделал попытку выделить простейшие элементы познавательной деятельности, отражающие общие для всех предметов свойства. Таким простейшими элементами, которые должны служить исходным моментом начального обучения, ему представлялись: число (простейший элемент числа – единица); форма (ее простейший элемент – прямая линия); слово (простейший элемент – звук).

В основу методики преподавания родного языка им был положен принцип развития речи ребенка. Обучение родному языку связывалось с наглядностью и сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Песталоцци выделил в слове основной элемент звук и предложил звуковой метод обучения грамоте,тогда как повсеместно господствовал громоздкий буквослагательный метод, посредством которого было весьма сложно научить читать и писать.

Таким образом, следует заключить, что И.Г. Песталоцци наметил широкую программу начального обучения, дал обстоятельные методические рекомендации к ее практическому осуществлению. А открытые им частные методики начального образования широко применяются и в современной начальной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: