Воспитательные взгляды Л.Н. Толстого

Взгляды Толстого на воспитание не всегда были одинаковыми. Вначале своей деятельности Толстой считал, что воспитание портит детей. Воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, не может быть оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики.

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам. В этот период Толстой убежден, что воспитатель только потому может заниматься с таким жаром воспитанием ребенка, что в основе этого стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя, т.е. больше испорченным. Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно, не возможно. Он не признает права воспитания и поэтому считает, что детям нужны только знания и школа не должна вмешиваться в формирование личности. Все это очень хорошо иллюстрирует конкретный случай, произошедший в яснополянской школе. Ученик украл книжку, его поймали с поличным. Ребята решили навесить на него бумажный ярлык со словом «вор» – для позора. Но, пишет Толстой, «мне так вдруг стало совестно и гадко, что я сдернул с него глупый ярлык, велел ему идти, куда он хочет, и убедился вдруг не умом, а всем существом убедился, что не имею права мучить ребенка, что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказания. И что за дичь? Мальчик украл книгу, а я налепляю ему бумажку со словом «вор», которое значит совсем другое. Зачем? «Наказать его стыдом,» – скажут мне. Наказать его стыдом? Зачем? Что такое стыд? И разве известно, что стыд уничтожает наклонность к воровству? Может быть он поощряет ее. То, что выражалось на его лице, м.б.было не стыд? Даже наверное это был не стыд, а что-то другое, что, м.б., стало бы всегда в его душе и что не нужно было вызывать».

В 90-е годы в статье «О воспитании» Толстой высказывает мысль о том, что воспитание и обучение неразлучны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Воспитывающее влияние оказывает на детей пример учителя. В статье «Роль примера и подражания в воспитании» он пишет: «Невозможно воспитывать детей хорошо, если сам дурень». «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и твою науку, и ты воспитаешь их».

Уделяет Толстой и вопросу призвания учительской профессии. Он говорит, что учительское призвание есть высокое и благородное. «Не тот учитель, кто получает образование и воспитание учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Толстой требует от учителя любви к своему делу. В своей статье «Общие замечания для учителя» он пишет: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем, если учитель имеет только любовь к ученикам, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам – он совершенный учитель».

Толстой видит большое значение нравственного воспитания и разрабатывает «Беседы с детьми по нравственным вопросам».

Таким образом, в области педагогики Толстой прошел сложный путь. Он признавал большую роль народных масс в истории. Но в людях надо искоренить зло. Сделать это можно при помощи воспитания. Воспитание и образование избавит крестьянство от невежества, пороков и нищеты.

Он видит недостаточное распространение образования в среде народных масс, организовано оно тоже крайне плохо, направлено на подавление личности. Он много слышит о заграничных школах, едет туда, но возвращается разочарованным, потому что и там царят наказание, подавление личности.

Когда-то считали, что без розги научить грамоте невозможно. Крестьяне неохотно отдавали сначала детей в школу Толстого: там не бьют, значит, пустая трата времени, ничему и не научит».

Первое слово о свободной школе принадлежит Толстому. Потом эта идея будет подхвачена десятками педагогов на Западе, разработана, превращена в тома ученых–профессоров, извращена до неузнаваемости и вернется в Россию как западная идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: